Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:51, реферат
Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания.
Введение
Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения
Критерии отнесения к нарушениям поведения
Виды нарушения поведения
Формы нарушения поведения
Причины и механизмы нарушения поведения
Нарушения поведения в МКБ-10
Группы детей с нарушением поведения
Сопровождение детей с нарушением поведения
Заключение
Литература
Приднестровский
Государственный
университет им. Т.
Г. Шевченко
Реферат по Специальной педагогики и психологии
на тему:
«Нарушения
поведения»
Выполнил:
студент 304 гр.
Смирнов Е. И.
Проверил:
преподаватель
Самойленко
О. П.
Тирасполь, 2011 г.
Содержание
Введение
Заключение
Литература
Введение
Нарушения в детском и подростковом возрасте подразделяются на «нарушения поведения» и «нарушения развития». Однако на практике провести это вполне логичное разделение достаточно сложно, так как оба этих нарушения часто пересекаются друг с другом и находятся в отношениях взаимообусловленности. Сегодня пока недостаточно прояснен вопрос, какие «нарушения развития» в смысле отставания в развитии или изменения развития ведут к определенным нарушениям поведения, специфичным для развития.
В обществе всегда существовали социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Нарушение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Нарушение общепринятых норм, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и тем самым к его изучение было привлечено внимание социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Нарушения
поведения у подростков стали чрезвычайно
актуальной проблемой в последние десятилетия.
Их относительная частота и крайние формы
проявления, нередко приобретающие патологический
характер, обусловлены наблюдаемым в наше
время ускорением физического развития
и полового созревания.
1. Понятия, используемые
при характеристике
детей с нарушением
поведения
Очевидная сложность понятия «нарушение поведения» обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время это понятие используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающее в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе мы рассматриваем девиантное поведение как проявление индивидуальной активности.
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Специфическими особенностями отклоняющегося поведения личности являются следующие:
Попытки человека начать новую жизнь постепенно разбиваются о недоверие и отвержение других людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формируют девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
Данное правило имеет исключения. Например, даже одна суицидальная попытка представляет собой серьёзную опасность и может рассматриваться как нарушение поведения.
Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение – как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное.
Необходимо отметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребёнка отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых.
Отклоняющееся
поведение на личностном уровне можно
определить как социальную позицию
личности, выступающую в форме девиантного
образа жизни.
2.
Критерии отнесения
к нарушениям поведения
В строгом смысле «нормальным» считается всё, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме – эталону. Способы получения номы нередко называют критериями.
Одним из самых распространённых и общих является статистический критерий, который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчёта частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения статистики нормально всё, что встречается часто, т.е. не реже, чем в 50% случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2-3% людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определённому качеству, а приблизительно 20% - небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей.
Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например употребление алкоголя признаётся нормальным явлением в разумных границах, но отклоняющимся – при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее собой прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.
Специальные критерии оценки нормальности или аномальности поведения личности:
Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье - болезнь».
Социально – нормативный критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью различных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся напротив – противоречит основным общественным установкам и ценностям.
Выделяют социальные и индивидуальные проявления дезадаптици. Социальными являются:
- сниженная обучаемость
-
хроническая или выраженная
- конфликты с законом
- изоляция
В качестве индивидуальных выделяют:
-
негативная внутренняя
-
завышенные претензии к
-
хронический эмоциональный
- неэффективность саморегуляции
-
конфликтность и слабая
-
когнитивные искажения
Индивидуально
– психологический
критерий отражает всё возрастающую
ценность личности, её индивидуальности.
Современные требования предполагают
умение человека принимать решения, делать
выбор, нести личностную ответственность
за поведение.
3.
Виды нарушения
поведения
Существуют следующие виды нарушения поведения:
- агрессивное
- деликвентное
- зависимое
- суицидальное
Агрессивное поведение. Как известно, деструктивность (разрушительность), тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.