Научная и житейская психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:56, контрольная работа

Описание

Для правильного понимания того, чем занимаются люди, получившие психологическое образование, важно не путать научную психологию с оккультным знанием (астропсихологией, хиромантией и др.) и поп - психологией. Ниже я приведу основные различия между научными и житейскими психологическими знаниями.

Работа состоит из  1 файл

научная и житейская психология.rtf

— 153.97 Кб (Скачать документ)

 Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский опыт. Например, физика опирается на знания о движении и падении тел, о свете и звуке, теплоте и многом другом. С этим мы сталкиваемся каждый день. 

 11

 Математика тоже исходит из представлений о числах, формах. Они начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.Но по другому обстоит дело с психологией. Житейские психологические знания конкретны. Они привязаны к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. 

 Научная психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. 

 Научная психология ищет и находит обобщающие понятия. Эти понятия дают возможность понять тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. 

 Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Они приобретаются практическим путем. 

 Такой способ особенно четко виден у детей. У них хорошая психологическая интуиция. Она достигается ежедневными и ежечасными испытаниями. Этим испытаниям дети подвергают взрослых. А взрослые не всегда об этом догадываются. 

 Житейская психология отличается от научной тем, что научные психологические знания рациональны и осознаны. 

 Следующее отличие житейской психологии от научной состоит в способах передачи знаний. Как правило житейская психология с трудом передается от старшего поколения к младшему. Дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому приобретать новый опыт. 
 

 12

 В научной психологии знания передаются с большой эффективностью. Накопление и передача научных знаний происходит в научных понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью речи и языка. 

 Следующее отличие житейской психологии от научной состоит в методах получения знаний. В житейской психологии методом служит наблюдение и размышление. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. 

 Главное в экспериментальном методе состоит в том, что исследователь не ждет интересующего его явления. Исследователь создает специальные условия для получения данного явления. После этого исследователь выявляет закономерности. Когда в психологию ввели экспериментальный метод, она оформилась в самостоятельную науку. 

 Преимущество научной психологии состоит в обширном, разнообразном и уникальном материале. Такой материал недоступен во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки. Например: возрастная психология, педагогическая психология, патологическая психология, нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология, сравнительная психология, клиническая психология, патологическая психология детского возраста, психопатология и другие. В этих областях рассматриваются различные стадии и уровни психического развития животных и человека. Также мы знакомимся с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда, условиями стресса, информационных перегрузок или информационного голода. Психолог расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми явлениями.

 13

 Разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии. Такого метода в житейской психологии нет.

 Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту. В лабиринте есть множество тупиковых ходов. Для выбора правильного пути нужно иметь хорошую интуицию. А хорошая интуиция возникает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Слово «психология» в переводе означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и тоже. Но с развитием науки и культуры значения этих понятий разошлись.

 Существует целый ряд форм проявления психики. Это факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления. Это есть результаты материальной и духовной культуры. В этих фактах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому может через них изучаться.

 Во втором десятилетии нашего века в психологии произошло важное событие. Оно было названо «революцией в психологии». В научной печати выступил американский психолог Уотсон. Он заявил, что нужно изменить предмет психологии. По его мнению психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Это направление получило название «бихевиоризм».

 От истории возникновения психологии перейдем к разделам и отраслям психологии.

 Детская психология - является отраслью психологии. Детская психология изучает закономерности психического развития ребенка. В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов. Такие как - младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. В психическом развитии детей имеет значение усвоение исторического опыта человечества. Этот исторический опыт постепенно усваивается за счет

 14

 созревания нервной системы ребенка. Каждый возрастной период имеет специфические задачи развития.

 Возрастная психология - раздел психологии. В этом разделе изучается развитие психики на различных возрастных этапах. Также изучаются принципы перехода от одного возрастного этапа к другому. Каждый возрастной этап имеет свое восприятие окружающего мира и культуры. Все эти задачи решаются с помощью формирования новых видов поведения и деятельности.  

 Педагогическая психология является отраслью психологии. Она изучает присвоение социального опыта индивидом. А присвоение социального опыта должно происходить в обучении.  

 Психология труда - область психологии. Она изучает закономерности формирования в различных психологических механизмов в труде. Можно выделить следующие направления: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации, отношения в трудовых коллективах.  

 Социальная психология - это отрасль психологии. Она изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые принадлежат к различным социальным группам. А также изучает психологические характеристики этих социальных групп. 

