Нарушения речи и их причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание

Речь - сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.
Дошкольное детство является самым важным и ответственным периодом развития ребенка, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Психологическая характеристика речи 2
1.1. Понятие речи 2
1.2. Виды речи 3
Глава 2. Развитие речи 5
2.1. Физиологические основы речи 5
2.2. Развитие речи у детей. 8
Глава 3. Нарушения речи и их причины 12
3.1. Классификация нарушений речи 12
3.2. Клинико-педагогическая классификация 13
3.2.1Фонационные речевые расстройства 13
3.2.2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания. 16
3.3. Психолого-педагогическая классификация 18
Заключение 20
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

нарушение речи.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Носовая полость  выполняет функцию дополнительного  резонатора, проход в который может  быть открыт или закрыт нёбной занавеской (задней подвижной частью нёба). В первом случае получаются так называемые носовые звуки - м,н. Во втором случае - звуки неносовые.

Развитие способности  произнесения членораздельных звуков связано с развитием способности  их воспринимать. Обучаясь говорить членораздельно, человек учился и понимать то, что он говорит. Речевая деятельность всегда находится под контролем, и в нее могут быть внесены необходимые коррективы только благодаря слуху. Развитие слуха человека происходило за счет развития центрального аппарата, что выражается в усложнении коры головного мозга.

Если сравнить мозг обезьяны и мозг человека, то мы обнаружим, что слуховая зона коры у  человека относительно больше аналогичной  зоны коры головного мозга обезьяны. Однако эти различия выражаются не только в количественных показателях - увеличении площади слуховой зоны. У человека в этой зоне находятся специфические речевые центры.

Нервные пути, связывающие  с мозгом находящийся на барабанной перепонке кортиев орган, заканчиваются  в извилинах Гешля. Если произойдет нарушение функций того или иного участка этих извилин, то у человека происходит выпадение соответствующего слухового ощущения. Например, поражение их внутренней части влечет за собой потерю слуха в отношении высоких звуков, а нарушение их наружных частей - потерю слуха в отношении низких звуков. Таким образом, эта область представляет собой проекцию кортиева органа и является центром, с которым первично связаны слуховые ощущения. Интеграция этих ощущений происходит на смежных участках височной доли, расположенных в первой и частично во второй височных извилинах. Именно здесь в левом полушарии локализуется специфический слуховой (сенсорный) центр речи - центр Вернике.

При этом следует  отметить, что подобный нервный центр  отсутствует у животных, что еще раз доказывает справедливость высказывания о том, что речь - это специфически человеческая функция.

Слуховой центр  Вернике связан с другим специфическим  речевым центром коры - центром  Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи, центр для произношения отдельных звуков, слогов и слов.

Оба центра в  отношении развития и функции  тесно связаны. Эти корковые отделы не функционируют изолированно, а  связаны с остальными отделами коры, и, таким образом, совершается одновременная функция всей коры головного мозга. Это и есть совокупная работа всех анализаторов (зрительного, слухового и т. д.), в результате которой происходит анализ сложной внутренней и внешней среды и затем синтез сложной деятельности организма.

Таким образом, развитие речи – это чрезвычайно  сложный процесс, обусловленный  влиянием различных факторов. Многочисленные исследования показали, что речевая  функция формируется следующим  образом: результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речи, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга своей и в большей степени противоположной стороны.

От ядер черепно-мозговых нервов отходят нервные пути, направляющиеся к периферическому речевому аппарату (носовая полость, губы, зубы, язык и т. д.), в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов.

Двигательные  нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, побуждающие мышцы к сокращению, а также регулирующие их тонус. В свою очередь к центральной нервной системе по чувствительным волокнам идут двигательные раздражения от речевой мускулатуры.

2.2. Развитие речи  у детей.

Речь не является врожденной способностью человека. Первым голосовым проявлением новорожденного является крик.

