Наказание и поощрение в нравственном воспитании учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование роли поощрения и наказания в нравственном воспитании учащихся

Исходя из цели, можно обозначить следующие задачи:

- проанализировать и обобщить психологическую литературу для определения базы для настоящего исследования;

- провести эмпирическое исследование роли поощрения и наказания в нравственном воспитании учащихся;

- обобщить полученные результаты в виде выводов;

Работа состоит из  1 файл

наказание и поощрение.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)
 

      По данной методике можно сказать,  что данной группе нравственное  понятие сформировано неправильное  представление о данном нравственном  понятии.

     Далее мы рассмотрели методику для выявления нравственных ориентаций ребенка, методика «Что мы ценим в людях», полученные результаты представили в виде таблицы:   
 

Кол-во бал.по методике
1 1
2 2
3 1
4 2
5 1
6 2
7 3
8 1
9 1
10 3
11 1
12 0
13 2
14 1
15 1
16 0
17 3
18 1
19 2
20 1
Ср.знач 1,4
 

     По среднему значению, у данной группы нравственные ориентиры существую, но соответствовать им дети не стремятся или считают это не достижимой мечтой. Они адекватно оценивают поступки, однако, отношение к нравственным нормам не устойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

     Далее мы рассмотрели эту же методику, но на группе № 2, так же полученные результаты представили в идее таблицы: 

Кол-во бал.по методике
1 2
2 3
3 3
4 2
5 2
6 3
7 1
8 2
9 2
10 2
11 3
12 2
13 3
14 2
15 1
16 2
17 1
18 2
19 3
20 3
Ср.знач 2,11
 

  По  среднему значению, у данной группы  нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные  реакции адекватны, но отношение  к нравственным нормам еще  недостаточно устойчиво. 

     Далее мы рассмотрели методику для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам, методика «Как поступать», полученные результаты у группы № 1, приставили виде таблицы:   

Кол-во бал.по методике
1 0
2 1
3 1
4 1
5 0
6 0
7 0
8 0
9 1
10 2
11 1
12 1
13 1
14 0
15 0
16 0
17 0
18 0
19 1
20 1
Ср.знач 0,52
 

     По среднему значению, у данной  группы не четкое отношение  к нравственным нормам. Отношение  к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняют поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.  

     Далее мы рассмотрели эту же методику, но на группе № 2, так же полученные результаты представили в идее таблицы: 
 

Кол-во бал.по методике
1 3
2 3
3 2
4 3
5 2
6 2
7 3
8 3
9 3
10 2
11 3
12 3
13 2
14 3
15 3
16 3
17 3
18 3
19 3
20 2
Ср.знач 2,70
 
 

     По среднему значению, у данной  группы дети обосновывают свой  выбор нравственным установкам, эмоциональные реакции адекватны,  отношение к нравственным нормам  активное и устойчивое.

     После тестирования испытуемых мы разработали совместно с учителями программы нравственного воспитания детей. Эта программа продолжалась 3 недели, в течении этих недель мы совместно с учителями наблюдали за детьми.

     Программа нравственного развития  детей.

  1. Помощь Ветеранам В.О.В., которая заключалась в том, что дети убирались в доме, приносили продукты, и так далее.
  2. Помощь сиротам, пожертвования, дети приносят игрушки, ненужные вещи и так далее.
  3. Уборка школьной территории (всего класса).
  4. Концертная программа для детей инвалидов, а так же для детей сирот.

     В прохождении данной программы  учувствовали две группы, по 20 человек, 8 «А», 8 «Б». В 8 «А» классе учитель только хвалил детей за их помощь людям, за проявления творчества в концертной программе, при этом вообще не наказывал и не ругал, если и были оплошности детей, то спокойно указывал на них. В конце исследования дети не переставали помогать нуждающимся и им эта программа очень понравилась.   

     В 8 «Б» классе учитель старался  ругать, наказывать детей за оплошности, постоянно указывал на недостатки детей, в конце исследования дети вообще потеряли интерес к программе.

     Далее мы опять протестировали  детей и получили следующие  результаты.   

    Баллы по м-ке что хорошо и что плохо Баллы по м-ке что мы ценим в людях Баллы по м-ке как поступать 
  8 «А» 8 «Б» 8  «А» 8

«Б»

8

«А»

8

«Б»

1 3 1 3 2 2 1
2 2 1 3 3 3 1
3 3 1 3 1 1 1
4 3 1 3 2 2 1
5 3 1 2 2 3 2
6 2 2 2 1 2 1
7 3 1 3 1 1 2
8 2 1 3 1 2 1
9 3 1 3 1 2 2
10 2 1 3 1 2 3
11 3 1 3 1 3 1
12 2 1 3 3 3 1
13 3 1 2 1 3 2
14 3 2 3 2 3 0
15 2 2 3 1 2 0
16 3 1 3 3 3 2
17 3 2 3 1 2 1
18 3 1 3 2 2 0
19 3 1 3 3 3 0
20 2 1 3 3   3
Ср.знач 2,6 1,3 2,8 1,7 2,29 1,25
 

     Сравнивая полученные результаты до проведения программы и после проведения программы, можно сказать, что произошли существенные изменения, так как результаты первой группы, где учитель хвалил детей, улучшились, а у детей второй группы после программы результаты ухудшились.  

     Делая общий вывод можно сказать,  что в контексте нашего исследования, в нравственном воспитании детей, не следует наказывать детей и их проявлениях добра, ответственности, и так далее, следует осторожно указывать на недостатки поступков, объяснять при этом что хорошо, а что плохо. 

     А поощрения в данном исследовании только стимулировало детей на то что бы дети помогали людям, то есть нужно использовать различные приемы поощрения и наказания в меру, таким образом, дети поймут что хорошо, а что плохо.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ 
 

     В результате теоретического анализа научной литературы можно сделать следующие выводы.

1. Поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то "шкалы" пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей.

2. Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.

3. Виды поощрения и наказания:

     - Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

     - Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

     - Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Информация о работе Наказание и поощрение в нравственном воспитании учащихся