 Нейропсихология - раздел психологии. Он изучает мозговые механизмы на примере локальных поражений головного мозга. Основы были заложены А.Р.Лурия. Он разработал теорию системной динамической локализации психических процессов.  
 
 

 15

 Патопсихология -- отрасль психологии. Она изучает особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях. 

 Инженерная психология - отрасль психологии. Она изучает взаимодействие человека и технических устройств. Направления инженерной психологии:

 Изучение структуры деятельности и деятельности человека-оператора,

 Инженерно-психологическое проектирование,

 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. 

 Зоопсихология -- раздел психологии. Он посвящен проявлениям и закономерностям эволюции психики животных. Также он изучает предпосылки появления человеческого сознания.  

 Сравнительная психология -- это раздел психологии. Он анализирует эволюцию психики. Здесь происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В результате анализа делаются заключения о похожих свойствах психических процессов животных и человека. Выделяются качественные различия, которые привели к развитию трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека.

Историческая психология -- изучает происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, и особенности социализации в разных культурах и экономических условиях. Основное в этом направлении то, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи. И этот человек взаимодействует с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.  
 

 16

 Из всех этих разделов я выбираю детскую психологию. Изучением ребенка занимаются многие науки, такие как: педагогика, психология, анатомия, физиология, гигиена, педиатрия. Важное место в науке занимает наблюдение. А основным методом изучения психического развития ребенка является эксперимент. 

 Взрослым приходится решать воспитательные задачи каждый день. В этой ситуации родители находятся в более выгодном положении. Они могут наблюдать ребенка постоянно. А у специалистов такой возможности просто нет. Тесная связь семьи со специалистами помогает правильно решать многие задачи. Особый интерес в воспитательном процессе проявляет детская психология.  

 Родителям необходимы знания методов, приемов воспитания, психологии ребенка. Родители нуждаются в знаниях, как вести себя если трудно. Как быть если ты ошибся, поспешил или был не прав? Хорошо известно, что у счастливых родителей растут счастливые дети. Дать своему ребенку можно только то, что имеешь сам. Наука психология поможет родителям жить со своими детьми в гармонии.  

 Психологическая наука знает многое о законах обучения ребенка, об особенностях его развития. В последние годы значительно обогатились научные представления об отношениях в семье, о закономерностях общения между детьми и родителями. Но процесс воспитания личности остается сложным, противоречивым, но всегда творческим. До сих пор нет и не может быть единой формулы, единого подхода к нашим маленьким личностям. Они все индивидуальны, и каждый требует особого подхода. 

 Психология и педагогика не могут иметь дело только с человеком, который есть. 

 17

 Психологи и педагоги не могут не думать о человеке, который будет, который должен быть.Психологи и педагоги не планируют его, не программируют. Психолог и педагог особым профессиональным взглядом видят в каждом маленьком человеке его лучшее, его будущее. Если не видеть в ребенке лучшее, тогда педагогу и психологу просто нечего делать. Там, где постоянно осуждают - вся жизнь становится тягостной. Там, где преобладают утверждение и поддержка проявляется творческий труд и взаимное доверие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 18

 Заключение 

 Таким образом, все вышесказанное можно изобразить схематично, где четко видно соотношение основных различий между научной и житейской психологией.

 Распространившиеся в последние годы популярные издания и пособия по психологии, к сожалению, ведут к сильному упрощению и искажению взглядов человека на самого себя, на свое переживание и поведение, на людское общество, что не допустимо. Но в то же время это говорит и о том настоятельном интересе к психологии, который испытывает современное общество. И здесь, житейская психология, как более доступная в изложении и более наглядная, как более практичная и применимая в повседневной жизни, выступает на первый план, в то время как научная психология, в силу специфического терминологического языка и сложных абстрактных теорий не может удовлетворить потребность людей в психических знаниях для повседневных практических нужд.

 

 19

 Схематичное изображение отношения житейской и научной психологии 

 

 

 

 

   

   
 

 

   
 
 

 

   
 

 

   
 
 

 

   
 

 

 20 
 
 

 Список литературы: 
 

 1. В.Н. Карандашев Психология введение в профессию. - Москва: «Смысл», 2005г.

 2. Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию. - Москва: «Омега» - Л, 2005г.

 3. В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск: «Харвест», 2000г

 4. Б.А. Сосновский Психология учебник МПГУ. - Москва: «Юрайт», 2005г.

Информация о работе Научная и житейская психология