Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 10:15, контрольная работа
Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
1. Наблюдение как метод психологических исследований,
его разновидности... ……………………………………………………………стр. 3
2. Сущность нравственного воспитания и его роль
в процессе формирования моральных качеств личности………..….………. стр. 7
3. Список литературы…………………..………………………………..……….. стр. 15
К объективным недостаткам прежде всего относят:
-
ограниченность, принципиально частный
характер каждой наблюдаемой
ситуации. Поэтому, каким бы
-
сложность, а часто и просто
невозможность повторения
-
высокая трудоемкость метода. Осуществление
наблюдения зачастую
Многообразны
и трудности субъективного
-
различие в социальном
-
несхожесть их интересов,
К примеру, обращение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто становится нормой для всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки иногда позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, правильной ее оценке:
- на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценке происходящего;
-
результаты наблюдения
Итак, наблюдение - древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основное преимущество - это изучение социальных процессов в естественных условиях. Основными недотатками являются - ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации, невозможность повторения наблюдений, установки, интересы, личностные особенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результаты наблюдения.
Рассмотренная
классификация наблюдений, как и
любая типология, условна и отражает
лишь наиболее значимые особенности
наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая
цель и характер планируемого исследования,
решая вопрос о применении метода наблюдения,
соотносят позитивные и негативные свойства
его различных видов. Перечисленные выше
классификации не противостоят одна другой,
а отражают независимые критерии, дополняющие
друг друга.
2. Сущность
нравственного воспитания
и его роль в процессе
формирования моральных
качеств личности.
1).
Формирование нравственности
Мораль
как регулятор поведения
В
процессе воспитания личности исключительно
важное значение имеет формирование ее
нравственности. Дело в том, что люди, будучи
членами социальной системы и находясь
во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным
образом организованы и в той или иной
мере согласовывать свою деятельность
с другими членами сообщества, подчинятся
определенным нормам, правилам и требованиям.
Вот почему в каждом обществе вырабатывается
множество разнообразных средств, функцией
которых является регуляция поведения
человека во всех сферах его жизни и деятельности
– в труде и в быту, в семье и в отношениях
с другими людьми, в политике и науке, в
гражданских проявлениях, играх и т.д.
Такую регулирующую функцию, в частности,
выполняют правовые нормы и различные
постановления государственных органов,
производственно-
Есть существенное отличия в
том, как влияют на поведение
людей различные правовые
Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают еще более серьезный характер.
Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если то же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а значит, может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике – философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному развитию и совершенствованию личности.
Но
моральные усовершенствования поддерживаются
не только силой общественного мнения.
Большую роль в этом играют нравственные
обычаи, привычки и традиции, которые культивируются
в обществе. Люди давно заметили, что нравственность
личности не может основываться только
на ее моральной сознательности, что она
становится более прочной, когда соблюдение
нравственных норм и правил приобретает
характер привычных способов поведения
и деятельности. Это, как будет показано
ниже, имеет большое значение для воспитания.
Здесь же подчеркнем следующее
положение. Поскольку соблюдение нравственных
требований общества в конечном итоге
зависит от самой личности, поскольку
она выступает в качестве хранительницы
и субъекта морального прогресса, вполне
понятно, какое огромное значение приобретает
нравственное воспитание, повышение его
содержательности и педагогической действительности.
Многие общественные деятели, писатели
и педагоги с давних времен считали, что
нравственное воспитание не только оказывает
решающее влияние на формирование
положительных качеств личности, но и
является главной задачей школы и должно
быть в центре ее воспитательной деятельности.
2). Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности.
Вопросы
о решающей роли нравственного воспитания
в развитии и формировании личности
осознавались и ставились в педагогике
с давних времен. Подчеркнем, что
они связывались главным
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Однако из педагогов-классиков прошлого столетия наиболее полно, ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…»
Убежденные
в том, что нравственность не есть
необходимое последствие учености и умственного
развития, мы еще убеждены и в том, что
влияние нравственное составляет главную
задачу воспитания, гораздо более важную,
чем развитие ума вообще, наполнение головы
познаниями… Но если педагоги-классики
признавали огромную роль нравственности
в развитии и формировании личности, тем
большее значение имеет эта проблема в
системе современного воспитания.
3). Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности.
Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.
Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.
Но
что означают моральные (нравственные)
нормы, правила и требования к поведению
личности? Они есть не что иное, как выражение
определенных отношений, предписываемых
моралью общества к поведению и деятельности
личности в различных сферах общественной
и личной жизни, а также в общении и контактах
с другими людьми.