Нарушение слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание

Звук характеризуется такими чертами, как частота и амплитуда. Амплитуда означает силу, с которой звуковые волны оказывают давление. Частота – это число колебаний в секунду, которое делает звуковая волна. Потеря способности обнаруживать некоторые частоты или неспособность различать звуки с низкой амплитудой, называется нарушением слуха. Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушением слуха может страдать любой организм, способный воспринимать звук.

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
Этиологические факторы
нарушения слуха у новорожденных детей…………………………5
Внутриутробные вирусы и бактериальные инфекции…………….8
Роль генетических факторов в возникновении тугоухости………10
Виды нарушения
Сенсориневральные нарушения слуха………………………11
Кондуктивные нарушения слуха…………………………….12
Литература…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Нарушение слуха.docx

— 44.30 Кб (Скачать документ)
  • семейная глухота;
  • возраст матери моложе 18 и старше 30 лет;
  • высокий порядковый номер беременности, патология беременности, а также многоплодная беременность;
  • заболевания матери во время беременности как соматические, так и инфекционные (вирусные и бактериальные);
  • прием матери во время беременности ототоксических препаратов, курение, алкоголизм, профессиональные вредности;
  • патология родов, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма, маленький вес при рождении (менее 1500гр), недоношенность;
  • гипербилирубинемия (в том числе и ГБН);
  • заболевания внутреннего и среднего уха;
  • детские инфекции, менингоэнцефалит, сепсис;
  • ототоксические антибиотики;
  • черепномозговые травмы.

 

  1. Виды нарушения

  5.1.Cенсориневральные нарушения слуха

Сенсориневральные нарушения слуха - нарушения, при которых страдает процесс звуковосприятия. Проблемы с последним возникают, когда имеют место повреждения, дисфункции, недоразвитие и прочие патологические изменения в улитке, волокнах слухового нерва и центрах нервной системы, отвечающих за анализ звуковых сигналов. Т.е. анатомический субстратсенсориневральных нарушений слуха обычно располагается не на уровнях наружного и среднего уха, и во внутреннем ухе и головном мозге.

Сенсориневральные нарушения слуха могут возникнуть в любом возрасте, но значительная часть их проявляется уже в самом раннем детстве (обычно – уже к моменту рождения). Среди причин этого типа нарушений слуха значатся многие генетические и внешне средовые факторы. Например, хорошо известно, что более половины (около 60%) всех случаев врожденной сенсориневральной тугоухости и глухоты обусловлены чисто наследственными причинами. Оставшаяся часть случаев приходится на долю неблагоприятных внешне средовых влияний, оказываемых на органы слуха зародыша или уже родившегося человека.

Например, причиной сенсориневральных нарушений слуха могут быть мутации (поломки) в отдельных генах человека, кодирующих белковые молекулы, важные для нормальной работы слухового анализатора. К таким белкам относятся коннексин-26, миозин-7а и другие. Кроме того, к сенсориневральной глухоте и тугоухости могут приводить и негенетические пороки развития улитки, заболевания внутреннего уха и нервной системы (опухоли, воспалительные заболевания, дегенерации, травмы), токсические влияния некоторых химикатов (включая медикаменты), шумовая травма и др. Диагностика сенсориневральных нарушений слуха проводится по тому же принципу, что и диагностика кондуктивной тугоухости и глухоты. Проводит ее также лор или отолог. Оценка жалоб, осмотр области наружного уха, слухового прохода, барабанной перепонки, затем – аудиометрия, данные которой позволяют установить именно сенсориневральный характер нарушений слуха и степень их тяжести. Учитывая то, что при сенсориневральной природе нарушений слуха ранняя диагностика имеет исключительно важное значение, в ряде случаев применяются другие, более "быстрые" методы аудиологического обследования – отоакустическая эмиссия и исследование слуховых вызванных потенциалов ствола мозга.

 

5.2. Кондуктивные нарушения слуха

Кондуктивные нарушения слуха – нарушения, при которых страдает процесс проведения звуковых волн из внешней среды к структурам уха, трансформирующим эти волны в электрические сигналы.

