Нарушения поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:51, реферат

Описание

Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания.

Содержание

Введение

Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения
Критерии отнесения к нарушениям поведения
Виды нарушения поведения
Формы нарушения поведения
Причины и механизмы нарушения поведения
Нарушения поведения в МКБ-10
Группы детей с нарушением поведения
Сопровождение детей с нарушением поведения
Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

Нарушения поведения.docx

— 47.95 Кб (Скачать документ)

     Подростки, утрачивающие индивидуальность и присоединяющиеся к группе, плохо сознают себя в  качестве отдельных существ. Результат  – неспособность осуществлять текущий  контроль или анализ своего поведения  и неспособность извлекать соответствующие  нормы поведения из хранилища  долговременной памяти. Таким подросткам также недостает предвидения, и  их поведение страдает дефицитом  продуманности или планирования.

     Чаще  всего причиной конкретного девиантного  поведения выступает не одна, а  несколько причин. Что касается современного мира, то специалисты считают, что большинство отклонений в поведении несовершеннолетних, такие, как безнадзорность, правонарушения, употребление ПАВ, агрессия и т.п., имеют в своей основе общий источник – социальную дезадаптацию.

     Социальная  дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся  невозможностью осуществления им в  конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. В отечественной литературе выделяются следующие причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе их девиантного поведения:

     - дисфункциональность семьи;

     - личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);

     - школьная дезадаптация;

     - воздействие асоциальной неформальной  среды;

     - причины социально-экономического и демографического характера.

     Чаще  всего причиной социальной дезадаптации выступает не одна из возможных причин, а их комплексная совокупность. Действительно, не так уж редко бывает, что подросток плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании, а затем и в поведении такого подростка.

     Однако  большинство специалистов убежденно, что истинные причины массовой социальной дезадаптации подростков следует искать в современной семье, в резком снижении ее воспитательного потенциала. Так, по результатам экспертных опросов, более половины российских специалистов (65,3%), работающих с детьми, склонны объяснять рост девиантного поведения среди современных подростков отсутствием заботы со стороны родителей, и только 12,2% - бедностью семьи.

     Социальная  дезадаптация приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в  полноценном развитии и самореализации. Социальной дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены. Детство – это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами. И, наконец, совершения преступлений.

     Основными причинами  социальной дезадаптации являются факторы  социального, экономического, психологического и психосоматического характера. Чтобы  бороться с ростом социальной дезадаптации и девиантного поведения среди  детей и подростков, требуется  найти подходы и решения, способные  снизить влияние этих факторов. 

     6. Нарушения поведения  в МКБ-10 

     Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих  расстройств» включает в себя и типологию  поведенческих расстройств с  началом, характерным для детского возраста:

     F90 – гиперкинетические расстройства;

     F91- расстройства поведения(F91.0 – расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; F91.1 – несоциализированное расстройство поведения; F91.2 – социализированное расстройство поведения; F91.3 – оппозиционно вызывающее поведение; F91.8 – другие; F91.9 – расстройство поведения, неуточнённое);

     F92 – смешанные расстройства поведения и эмоций;

     F94 – расстройство социального функционирования;

     F95 – тикозные расстройства;

     F98.0 – неорганический энурез;

     F98.1 – неорганический энкопрез;

     F98.2 – расстройство питания в младенческом возрасте;

     F98.3 – поедание несъедобного;

     F98.4 – стереотипные двигательные расстройства;

     F98.5 – заикание;

     F98.6 – речь взахлёб.

     Данные  поведенческие расстройства диагностируются  при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее 6 месяцев. 

     7. Группы детей с  нарушением поведения 

     Существуют  группы детей, которые более других подвержены риску возникновения  у них нарушения поведения. На это влияют особые условия воспитания и жизни этих детей.

     Влияние семьи:

     1. Привязанность. Ненадёжная привязанность  к родителям в младенчестве  связана с возможным возникновения  поведенческих проблем в дошкольном  возрасте, таких как враждебность, оппозиционность и открытое неповиновение.

     2. Семейный разлад. Семейные раздоры являются благодатной почвой для возникновения антисоциального поведения, особенно у мальчиков. В частности у детей, которые часто подвергаются насилию в семье. Дети, которые подвергаются насилию у себя дома встают на путь деликвентности в более раннем возрасте и совершают более серьёзные правонарушения.

     Мальчики, растущие в неполных семьях также  находятся в группе риска.

     3. Психопатология родителей. Приверженность  родителей к злоупотреблению  алкоголем или наркотиками является  также причиной развития нарушений  поведения у детей. Материнскую  депрессию связывают также с  возникновением поведенческих отклонений, как и ряд других вариантов  плохого приспособления к окружающей  обстановке.

     Наиболее  сильным фактором является наличие  антисоциального расстройства личности у одного из родителей, которое увеличивает  и риск возникновения и устойчивость расстройств поведения у детей.

     4. Грубое воспитание и межпоколенная агрессия.

     5. Родительская непоследовательность. Противоречивое сочетание строгости и попустительства также имеет связь с антисоциальным поведением. 

     8. Сопровождение детей  с нарушением поведения 

     Общество  всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

     Особенно  сложен вопрос о возможностях исправления  несовершеннолетних в условиях специальных  учреждений закрытого типа. В нашем  обществе широко распространены представления  об этих учреждениях, вызванные ассоциациями с понятиями «зоны», «зэков», непременной  колючей проволокой и т.д. Соответственно, и основная функция этих учреждений воспринимается не как перевоспитание, а изоляция несовершеннолетних правонарушителей для предотвращения распространения  девиантного поведения среди  «нормальных» детей и подростков.

     Сегодня такое представление постепенно начинает меняться, уступая место  пониманию важности функции ресоциализации, или исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов. Основой  деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, так и  закрытого типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая.

     Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учреждений для детей с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность».

     При этом в процессе коррекции реализуются  следующие функции:

     1. Воспитательная – восстановление  положительных качеств, которые  преобладали у подростка до  появления девиантности, через обращение  к памяти подростка о его  добрых делах.

     2. Компенсаторная – формирование  у подростков стремления компенсировать  тот или иной социальный недостаток  усилением деятельности в той  области, в которой он может  добиться успехов, которая позволит  реализовать ему свои возможности,  способности и, главное, потребность  в самоутверждении.

     3. Стимулирующая – активизация  положительной социально полезной  предметно-практической деятельности  подростка, осуществляемая посредством  осуждения или одобрения, т.е.  заинтересованного, эмоционального  отношения к личности подростка  и его поступкам.

     4. Корректирующая – исправление  отрицательных качеств личности  подростка и применение разнообразных  методов и методик, направленных  на корректировку мотивации, ценностных  ориентаций, установок, поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Девиантное  поведение – следствие неудачного процесса социализации личности в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека. Такой индивид легко впадает в состояние “социальной дезорганизации”, когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

     Многие  поступки не подпадают под нормы и вместе с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

     Социальные  отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированны.

     Отклонения  от социальных норм, несмотря на большое  разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. 
 

 

      Литература 

1. Змановская Е. В. Девиантология М., 2004

2. Кернберг  О.Ф. Агрессия при расстройствах  личности и перверсия М., 1998

3. Дармодехин  С.В. Семья как объект государственной  политики. – М.: 1998

4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Уч. пос. для вузов. – М.: 2003

5. allbest.ru

6. Венар  Чарльз, Керинг Патриссия Психопатология  развития детского и подросткового  возраста, СПб.: 2004

Информация о работе Нарушения поведения