Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:51, реферат
«Психология» употребляется в будничном, жизненном понимании. Психологом называют человека, который благодаря жизненному опыту может много почувствовать, увидеть, понять и даже предвидеть в других людях. В таком понимании каждый из нас является психологом и занимается психологией. Так как мы постоянно взаимодействуем с другими в разнообразных сферах человеческой жизни. При этом мы так или иначе вынуждены формировать для себя соответствующие представления о внутреннем мире и особенностях личности этих людей, о их отношении к нам и к окружающему миру, о их намерениях, мыслях и др.
1. Введение.
2. Общая характеристика психологии как науки.
2.1 Становление психологической науки.
2.2 Предмет и методы научной психологии.
2.3 Отрасли психологии и ее прикладные задачи.
3. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.
3.1 Отличия научных и житейских психологических знаний.
3.2 Формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной
жизни и деятельности.
4. Значение научной психологии в жизни человека и общества.
5. Выводы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХЕРСОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Политологии и права
НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ
Реферат
по дисциплине Психология
ХЕРСОН – 2007
План.
1. Введение.
2. Общая характеристика психологии как науки.
2.1 Становление психологической науки.
2.2 Предмет и методы научной психологии.
2.3 Отрасли психологии и ее прикладные задачи.
3. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.
3.1 Отличия научных и житейских психологических знаний.
3.2 Формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной
жизни и деятельности.
4. Значение научной психологии в жизни человека и общества.
5. Выводы.
1. Введение.
Правда, в наше время удивить
человека чем-нибудь не так уже и
легко. Так как наша действительность
наполнена впечатляющими
«Психология» употребляется в будничном, жизненном понимании. Психологом называют человека, который благодаря жизненному опыту может много почувствовать, увидеть, понять и даже предвидеть в других людях. В таком понимании каждый из нас является психологом и занимается психологией. Так как мы постоянно взаимодействуем с другими в разнообразных сферах человеческой жизни. При этом мы так или иначе вынуждены формировать для себя соответствующие представления о внутреннем мире и особенностях личности этих людей, о их отношении к нам и к окружающему миру, о их намерениях, мыслях и др.
Цель данного реферата – показать значение научных психологических знаний в жизни человека и общества.
2.1 Становление психологической науки.
Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Термин возник в XVIII веке и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог - человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определённых ситуациях.
Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основы психического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.
Накопление знаний о природе
и механизмах функционирования
психического шло в двух уровня
С этого времени развитие психологической науки пошло семимильными шагами. Уже в конце XIX века - начале XX века появилось множество психологических школ, различавшихся подходами в понимании природы психического: функционализм, бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, гуманистические школы, гештальт-психология. Наличие большого количества школ подчеркивает сложность задач, стоящих перед психологией и возможность истолкования психических явлений с различных теоретических позиций. Вместе с тем при исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ.
Современная психология
2.2 Предмет и методы научной психологии.
Предметом психологической науки
и практики является психика человека
– сложная и многомерная
Научная психология в качестве метода познания использует создание рациональных моделей, которые накладываются на предмет познания и преломляют его в том или ином аспекте. Сами модели являются продуктом сознания и в силу этого имеют принципиально меньше мерностей, чем изучаемый предмет. В этом заключается недостаток данного метода. Преимуществом такого упрощенного способа представления предмета психологии является отчуждаемость и воспроизводимость полученного знания, следствием чего является существование научных школ.
Методы психологического воздействия в научной психологии разрабатываются на основе и в рамках созданных моделей, что также дает возможность их отчуждения и существования практических школ. Отрицательной стороной созданных таким путем методов воздействия является ненадежность результатов, так как метод применяется не к модели, а к многомерной психике. Недостатком является также долговременность цикла познание – воздействие.
Развитие научной
2.3 Отрасли психологии и ее прикладные задачи.
Связь научной психологии с практикой
характеризуется точностью
Возможные примеры:
В 1796 г. в Гринвиче был уволен сотрудник обсерватории за грубую ошибку (почти в секунду) в определении местоположения звезды. Применявшийся в то время метод решения этой задачи (метод Бредли) состоял в следующем. Нужно было регулировать моменты прохождения звезды по координатной сетке телескопа, отсчитывая при этом секунды и отмечая (высчитывая) положение звезды секундой раньше и секундой позже ее прохождения. Астроном из Кенигсберга Бессель пришел к выводу, что ошибка сотрудника не была следствием небрежности. В 1816 г. он опубликовал результаты своих 10-летних наблюдений за временем реакции человека. Оказалось, что время двигательной реакции является весьма изменчивой характеристикой, и различия между людьми равны примерно 1 секунде. Так, из разъяснений досадной "ошибки", связанной с особенностями организма конкретного человека, возникла дифференциальная психология, изучающая и измеряющая индивидуальные различия людей.
Интересно, что именно ошибкам человек при выполнении той или иной деятельности, проблемам "человеческого фактора" обязаны своим появлением многие отрасли психологии. В ответ на трудности управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало психологии педагогической и возрастной.
Отрасли психологии можно различить по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых обслуживают, т. е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология, группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т. д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).
В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве обладает знаниями как инженерной психологии (или психологии труда), так и социальной. Психологическая стороны школьной работы относится одновременно к сферам возрастной, педагогической психологии. Разработка практических приложений нейропсихологии – прежде всего, проблемы реабилитации больных с мозговыми поражениями той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда.
Понятно, что психолог-практик – это просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и нерешаемые. Следует подчеркнуть, что относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками – социологией, биологией, физиологией, медициной.
3. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.
3.1 Отличия научных и житейских психологических знаний.
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, о звуке, теплоте и многом другом.
Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Но иначе обстоит дело с психологией.
У каждого из нас есть запас
житейских психологических
Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных?
Рассмотрим пять таких отличий.
Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси – тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и снова совсем иначе – с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.
То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черт характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.