Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:56, контрольная работа
Для правильного понимания того, чем занимаются люди, получившие психологическое образование, важно не путать научную психологию с оккультным знанием (астропсихологией, хиромантией и др.) и поп - психологией. Ниже я приведу основные различия между научными и житейскими психологическими знаниями.
3
Введение.
Психология в последние годы стала отраслью знаний, популярной в нашем обществе. В то же время слово «психология» все еще окутано завесой тайны для людей, которые не читали книг по психологии и не соприкасались с психологами на практике. Их ценят, уважают, но побаиваются, пологая, что психолог «насквозь видит человека». Многие затрудняются точно сказать, кто такой психолог, что он делает и какую пользу он может принести, но проявляют заинтересованность, видимо, находясь под магическим действием слова «психолог»
В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), и поэтому, как правило, стесняются обратиться к специалисту подобного рода, или с педагогом. Однако в основном психология имеет дело с нормальными, здоровыми людьми.
Правильному пониманию мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые не редко называют себя психологами.
Вокруг профессии психолога создается ажиотаж. Возникло даже новое направление: так называемая «поп-психология» - упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью массовой культуры. Типичные названия книг такого рода: «Сделай себя счастливым», «Как достичь успеха», «Сила ума» и т.д. Такие издания не следует смешивать с научно-популярными публикациями, разъясняющими результаты научных исследований.
В общественном мнении распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющим глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Многие психологи на самом деле обладают выдающимися способностями понимания других людей, оказывают значительное влияние на их переживания и поведение в трудных жизненных ситуациях. Однако следует помнить, что психолог «по образованию» и психолог «по жизни» далеко не всегда одно и тоже. Психологическое образование вовсе не гарантирует
4
проницательности, коммуникабельности и умения воздействовать на себя и на других людей. Но есть люди - знатоки человеческой психологии, которые изначально обладают особым даром контактности и непринужденного общения. Они умеют выслушивать, оказывать моральную поддержку, помогать в ответах на те или иные вопросы. И делают это без всякого психологического образования, не изучая ни теоретические основы, ни практические методы психологии. В чем же разница между научным подходом и повседневным взглядом на одну и ту же проблему?
Для
правильного понимания того, чем занимаются
люди, получившие психологическое образование,
важно не путать научную психологию с
оккультным знанием (астропсихологией,
хиромантией и др.) и поп - психологией.
Ниже я приведу основные различия между
научными и житейскими психологическими
знаниями.
5
Основные
различия житейских и научных психологических
знаний
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.
Математика тоже исходит из представлений о числах и формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а так же некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.
Но все же существуют принципиальные отличия между житейскими и научными знаниями психологии. Каковы они?
Первое
различие: житейские психологические
знания, конкретны. Они всегда
характеризуют поведение, мысли и чувства
людей в каких - то конкретных, хоть и типичных
ситуациях. Так некоторые продавцы, рекламные
агенты проявляют себя как хорошие психологи
в своих деловых отношениях, понимая особенности
поведения покупателя, и строят соответствующим
образом свой разговор и поведение с ним.
Многие мужчины и женщины, владеющие секретами
обольщения, проявляют знания житейской
психологии. Но во всех случаях эти знания
представляют ценность только в ситуациях
определенного рода, в общении с людьми
определенного вида.
6
Научная же психология, как и всякая наука, стремиться к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи конкретных различных случаев движения и механического взаимодействия тел.
То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Второе различие: житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
Подобный способ, особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которыми они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.
Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко
7
подмечая малейшие положительные результаты, т.е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознаны. Это означает, что ученный опирается в научном познании на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщения, суждения, умозаключения, понятия), может дать себе отчет в способах получения новых знаний, логически обосновать их, используя гипотетико-дедуктивные приемы мышления, способен доказать истинность полученных выводов.
Третье
отличие: состоит в способах передачи
знаний и даже в самой возможности их передачи.
В сфере практической психологии такая
возможность весьма ограниченна.
Это непосредственно вытекает из двух
предыдущих особенностей житейского психологического
опыта - его конкретного и интуитивного
характера. Глубокий психолог Ф.М. Достоевский
выразил свою интуицию в написанных им
произведениях, мы их все прочли - стали
мы после этого столь же прорицательными
психологами? Передается ли житейский
опыт от старшего поколения к младшему?
Как правило, с большим трудом и в очень
незначительной степени. Вечная проблема
«отцов и детей» состоит как раз в том,
что дети не могут и даже не хотят перенимать
опыт отцов. Каждому новому поколению,
каждому молодому человеку приходиться
самому «набивать шишки» для приобретения
этого опыта. В то же время в науке знания
аккумулируются и передаются с большим,
если можно так выразиться, КПД. Кто - то
давно сравнил представителей науки с
пигмеями, которые стоят на плечах у великанов
- выдающихся ученых прошлого. Они, может
быть, гораздо меньше ростом, но, видя дальше,
чем великаны, потому что стоят на их плечах.
Накопление и передача научных знаний
возможна благодаря тому, что эти знания
кристаллизуются в понятиях и законах.
Они фиксируются в научной литературе
и передаются с помощью вербальных
8
средств, т.е. речи и языка. Отсюда вытекает неограниченность научных психологических знаний.
Четвертое отличие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В жизни необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только слова, но и контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни, проще говоря, наблюдать за другими. Но в житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которых возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерность, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытие в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку.
Пятое отличие: вместе с этим и преимущество в научной психологии, состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая, психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психологического развития животного и человека, с дефектами психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., психолог не только расширяет круг своих
9
исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.
В системе
наук психологии отведено особое место.
Во-первых,
это наука о самом сложном, что пока известно
человечеству. Так как психика - это свойство
высокоорганизованной материи.
Аристотель
так же считал, что среди прочих знаний
исследования души должны стоять на первом
месте. "Так как это знание о наиболее
возвышенном и удивительном". "О душе"
- так называется его трактат.
Во-вторых,
психология находится в особом положении,
так как в ней сливаются объект и субъект
познания.
Пример. Человек появляется на свет. Сначала он маленький и не помнит себя. Но его развитие идет быстрыми темпами. У него формируются физические и психические способности. Он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир. Он начинает действовать в нем. Но человек имеет вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?». А позднее «Зачем Я?». Психические способности и функции являются для ребенка средством для изучения внешнего мира. Потом он изучает самого себя.
Такой же процесс можно увидеть в масштабе всего человечества. В древнем обществе люди боролись за существование. Они добывали огонь, охотились, воевали, изучали природу.
Возможности человечества росли постепенно. Люди создали материальную и духовную культуру. Появились письменность, искусство,
науки. И человек задал себе вопрос: что дает ему возможность творить и исследовать? Как устроен его разум?
10
Этот
момент был рождением самосознания человечества.
Этот момент был рождением психологического
знания.
Раньше
мысль человека направлялась на внешний
мир, а теперь обратилась на саму себя.
Человек с помощью мышления начинает исследовать
само мышление.
В-третьих
- особенность психологии заключается
в ее уникальных практических следствиях.
Научиться
управлять своими психическими процессами,
функциями, способностями - задача более
грандиозная, чем, например освоение космоса.
При этом нужно подчеркнуть, что познавая
себя, человек будет себя изменять.
Психология
- это наука не только познающая, но и конструирующая,
созидающая человека.
Психология
очень молодая наука.
Официальное оформление научная психология получила более 100 лет назад.
В 1879
г. году немецкий психолог В. Вундт открыл
в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной
психологии. Психология возникла на пересечении
двух областей знания: естественных наук
и философии.