Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:51, реферат
Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания.
Введение
Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения
Критерии отнесения к нарушениям поведения
Виды нарушения поведения
Формы нарушения поведения
Причины и механизмы нарушения поведения
Нарушения поведения в МКБ-10
Группы детей с нарушением поведения
Сопровождение детей с нарушением поведения
Заключение
Литература
Подростки,
утрачивающие индивидуальность и присоединяющиеся
к группе, плохо сознают себя в
качестве отдельных существ. Результат
– неспособность осуществлять текущий
контроль или анализ своего поведения
и неспособность извлекать
Чаще всего причиной конкретного девиантного поведения выступает не одна, а несколько причин. Что касается современного мира, то специалисты считают, что большинство отклонений в поведении несовершеннолетних, такие, как безнадзорность, правонарушения, употребление ПАВ, агрессия и т.п., имеют в своей основе общий источник – социальную дезадаптацию.
Социальная
дезадаптация означает нарушение взаимодействия
индивидуума со средой, характеризующееся
невозможностью осуществления им в
конкретных микросоциальных условиях
своей позитивной социальной роли,
соответствующей его
- дисфункциональность семьи;
-
личностные особенности (
- школьная дезадаптация;
-
воздействие асоциальной
-
причины социально-
Чаще всего причиной социальной дезадаптации выступает не одна из возможных причин, а их комплексная совокупность. Действительно, не так уж редко бывает, что подросток плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании, а затем и в поведении такого подростка.
Однако большинство специалистов убежденно, что истинные причины массовой социальной дезадаптации подростков следует искать в современной семье, в резком снижении ее воспитательного потенциала. Так, по результатам экспертных опросов, более половины российских специалистов (65,3%), работающих с детьми, склонны объяснять рост девиантного поведения среди современных подростков отсутствием заботы со стороны родителей, и только 12,2% - бедностью семьи.
Социальная дезадаптация приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации. Социальной дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены. Детство – это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами. И, наконец, совершения преступлений.
Основными причинами
социальной дезадаптации являются факторы
социального, экономического, психологического
и психосоматического характера. Чтобы
бороться с ростом социальной дезадаптации
и девиантного поведения среди
детей и подростков, требуется
найти подходы и решения, способные
снизить влияние этих факторов.
6.
Нарушения поведения
в МКБ-10
Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» включает в себя и типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского возраста:
F90 – гиперкинетические расстройства;
F91- расстройства поведения(F91.0 – расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; F91.1 – несоциализированное расстройство поведения; F91.2 – социализированное расстройство поведения; F91.3 – оппозиционно вызывающее поведение; F91.8 – другие; F91.9 – расстройство поведения, неуточнённое);
F92 – смешанные расстройства поведения и эмоций;
F94 – расстройство социального функционирования;
F95 – тикозные расстройства;
F98.0 – неорганический энурез;
F98.1 – неорганический энкопрез;
F98.2 – расстройство питания в младенческом возрасте;
F98.3 – поедание несъедобного;
F98.4 – стереотипные двигательные расстройства;
F98.5 – заикание;
F98.6 – речь взахлёб.
Данные
поведенческие расстройства диагностируются
при наличии нескольких характерных
симптомов, которые при этом должны сохраняться
не менее 6 месяцев.
7.
Группы детей с
нарушением поведения
Существуют группы детей, которые более других подвержены риску возникновения у них нарушения поведения. На это влияют особые условия воспитания и жизни этих детей.
Влияние семьи:
1.
Привязанность. Ненадёжная
2. Семейный разлад. Семейные раздоры являются благодатной почвой для возникновения антисоциального поведения, особенно у мальчиков. В частности у детей, которые часто подвергаются насилию в семье. Дети, которые подвергаются насилию у себя дома встают на путь деликвентности в более раннем возрасте и совершают более серьёзные правонарушения.
Мальчики, растущие в неполных семьях также находятся в группе риска.
3.
Психопатология родителей.
Наиболее сильным фактором является наличие антисоциального расстройства личности у одного из родителей, которое увеличивает и риск возникновения и устойчивость расстройств поведения у детей.
4. Грубое воспитание и межпоколенная агрессия.
5.
Родительская
8.
Сопровождение детей
с нарушением поведения
Общество всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.
Особенно сложен вопрос о возможностях исправления несовершеннолетних в условиях специальных учреждений закрытого типа. В нашем обществе широко распространены представления об этих учреждениях, вызванные ассоциациями с понятиями «зоны», «зэков», непременной колючей проволокой и т.д. Соответственно, и основная функция этих учреждений воспринимается не как перевоспитание, а изоляция несовершеннолетних правонарушителей для предотвращения распространения девиантного поведения среди «нормальных» детей и подростков.
Сегодня
такое представление постепенно
начинает меняться, уступая место
пониманию важности функции ресоциализации,
или исправления
Коррекционно-
При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1.
Воспитательная –
2.
Компенсаторная – формирование
у подростков стремления
3.
Стимулирующая – активизация
положительной социально
4.
Корректирующая – исправление
отрицательных качеств
Заключение
Девиантное поведение – следствие неудачного процесса социализации личности в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека. Такой индивид легко впадает в состояние “социальной дезорганизации”, когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
Многие поступки не подпадают под нормы и вместе с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированны.
Отклонения
от социальных норм, несмотря на большое
разнообразие, имеют некоторые общие причины,
поддерживающие их существование, а подчас
ведущие к их росту и распространенности.
По своей сути они сводятся к объективным
и субъективным противоречиям общественного
развития, которые нарушают взаимодействие
личности с социальной средой и ведут
к формам поведения индивидов не согласующимся
с существующей нормативной системой.
Литература
1. Змановская Е. В. Девиантология М., 2004
2. Кернберг
О.Ф. Агрессия при
3. Дармодехин
С.В. Семья как объект
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Уч. пос. для вузов. – М.: 2003
5. allbest.ru
6. Венар
Чарльз, Керинг Патриссия