Нарушения речи и их причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание

Речь - сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.
Дошкольное детство является самым важным и ответственным периодом развития ребенка, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Психологическая характеристика речи 2
1.1. Понятие речи 2
1.2. Виды речи 3
Глава 2. Развитие речи 5
2.1. Физиологические основы речи 5
2.2. Развитие речи у детей. 8
Глава 3. Нарушения речи и их причины 12
3.1. Классификация нарушений речи 12
3.2. Клинико-педагогическая классификация 13
3.2.1Фонационные речевые расстройства 13
3.2.2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания. 16
3.3. Психолого-педагогическая классификация 18
Заключение 20
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

нарушение речи.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                                   1

Глава 1. Психологическая  характеристика речи                                                  2

1.1. Понятие речи                                                                                                    2

1.2. Виды речи                                                                                                         3

Глава 2. Развитие речи                                                                                            5

2.1. Физиологические  основы речи                                                                       5

2.2. Развитие  речи у детей.                                                                                     8

Глава 3. Нарушения  речи и их причины                                                             12

3.1. Классификация  нарушений речи                                                                  12

3.2. Клинико-педагогическая классификация                                                     13

3.2.1Фонационные речевые расстройства                                                           13

3.2.2. Нарушения  структурно-семантического (внутреннего)  оформления высказывания.                                                                                                        16

3.3. Психолого-педагогическая  классификация                                                 18

Заключение                                                                                                             20

Список литературы                                                                                                21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Речь - сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни. 
Дошкольное детство является самым важным и ответственным периодом развития ребенка, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. 
Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности ребенка и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми. Потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую. 
Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.

Рассмотрением данного вопроса занимаются специалисты разных областей знаний - психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи. Был получен ряд важных фактов, сформулированы гипотезы для объяснения механизмов речи.

Моя работа посвящена  вопросам недоразвития и нарушения  речи, однако без понимания основ анатомии и физиологии речевого аппарата, а также развития речи в онтогенезе, невозможно четко представить причины возникновения паталогии и описать основные нарушения речи.

Моя работа состоит  из трех глав. В первой главе дается понятие речи и ее виды, вторая глава посвящена физиологическим основам речи и ее развитию. В третьей главе дается описание основных нарушений речи и их причин исходя из принятых классификаций нарушений речи.  

Глава 1. Психологическая  характеристика речи

1.1. Понятие речи

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и  формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны  - восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого  языка.

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Специфика речи:

1.Речь способствует  развитию других психических процессов;

2. Речь - это сквозной  процесс для осознанной психики,  свойственный только человеку;

3.Речь носит  не интерперсональный, а межиндивидуальный  характер;

4. Речь - это не  просто процесс, это деятельность.

Речь имеет  три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление  о предмете или явлении. Взаимопонимание  в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения  связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов  и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция  речи - функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции  речи могут быть рассмотрены как  внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает  как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Информационная  сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями  обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства  и отношения говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная  сторона направлена на то, чтобы  подчинить слушателя замыслу  говорящего.

1.2. Виды речи

Речь людей  в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи:

- внешнюю речь, выполняющую, главным образом, коммуникативную функцию

- внутреннюю речь, связанную с процессами произвольной саморегуляции (сознательного, волевого самоконтроля) и выступающая в качестве орудия интеллектуальной деятельности (прежде всего, понятийного мышления)

В качестве своеобразного  промежуточного звена между внешней  и внутренней речью выступает  эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь - одна из ранних и специфичных форм речи. Ее исследование позволяет установить общие закономерности формирования высших психических функций.

Эгоцентрическая речь была впервые описана швейцарским психологом Жаном Пиаже, как особая разновидность детской речи, которая оказывается доминирующей на определенном этапе развития и постепенно преодолевается в процессе социализации.

Эгоцентрическая речь наблюдается в возрасте трех-пяти лет (нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего  возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько не беспокоясь по этому поводу. Эгоцентрично говорящий ребенок не интересуется тем, кому он говорит, насколько хорошо его слышат и понимают.

Фундаментальные исследования  эгоцентрической речи ребенка в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским.

По Выготскому, эгоцентрическая речь феноменологически  может быть описана как особый вид речи маленьких детей, которая не служит целям общения (сообщения), существенно не изменяет поведения ребенка, а лишь сопровождает как аккомпанемент его деятельность и переживания. Это ни что иное, как речь, обращенная к самому себе с целью воздействовать на собственное поведение. Постепенно эта форма вербального самовыражения становится все более непонятной для окружающих; к началу школьного возраста ее удельный вес в речевых реакциях ребенка («коэффициент эгоцентрической речи») снижается до нуля.

По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь на пороге школьного обучения становится попросту ненужным рудиментом и отмирает. Л.С. Выготский придерживался в этом вопросе иного мнения: он полагал, что данная форма речевой деятельности не исчезает бесследно, но переходит во внутренний план, становится внутренней речью и начинает играть важную роль в управлении поведением человека. То, что представляется несовершенным коммуникативным средством, на деле оказывается тонким инструментом саморегуляции.

Согласно данным Выготского, который модифицировал исследовательскую методику Пиаже, в случаях затруднений и препятствий осуществлению какой-либо деятельности коэффициент эгоцентрической речи, т.е. количество эгоцентрических высказываний заметно возрастает. Причем в них находит отражение план деятельности, ее поворотные моменты, существенные изменения, конечный результат; нередко озвучиваются возникающие трудности, проговариваются конкретные действия и операции, выполняемые ребенком.

Глава 2. Развитие речи

2.1. Физиологические  основы речи

Для понимания  причин нарушения речи у детей  необходимо четко представлять физиологические  основы речи, так как нарушения  тех или иных анатомических структур приводит к различным нарушениям речи.

Развитие органов  звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.

Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут  быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим - голосовой аппарат и органы слуха.

Голосовой аппарат  состоит из трех основных систем: органов  дыхания, гортани, полости рта и  носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать  голосовые связки гортани, колебание  которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма, которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на легкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух подводится к гортани.

Гортань  является продолжением дыхательного горла. Она  образована четырьмя хрящами, в пространстве между которыми расположены в  горизонтальной плоскости голосовые связки. Голосовые связки  представляют собой две эластичные мышцы, которые приводятся в колебательное движение током воздуха, выходящего из дыхательного горла. Голосовые связки благодаря своему расположению и подвижности хрящей, к которым они прикреплены, могут осуществлять изменения двоякого рода. Во-первых, голосовые связки могут натягиваться или оставаться ненатянутыми. Во-вторых, они могут быть сомкнуты между собой или расходиться своими концами так, что между ними образуется пространство, называемое голосовой щелью. Благодаря этим особенностям происходит следующее: если голосовые связки натянуты и сближены между собой, т. е. голосовая щель закрыта, то выдыхаемый воздух, прорываясь между обращенными друг к другу краями связок, приводит их в колебательное движение, которое образует голосовую волну; если же связки не натянуты и голосовая щель не закрыта, то воздух проходит свободно, не вызывая никакого звука. Проходя сквозь гортань, ток воздуха порождает звуковую волну. Она попадает в полость рта и носа, которые выполняют функции резонирующей трубы. Полость рта является главным резонатором звуковых волн, возникших в гортани. Путем изменения величины и формы полости рта образуются различные звучания гласных звуков. Полость рта является также и органом, создающим преграды току воздуха, который, преодолевая эти преграды, порождает звуки, называемые согласными.

Информация о работе Нарушения речи и их причины