Нарушение речи и нейропсихологические методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:12, реферат

Описание

Нарушение речи возникает вследствие органического поражения головного мозга, тех его участков мозга, которые отвечают за речевую зону, происходит искаженное произношение звуков. Причины органического поражения вызываются нарушением мозгового кровообращения, опухолями головного мозга, пороками развития нервной системы.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 43.85 Кб (Скачать документ)

     Проблема  состава и направленности комплекса  приемов, адекватных для достижения той или иной нейропсихологической диагностической цели, решается в  каждом конкретном случае, исходя из индивидуального  подхода, системности в динамической организации функций и всесторонности охвата симптомов, развитие которых  подлежит прогнозированию. Исследование целесообразно планировать так, чтобы оно позволяло не только фиксировать расстройства, но и выявлять его механизмы. При поврежденном мозге интерпретация полученных результатов должна отражать и компенсаторные следствия, особенно актуальные при  длительных сроках болезни. 
 

2. Психосоматические заболевания, причины, виды. 

Психосоматические заболевания

      Психосоматические заболевания – это физические заболевания или нарушения,причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты,недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могутвозникать не только в ответ на психические эмоциональные воздействия, но и напрямое действие раздражителей. Представления, воображение также могутоказывать влияние на соматическое состояние человека.

Нарушения, возникающие в организме под  влиянием психических факторов,

называют  психогенными. Психогенные факторы  могут вызывать многочисленные физиологические нарушения в разных органах и системах организма: в сердечно- сосудистой системе, в системе дыхания, в пищеварительном тракте, в сексуальной сфере, в вегетативной системе и т.д. Существуют психические психогенные заболевания: реактивные психозы, неврозы, патохарактерологические формирования личности и психосоматические заболевания.

      Своё  распространение и развитие психосоматика получила в начале 20-го века, после появления и развития психоанализа. Тогда были зарегистрированы миллионы случаев “функциональных” пациентов, соматические жалобы которых не подтверждались объективными исследованиями, а лечение ортодоксальными

медикаментозными  средствами было неэффективно. Необходима была коррекция аффективных состояний, нарушенных межличностных отношений больных, то есть психотерапия, психологическое консультирование.

      До  сих пор отношение к психосоматическим  заболеваниям, их происхождению и лечению неоднозначно. Но Э. Берн справедливо заметил, что “не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматический медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая”.

     Психосоматические заболевания –  это такие заболевания, причинами которых  являются в большей  мере мыслительные процессы больного, чем непосредственно  какие-либо физиологические  причины. Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, депрессия, чувство вины, тогда болезнь может быть квалифицирована как психосоматическая».

     Итак, стало понятно, что  для возникновения  психосоматических  заболеваний, основными  травмирующими факторами  являются наши эмоциональные  состояния. К ним относятся: смерть близкого и любимого человека, развод, увольнение, затянувшиеся конфликты, травмирующие события, приводящие к негативным эмоциям (гнев, ненависть, горе, тоска, зависть и т.д.). Как говорится, «капля камень точит». Эту фразу можно понимать буквально. В состоянии стресса в кровь выбрасывается масса «экстремальных» гормонов, и когда поступают их «убойные» дозы, в организме меняются биохимические процессы, а это разрушает наши ткани и органы.

Современная медицина в психосоматический  список заболеваний  вносит от 50% до 90% существующих. Это такие заболевания  как:

  • бронхиальная астма,
  • сахарный диабет,
  • заболевания желудочно-кишечного тракта,
  • функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы,
  • аллергия, нейродермит,
  • головные боли,
  • нарушения сна и др.

1.Умственная  отсталость. Задержка  психического развития.

Виды  психосоматического заболевания

  • Психосоматические реакции
  • Функциональные невротические расстройства органов
  • Соматоформные расстройства
  • Конверсионные расстройства
  • Психосоматические заболевания

   Психосоматические реакции – это кратковременные изменения со стороны различных систем организма. К ним можно отнести: учащение пульса, повышение артериального давления, изменение частоты и глубины дыхания, покраснение или бледность кожных покровов, внезапную мышечную слабость, кратковременное нарушение стула или мочеиспускания и множество других, как правило, физиологических и кратковременных расстройств, возникающих после психических переживаний. Вероятно, к психосоматическим реакциям следует также отнести ряд временных изменений, фиксируемых с помощь биохимических методов исследования: изменения сахара в крови, ее свертываемости или иммунной активности и т.д.

   Функциональные  невротические нарушения различных  органов: сердца, желудка, кишечника  и т.д., представляют собой те функциональные расстройства, которые преимущественно  сконцентрированы в определенных органах, причем изменения в этих органах  явно носят функциональный характер, и мы не можем обнаружить объективных  признаков поражения этих органов.

   Для соматоформных расстройств характерно: множество постоянных жалоб на неприятные и тягостные ощущения, по описаниям больных приближающиеся к сенестопатиям, функциональные расстройства, наблюдающиеся со стороны нескольких органов, при отсутствии объективных признаков их повреждения. Отчетливо просматривается взаимосвязь жалоб пациента с психологическими факторами. Выделяют различные варианты соматоформных расстройств: соматизированные, недифференцированные, конверсионные, болевые, ипохондрические, дисморфофобические и неуточненные. В отечественной психиатрии соматоформные расстройства относят к психогенной патологии ( включая ятрогении) и связывают с динамикой конституционально – личностностных особенностей больного.

