Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 10:15, контрольная работа
Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
1. Наблюдение как метод психологических исследований,
его разновидности... ……………………………………………………………стр. 3
2. Сущность нравственного воспитания и его роль
в процессе формирования моральных качеств личности………..….………. стр. 7
3. Список литературы…………………..………………………………..……….. стр. 15
Федеральное
агентство по образованию
Филиал Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета
в г. Череповце
Кафедра
социогуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по психологии и педагогике:
«Наблюдение как метод психологических исследований, его разновидности».
«Сущность нравственного воспитания и его роль в процессе формирования
моральных
качеств личности».
Выполнила
студент 1 курса
1ЭТП-07
Проверил
Преподаватель
Череповец 2007 г.
Содержание:
его разновидности... ……………………………………………………………стр. 3
в процессе формирования моральных качеств личности………..….………. стр. 7
1.
Наблюдение как метод
психологических исследований,
его разновидности.
Наблюдение
является одним из наиболее часто
используемых в психологии исследовательских
методов. Наблюдение может применяться
в качестве самостоятельного метода,
но обычно оно органически включается
в состав других методов исследования,
таких, как беседа, изучение продуктов деятельности,
различные типы эксперимента и т.д.
Наблюдением
называется целенаправленное, организованное
восприятие и регистрация объекта.
Наблюдение наряду с самонаблюдением
является старейшим психологическим методом.
Как научный эмпирический метод наблюдение
широко применяется с конца
XIX века в клинической психологии, психологии
развития и педагогической психологии,
в социальной психологии, а с начала XX
века - в психологии труда,
т.е. в тех областях, где особое значение
имеет фиксация особенностей естественного
поведения человека в привычных для него условиях,
где вмешательство экспериментатора нарушает
процесс взаимодействия человека
со средой. Тем самым для наблюдения особое
значение имеет сохранение «внешней»
валидности.
Различают
несистематическое
и систематическое наблюдение: несистематическое
наблюдение проводится в ходе полевого
исследования и широко применяется
в этнопсихологии, психологии развития,
социальной психологии. Для исследователя,
проводящего несистематическое наблюдение, важны
не фиксация причинных зависимостей и
строгое описание явления, а создание некоторой
обобщенной картины поведения индивида
либо группы в определенных условиях; систематическое
наблюдение проводится по определенному
плану. Исследователь выделяет регистрируемые
особенности поведения (переменные) и
классифицирует условия внешней среды.
План систематического наблюдения соответствует
схеме квазиэксперимента
или корреляционного исследования (о них
речь пойдет далее).
Различают «сплошное» и выборочное наблюдение:
- в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения;
- во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
Наблюдение
может проводиться
Фиксация
результатов наблюдения может производиться
в процессе наблюдения либо отсрочено.
В последнем случае возрастает значение
памяти наблюдателя, «страдает»
полнота и надежность регистрации поведения,
а, следовательно,
и достоверность полученных результатов.
Особое значение имеет проблема наблюдателя.
Поведение человека или группы людей изменяется, если
они знают, что за ними наблюдают со стороны.
Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен
группе или индивиду, значим и может компетентно оценить
поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя
проявляется при обучении сложным навыкам,
выполнении новых и сложных задач, например,
при исследовании
«закрытых групп» (банд, воинских коллективов,
подростковых группировок и т.д.) внешнее
наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает,
что наблюдатель сам является членом группы,
поведение которой он исследует. При исследовании
индивида, например ребенка, наблюдатель находится
в постоянном, естественном общении с
ним.
Существуют два варианта включенного наблюдения:
В любом случае важнейшую роль играет личность психолога – его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.
Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не знают, что они - объекты наблюдения или экпериментальных манипуляций.
Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века.
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.
Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.
Результаты
наблюдений обычно систематизируются
в виде индивидуальных (или групповых) характеристик.
Такие характеристики представляют собой развернутые
описания наиболее существенных особенностей
предмета исследования. Тем самым
результаты наблюдений являются одновременно исходным
материалом для последующего психологического
анализа. Переход от данных наблюдения к
объяснению наблюдаемого, являющийся
выражением более общих законов познания,
свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим)
методам: анкетированию, беседе и изучению
продуктов деятельности.
Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.
Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.
Объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:
а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные - это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные - это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.