Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:56, контрольная работа
Для правильного понимания того, чем занимаются люди, получившие психологическое образование, важно не путать научную психологию с оккультным знанием (астропсихологией, хиромантией и др.) и поп - психологией. Ниже я приведу основные различия между научными и житейскими психологическими знаниями.
Любая
наука имеет в качестве своей основы некоторый
житейский опыт. Например, физика опирается
на знания о движении и падении тел, о свете
и звуке, теплоте и многом другом. С этим
мы сталкиваемся каждый день.
11
Математика
тоже исходит из представлений о числах,
формах. Они начинают формироваться уже
в дошкольном возрасте.Но по другому обстоит
дело с психологией. Житейские психологические
знания конкретны. Они привязаны к конкретным
ситуациям, конкретным людям, конкретным
задачам.
Научная
психология стремится к обобщениям. Для
этого она использует научные понятия.
Научная
психология ищет и находит обобщающие
понятия. Эти понятия дают возможность
понять тенденции и закономерности развития
личности и ее индивидуальные особенности.
Житейские
психологические знания носят интуитивный
характер. Они приобретаются практическим
путем.
Такой
способ особенно четко виден у детей. У
них хорошая психологическая интуиция.
Она достигается ежедневными и ежечасными
испытаниями. Этим испытаниям дети подвергают
взрослых. А взрослые не всегда об этом
догадываются.
Житейская
психология отличается от научной тем,
что научные психологические знания рациональны
и осознаны.
Следующее
отличие житейской психологии от научной
состоит в способах передачи знаний. Как
правило житейская психология с трудом
передается от старшего поколения к младшему.
Дети не могут и даже не хотят перенимать
опыт отцов. Каждому новому поколению,
каждому молодому человеку приходится
самому приобретать новый опыт.
12
В научной
психологии знания передаются с большой
эффективностью. Накопление и передача
научных знаний происходит в научных понятиях
и законах. Они фиксируются в научной литературе
и передаются с помощью речи и языка.
Следующее
отличие житейской психологии от научной
состоит в методах получения знаний. В
житейской психологии методом служит
наблюдение и размышление. В научной психологии
к этим методам добавляется эксперимент.
Главное
в экспериментальном методе состоит в
том, что исследователь не ждет интересующего
его явления. Исследователь создает специальные
условия для получения данного явления.
После этого исследователь выявляет закономерности.
Когда в психологию ввели экспериментальный
метод, она оформилась в самостоятельную
науку.
Преимущество научной психологии состоит в обширном, разнообразном и уникальном материале. Такой материал недоступен во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки. Например: возрастная психология, педагогическая психология, патологическая психология, нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология, сравнительная психология, клиническая психология, патологическая психология детского возраста, психопатология и другие. В этих областях рассматриваются различные стадии и уровни психического развития животных и человека. Также мы знакомимся с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда, условиями стресса, информационных перегрузок или информационного голода. Психолог расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми явлениями.
13
Разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии. Такого метода в житейской психологии нет.
Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту. В лабиринте есть множество тупиковых ходов. Для выбора правильного пути нужно иметь хорошую интуицию. А хорошая интуиция возникает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Слово «психология» в переводе означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и тоже. Но с развитием науки и культуры значения этих понятий разошлись.
Существует целый ряд форм проявления психики. Это факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления. Это есть результаты материальной и духовной культуры. В этих фактах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому может через них изучаться.
Во втором десятилетии нашего века в психологии произошло важное событие. Оно было названо «революцией в психологии». В научной печати выступил американский психолог Уотсон. Он заявил, что нужно изменить предмет психологии. По его мнению психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Это направление получило название «бихевиоризм».
От истории возникновения психологии перейдем к разделам и отраслям психологии.
Детская психология - является отраслью психологии. Детская психология изучает закономерности психического развития ребенка. В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов. Такие как - младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. В психическом развитии детей имеет значение усвоение исторического опыта человечества. Этот исторический опыт постепенно усваивается за счет
14
созревания нервной системы ребенка. Каждый возрастной период имеет специфические задачи развития.
Возрастная
психология - раздел психологии. В этом
разделе изучается развитие психики на
различных возрастных этапах. Также изучаются
принципы перехода от одного возрастного
этапа к другому. Каждый возрастной этап
имеет свое восприятие окружающего мира
и культуры. Все эти задачи решаются с
помощью формирования новых видов поведения
и деятельности.
Педагогическая
психология является отраслью психологии.
Она изучает присвоение социального опыта
индивидом. А присвоение социального опыта
должно происходить в обучении.
Психология
труда - область психологии. Она изучает
закономерности формирования в различных
психологических механизмов в труде. Можно
выделить следующие направления: рационализация
труда и отдыха, динамика работоспособности,
формирование профессиональной мотивации,
отношения в трудовых коллективах.