   В симптоматики конверсионных расстройств  отчетливо и символически проявляется  личностные особенности больных  и влияние психотравмирующего фактора.

     В происхождении классических психосоматических  заболеваний, к которым, как правило, относят: язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму, гипертоническую  болезнь, нейродермит, неспецифический  полиартрит, тиреотоксикоз и язвенный колит, определяющую этиологическую роль играет неблагоприятный психологический  фактор. Он также обостряет течение  заболевания, приводит к рецидивам  и существенно окрашивает клиническую  симптоматику болезни. Однако, объективные методы исследования выявляют органическое повреждение тканей различных органов, как правило, обусловленное продолжительным нарушением функции этих органов.  
 
 
 
 

У́мственная отста́лость «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».

Термин  «олигофрения» предложил Эмиль  Крепелин.

     Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

     "Точная  оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

Умственная  отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. 

     К причинам умственной отсталости относятся в основном те повреждающие факторы, которые действуют внутриутробно (пренатальные факторы), во время родов (перинатальные) и сразу после родов (ранние постнатальные). К числу пренатальных факторов относятся недостаточное питание, эндокринные нарушения, интоксикации, радиоактивное облучение, а также инфекции, которыми мать переболела во время беременности (например, краснуха). Перинатальные факторы включают кровоизлияния в мозг, аноксию (кислородное голодание), механическое повреждение головного мозга во время родов. Самые распространенные постнатальные причины – тяжелые инфекционные заболевания новорожденных, преимущественно менингиты и энцефалиты, сопровождающиеся воспалением головного мозга.

     Следует заметить, что далеко не у всех больных, которые подвергались действию этих факторов, развивается умственная отсталость. Кроме того, ее развитие в большей  степени зависит от времени, когда  действовал фактор, нежели от его природы. Другими словами, любой из ряда совершенно разных факторов, действуя в определенный период индивидуального развития, может приводить к развитию одной и той же формы умственной отсталости, а тот же самый фактор, действуя в разные периоды, может вызывать различные ее формы.

     Не  исключено, что к числу причин умственной отсталости относится также  резус-конфликт матери и плода. Поскольку  во время беременности некоторое  количество плазмы крови матери проникает  в организм плода, при несовместимости  по резус-фактору или другим факторам крови может происходить массивное  разрушение его кровяных клеток (эритроцитов) с тяжелыми последствиями для  развивающегося организма. Полагают, что  даже в отсутствие явных признаков  патологии повреждение кровяных клеток может быть достаточно выраженным, чтобы нарушить развитие мозга и  вызвать впоследствии умственную отсталость. Рядом исследований установлено, что среди лиц с простой ее формой чаще встречаются резус-положительные дети, рожденные от резус-отрицательных матерей, чем среди здоровых или больных со специфическими формами умственной отсталости. В то же время другими исследованиями эти данные подтверждены не были, поэтому окончательное заключение выносить пока нельзя.

     Наследственность  в настоящее время считается  не столь частой причиной отсталости, как предполагалось раньше. К числу  наследственных относятся такие редкие ее формы, как, например, фенилкетонурия и болезнь Тея – Сакса. Они связаны с метаболическими расстройствами, в основе которых лежит один рецессивный ген. Полагают, что и некоторые случаи микроцефалии обусловлены генетическим дефектом. Синдром Дауна, хотя и вызывается хромосомной аномалией, не является наследственным заболеванием; причина его – ошибка (нерасхождение одной из пар хромосом), возникающая в процессе формирования половых клеток у матери и приводящая к тому, что ребенок получает дополнительный хромосомный материал, обычно в виде третьей 21-й хромосомы (в норме их должно быть только две).

Задержка  психического развития.

     Задержка  психического развития – наиболее распространенная психическая проблема среди детей. Зачастую ЗПР не является заболеванием и характеризуется лишь небольшим отставанием ребенка в развитии.

     Обычно  обнаруживают, когда ребенку исполняется 6-7 лет, и он идет в школу. Дети с ЗПР несколько отстают от сверстников, хуже усваивают школьные знания, имеют проблемы с дисциплиной и предпочитают игровую деятельность учебной. 
 

ЗПРР  виды, симптомы

Задержка  психического и речевого развития – это психическое расстройство, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это расстройство является более легким, чем, например, олигофрения, и поддается лечению.

Существует  несколько причин возникновения ЗПРР у детей:

  1. Конституциональное происхождение 

Дети с ЗПРР конституционального происхождения характеризуются инфантильным типом телосложения, имеют эмоциональное развитие, характерное для более младшего возраста, могут творчески мыслить и долго играть. Дети с подобными отставаниями гораздо более подвижны, чем их сверстники, однако при интеллектуальных нагрузках устают раньше. Таким детям трудно усваивать общую школьную программу и подчинятся общей дисциплине.

  1. Соматогенное происхождение 

Дети с ЗПР соматогенного происхождения менее развиты в эмоциональном плане из-за каких-либо хронических заболеваний, например, порока сердца. Такие дети чувствуют неуверенность в собственных силах, боятся окружающего мира, легко теряются в непривычных условиях.

Информация о работе Нарушение речи и нейропсихологические методы исследования