Это врожденный безусловный рефлекс, возникающий  в подкорковом слое, в самом  низшем отделе высшей нервной деятельности. Крик возникает в ответ на внешнее  или внутреннее раздражение. Каждый новорожденный ребенок подвергается охлаждению – действию воздуха после рождения, температура которого ниже температуры в утробе матери, кроме того, после перевязки пуповины прекращается поступление материнской крови и наступает кислородное голодание. Все это способствует рефлекторному вдоху как первому проявлению самостоятельной жизни и первому выдоху, при котором возникает первый крик.

В дальнейшем плач новорожденных вызывается внутренними  раздражителями: голодом, болью, зудом  и т. д. На 4-6-й неделе жизни голосовые проявления младенцев отражают его ощущения. Внешним проявлением спокойствия является мягкий звук голоса, при неприятных ощущениях – голос резкий, в этот период в голосе ребенка начинают появляться разные согласные звуки – «агуканье». Так ребенок постепенно приобретает двигательный прототип для дальнейшего развития речи. Каждый изданный звук передается волной воздуха к слуховому аппарату и оттуда к корковому слуховому анализатору. Таким образом развивается и закрепляется закономерная связь двигательного анализатора и слухового. В возрасте 5–6 месяцев запас звуков у ребенка уже очень богат. Звуки бывают воркующими, чмокающими, вибрирующими и т. п. Легче всего ребенку удаются звуки, образуемые губами и передней частью языка («мама», «папа», «баба», «тата»), так как мышцы этих отделов хорошо развиты благодаря сосанию.

В период между 6–8 месяцами образуются условные рефлексы и дифференциация первой сигнальной системы. Происходит повторение одного слога как примитивное речевое  проявление. Ребенок слышит образование  фонем (тех или иных звуков), и звуковой стимул воспроизводит артикуляционный стереотип. Таким образом постепенно вырабатывается моторно-акустическая и акустико-моторная связь, т. е. ребенок произносит те фонемы (звуки), которые слышит. Между 8–9 месяцами начинается период рефлекторного повторения и подражания. Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Постоянным повторением разных слогов у ребенка вырабатывается замкнутый слухо-двигательный круг.

В этот период возникает  механизм повторения сложных звуков. Мать повторяет за ребенком его лепет, и ее голос попадает в налаженный акустико-моторный круг ребенка. Так налаживается работа между слышимой и собственной речью. Сначала ребенок повторяет за матерью слоги или односложные слова. Эта функция простого повторения слышимых звуков называется физиологической эхолалией и является характерным признаком первой сигнальной системы (повторять отдельные слоги и простые слова могут и животные, например попугаи, скворцы, обезьяны). Приблизительно в одно время с физиологической эхолалией (повторением, подражанием) начинает развиваться и понимание значения слов. Ребенок воспринимает слова и короткие фразы как словесный образ. Важную роль для понимания значения слов играет оттенок произносимой родителями фразы. В этот период все большее значение в формировании речи начинает играть зрительный анализатор. В результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов у ребенка постепенно развиваются сложные аналитические (акустико-оптические) процессы.

Укрепляются механизмы  обеих сигнальных систем, возникают условные рефлексы высшего порядка. Например: ребенка подносят к тикающим часам и при этом говорят: «тик-так». Через несколько дней ребенок поворачивается к часам, как только произносят «тик-так».

Моторная реакция (поворачивание к часам) является доказательством, что акустико-моторная связь закрепилась. Слуховое восприятие вызывает моторную реакцию, которая имеет отношение к прежнему зрительному восприятию. В этой стадии двигательный анализатор развит больше, чем стимул механизмов речи. В дальнейшем у ребенка постоянно развиваются все более и более сложные общие моторные реакции на словесные раздражения, но эти реакции постепенно тормозятся, и формируется речевой ответ. Первые самостоятельные слова ребенок начинает произносить, как правило, в начале второго года жизни. По мере развития ребенка внешние и внутренние раздражения и условные реакции первой сигнальной системы вызывают речевые реакции.

В этом периоде  жизни ребенка все внешние  и внутренние раздражения, все вновь  образованные условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные (негативные), отражаются речью, т. е. связываются с двигательным анализатором речи, постепенно увеличивая словесный запас детской речи.