Социальная
психология - это отрасль психологии. Она
изучает закономерности поведения и деятельности
людей, которые принадлежат к различным
социальным группам. А также изучает психологические
характеристики этих социальных групп.
Нейропсихология
- раздел психологии. Он изучает мозговые
механизмы на примере локальных поражений
головного мозга. Основы были заложены
А.Р.Лурия. Он разработал теорию системной
динамической локализации психических
процессов.
15
Патопсихология
-- отрасль психологии. Она изучает особенности
психической деятельности при психических
или соматических заболеваниях.
Инженерная психология - отрасль психологии. Она изучает взаимодействие человека и технических устройств. Направления инженерной психологии:
Изучение структуры деятельности и деятельности человека-оператора,
Инженерно-психологическое проектирование,
Психологическое
обеспечение профессиональной деятельности.
Зоопсихология
-- раздел психологии. Он посвящен проявлениям
и закономерностям эволюции психики животных.
Также он изучает предпосылки появления
человеческого сознания.
Сравнительная психология -- это раздел психологии. Он анализирует эволюцию психики. Здесь происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В результате анализа делаются заключения о похожих свойствах психических процессов животных и человека. Выделяются качественные различия, которые привели к развитию трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека.
Историческая
психология -- изучает происхождение и
развитие сознания, личности, межличностных
отношений, и особенности социализации
в разных культурах и экономических условиях.
Основное в этом направлении то, что психолог
имеет дело не с абстрактным человеком,
а с человеком определенной страны и эпохи.
И этот человек взаимодействует с людьми.
Закономерности социогенеза являются
предметом исторической психологии и
этнопсихологии.
16
Из
всех этих разделов я выбираю детскую
психологию. Изучением ребенка занимаются
многие науки, такие как: педагогика, психология,
анатомия, физиология, гигиена, педиатрия.
Важное место в науке занимает наблюдение.
А основным методом изучения психического
развития ребенка является эксперимент.
Взрослым
приходится решать воспитательные задачи
каждый день. В этой ситуации родители
находятся в более выгодном положении.
Они могут наблюдать ребенка постоянно.
А у специалистов такой возможности просто
нет. Тесная связь семьи со специалистами
помогает правильно решать многие задачи.
Особый интерес в воспитательном процессе
проявляет детская психология.
Родителям
необходимы знания методов, приемов воспитания,
психологии ребенка. Родители нуждаются
в знаниях, как вести себя если трудно.
Как быть если ты ошибся, поспешил или
был не прав? Хорошо известно, что у счастливых
родителей растут счастливые дети. Дать
своему ребенку можно только то, что имеешь
сам. Наука психология поможет родителям
жить со своими детьми в гармонии.
Психологическая
наука знает многое о законах обучения
ребенка, об особенностях его развития.
В последние годы значительно обогатились
научные представления об отношениях
в семье, о закономерностях общения между
детьми и родителями. Но процесс воспитания
личности остается сложным, противоречивым,
но всегда творческим. До сих пор нет и
не может быть единой формулы, единого
подхода к нашим маленьким личностям.
Они все индивидуальны, и каждый требует
особого подхода.
Психология
и педагогика не могут иметь дело только
с человеком, который есть.
17
Психологи
и педагоги не могут не думать о человеке,
который будет, который должен быть.Психологи
и педагоги не планируют его, не программируют.
Психолог и педагог особым профессиональным
взглядом видят в каждом маленьком человеке
его лучшее, его будущее. Если не видеть
в ребенке лучшее, тогда педагогу и психологу
просто нечего делать. Там, где постоянно
осуждают - вся жизнь становится тягостной.
Там, где преобладают утверждение и поддержка
проявляется творческий труд и взаимное
доверие.
18
Заключение
Таким образом, все вышесказанное можно изобразить схематично, где четко видно соотношение основных различий между научной и житейской психологией.
Распространившиеся в последние годы популярные издания и пособия по психологии, к сожалению, ведут к сильному упрощению и искажению взглядов человека на самого себя, на свое переживание и поведение, на людское общество, что не допустимо. Но в то же время это говорит и о том настоятельном интересе к психологии, который испытывает современное общество. И здесь, житейская психология, как более доступная в изложении и более наглядная, как более практичная и применимая в повседневной жизни, выступает на первый план, в то время как научная психология, в силу специфического терминологического языка и сложных абстрактных теорий не может удовлетворить потребность людей в психических знаниях для повседневных практических нужд.
19
Схематичное
изображение отношения житейской и научной
психологии
20
Список
литературы:
1. В.Н. Карандашев Психология введение в профессию. - Москва: «Смысл», 2005г.
2. Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию. - Москва: «Омега» - Л, 2005г.
3. В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск: «Харвест», 2000г
4. Б.А. Сосновский Психология учебник МПГУ. - Москва: «Юрайт», 2005г.