А поскольку с уровня внутреннего  уха (улитки) уже начинается процесс звуковосприятия, то субстратом кондуктивных нарушений слуха всегда являются повреждение, дисфункции или недоразвитие структур лишь наружного и среднего уха. т.е. – ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонки и слуховых косточек.

Проблемы с вышеозначенными  образованиями могут быть разными. Например, при ряде наследственных синдромов или неблагоприятных внешнесредовых влияниях на развивающийся плод, человек рождается с пороками развития наружного уха – отсутствием или грубым недоразвитием ушных раковин.

Довольно часто эта  проблема сочетается с так называемой полной атрезией слухового прохода – в таком случае у человека отсутствует наружное отверстие слухового канала.

Наружный слуховой проход также может быть значительно  сужен (этоназывается стенозом) – в общем, во всех этих случаях резко снижается возможность "доставки" механических звуковых колебаний "вглубь"слухового анализатора, где, собственно и протекает сам процесс"слышания".

Гораздо чаще, чем наследственно  обусловленные или просто врожденные дефекты формирования звукопроводящего аппарата, встречаются его приобретенные дисфункции.

Наиболее значительные – воспалительные поражения среднего уха – так называемые средние отиты. Особенно часто встречается это заболевание в раннем детском возрасте. Именно средний отит является основной причиной кондуктивной тугоухостиу детей. Причиной этого являются "предрасполагающие" анатомические и физиологические особенности организма малышей.

Острые варианты этой патологии  довольно хорошо поддаются терапии  и при должных усилиях врачей и пациентов серьезными нарушениями слуха осложняются редко.

Хронические же формы представляют собой проблему более сложную  – в плане снижения слуха, в том числе. Именно поэтому к лечению острого среднего отита всегда следует относиться серьезно: леченное "кое-как", это заболевание вкупе с запущенным общим "санитарным" состоянием носоглотки, может сыграть важную роль в развитии хронического воспаления среднего уха.

К таким же последствиям приводит попадание в наружный слуховой проход инородных тел. Чаще всего последние оказываются там в результате "экспериментов", которые так любят проводить дети раннего возраста.

Это могут быть пуговицы, бусины, косточки от фруктов, дробинки... Примечательно то, что малыш, "затолкавший" в собственное ухо такую "заглушку", далеко не всегда спешит пожаловаться родителям на снижение слуха или прочий дискомфорт; нередки случаи, когда инородное тело извлекалось из слухового прохода ребенка спустя недели после попадания туда.

Говоря о диагностике  кондуктивных нарушений слуха, следует начать с того, что "причинное" ухо должно быть внимательно осмотрено грамотным специалистом.

Выслушав жалобы пациента и уточнив необходимую информацию, врач осматривает ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку (для последнего обычно используются специальные инструменты -отоскопы и ушные воронки).

Уже на этой стадии возможно определение кондуктивного характера нарушения слуха. Если же данные осмотра оказались недостаточно информативными, специалист прибегает к дополнительным методам исследования – это могут быть рентгенография или компьютерная томография височной кости, а также аудиологические тесты. Тимпанометрия, например, довольно эффективно позволяет подтвердить или исключить наличие некоторых серьезных проблем в барабанной полости (воспалительного экссудата, в частности и.т.п.). Данные, полученные при аудиометрии, позволяют оценить не только тип нарушений слуха (кондуктивный или сенсориневральный), но и определить степень тугоухости, а также "пострадавшие" частоты. Нужно лишь всегда помнить о том, что своевременное обращение к специалисту во многом определяет успех в лечении кондуктивных нарушений слуха.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.
  2. «Коррекционная педагогика» / Зайцев И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов н/Д.: Март, 2002.
  3. «Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.
  4. «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» — СПб., 2000.
  5. «Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка» / Семаго М. М. — Москва: Аркти, 1999.
  6. http://ikprao.ru/
  7. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» / Е. М. Мастюкова, Московкина — Москва, 2004.

 


Информация о работе Нарушение слуха