На основе уже  развившихся акустическо-артикуляционных  и оптико-артикуляционных связей ребенок произносит ранее слышимое слово без подсказывания и называет видимые предметы.

Кроме того, он использует осязательные и вкусовые связи, и  в комплексную речевую деятельность включаются все анализаторы. В этом периоде сложная система условных связей, речь ребенка находятся под влиянием прямого восприятия действительности. На развитие речи огромное влияние оказывают эмоции, и слово возникает под влиянием радости, неудовольствия, страха и т. д. Это связано с деятельностью подкорковой системы головного мозга. Первые слова, которые ребенок произносит самостоятельно, возникают как условно-рефлекторные реакции, зависящие от факторов внешней и внутренней среды. Ребенок называет предметы, которые видит, выражает словами свои потребности, например голод, жажду и т. п. В этот период каждое слово становится целенаправленным речевым проявлением, имеет значение «фразы» и называется поэтому «однословной фразой».

Разнообразными  голосовыми оттенками ребенок выражает свое настроение. Однословными фразами  ребенок говорит около полугода (до 1,5-2-летнего возраста), затем он начинает формировать короткие словесные цепочки, например: «мама, на», «баба, дай» и т. п. Имена существительные применяются главным образом в именительном падеже, а глаголы – в повелительном, неопределенном наклонении, в третьем лице.

На 3-м году жизни  начинается правильное связывание слов в короткие речевые цепочки, словарный  запас ребенка уже составляет 300–320 слов. Чем больше предметов  и вещей знает ребенок и  правильно называет их, тем больше связей фиксируется в коре головного мозга.

При помощи повторяемых  раздражений из внешней среды  ребенок формирует сложные реакции, которые являются продуктом взаимодействия вновь приобретенных и уже  установившихся в коре рефлекторных связей, продуктом тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Так постепенно формируется высшая интеграционная способность речи, вырабатывается высшая ступень обобщенных корковых цепных процессов, составляющих физиологическую  основу самых сложных речевых  функций мозга. Речевые цепи связываются во все более сложные комплексы, и закладывается основа человеческого мышления. Разумеется, развитие речи не заканчивается в детском возрасте, она развивается в течение всей жизни человеческого индивида. Таким образом, в основе формирования и развития речи лежат сложнейшие процессы, происходящие в центральной нервной системе человека, в коре головного мозга, подкорковых структурах, периферических нервах, органах чувств. 

Глава 3. Нарушения речи и их причины.

3.1. Классификация нарушений речи

В зависимости  от причин возникновения и механизмов развития нарушения речи делят на две большие группы: нарушения речи функционального генеза и нарушения речи органического генеза.

 Нарушения  речи функционального генеза  могут быть нейрогенными в виде первичных (заикание, мутизм, афония, дисфония, логофобия) и вторичных логоневрозов, а также социально обусловленными, включающими неполноценную языковую среду (дислалия, задержка речевого развития) и педагогическую запущенность (задержка психического и речевого развития).

 Нарушения  речи органического генеза могут  быть ненейрогенными - при пороках  развития (ринолалия, механическая  дислалия, дефекты речи у безгортанных) или мышечной слабости органов  артикуляции, тугоухости.  Выделяют  также нейрогенные нарушения речи  при очаговых (первичные - дизартрия, алалия, афазия, агнозия и вторичные речевые расстройства) и диффузных поражениях головного мозга.

В настоящее  время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений  – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая). Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей, т. е. по отношению к детям, у которых нет нарушений слуха и интеллекта.

3.2. Клинико-педагогическая классификация

Все виды речевых  нарушений, рассматриваемых в клинико-педагогической классификации, можно разделить  на две большие группы: нарушения  устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: I) нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи и 2) структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи.

3.2.1. Фонационные речевые расстройства

Фонационные (от греч. Phone – звук, голос; фонация-голосообразование) речевые расстройства дифференцируются в зависимости от поражения того или иного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодического, г) звукопроизносительного. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных сочетаниях. В зависимости от этого выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых используются традиционно закрепившиеся термины:

Информация о работе Нарушения речи и их причины