Научная психология в моей жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:51, реферат

Описание

«Психология» употребляется в будничном, жизненном понимании. Психологом называют человека, который благодаря жизненному опыту может много почувствовать, увидеть, понять и даже предвидеть в других людях. В таком понимании каждый из нас является психологом и занимается психологией. Так как мы постоянно взаимодействуем с другими в разнообразных сферах человеческой жизни. При этом мы так или иначе вынуждены формировать для себя соответствующие представления о внутреннем мире и особенностях личности этих людей, о их отношении к нам и к окружающему миру, о их намерениях, мыслях и др.

Содержание

1. Введение.
2. Общая характеристика психологии как науки.
2.1 Становление психологической науки.
2.2 Предмет и методы научной психологии.
2.3 Отрасли психологии и ее прикладные задачи.
3. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.
3.1 Отличия научных и житейских психологических знаний.
3.2 Формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной
жизни и деятельности.
4. Значение научной психологии в жизни человека и общества.
5. Выводы.

Работа состоит из  1 файл

реферат-научная психология в моей жизни2.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

ХЕРСОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Политологии  и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В  МОЕЙ ЖИЗНИ

 

Реферат

по дисциплине Психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХЕРСОН – 2007

 

План.

 

1.  Введение.

2.  Общая характеристика психологии как науки.

    2.1   Становление психологической науки.  

     2.2   Предмет и методы научной психологии.

     2.3   Отрасли психологии и ее прикладные задачи.

      3. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

            3.1   Отличия научных и житейских психологических знаний.

     3.2   Формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной           

                     жизни и деятельности.

4.  Значение научной психологии в жизни человека и общества.

5.  Выводы.

 

1. Введение.

 

Правда, в наше время удивить  человека чем-нибудь не так уже и  легко. Так как наша действительность наполнена впечатляющими удивительными  открытиями и свершениями в социальной, научной, политической и экономической  сферах. И все таки, самые загадочные и далеко еще не изученные до конца тайны находятся в самом человеке и особенно в его психической деятельности. Вдумайтесь, насколько удивительные  духовные силы человека, которому удалось открыть и обосновать разнообразные закономерности человеческого бытия, закономерности загадочной вселенной. Наверное, самым загадочным и в дальнейшем остается мозг человека, маленькая частичка по сравнению с вселенной, которая вмещает в себя весь этот мир со всеми его чудесами, законами, свойствами и силами. Вот почему мы говорим, что из всех чудес, которые нам известны, самое удивительное – это сам человек. Поэтому, призыв «познай самого себя», который был обращен к людям еще древнегреческим философом Сократом, остается одним из самых актуальных и для людей XXI века.

«Психология» употребляется в  будничном, жизненном понимании. Психологом называют человека, который благодаря  жизненному опыту может много  почувствовать, увидеть, понять и даже предвидеть в других людях. В таком  понимании каждый из нас является психологом и занимается психологией. Так как мы постоянно взаимодействуем с другими в разнообразных сферах человеческой жизни. При этом мы так или иначе вынуждены формировать для себя соответствующие представления о внутреннем мире и особенностях личности этих людей, о их отношении к нам и к окружающему миру, о их намерениях, мыслях и др.

Цель данного реферата – показать значение  научных психологических  знаний в жизни человека и общества.

 

  • Общая характеристика психологии как науки.

 

2.1   Становление психологической науки.  

 

 Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Термин  возник в XVIII веке и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог - человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определённых ситуациях.

   Возникнув как раздел  философской науки, психология  в течение более чем двух  тысячелетий была неразрывно  связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основы психического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

   Накопление знаний о природе  и механизмах функционирования  психического шло в двух уровнях: эмпирическом (опытном) и теоретическом и привело во второй половине 19 века к появлению психологии как самостоятельной науки. Возникновение научной психологии связано с именем В. Вундта, который в 1879 году создал крупнейшую психологическую школу, получившую название структуралистской.

   С этого времени развитие  психологической науки пошло  семимильными шагами. Уже в конце  XIX века - начале XX века появилось множество психологических школ, различавшихся подходами в понимании природы психического: функционализм, бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, гуманистические школы, гештальт-психология. Наличие большого количества школ подчеркивает сложность задач, стоящих перед психологией и возможность истолкования психических явлений с различных теоретических позиций. Вместе с тем при исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ.

  Современная психология представляет  собой разветвленную систему  относительно самостоятельных научных дисциплин, связанных с различными видами человеческой деятельности. Эти дисциплины называются отраслями психологии. Появление множества отраслей связано с накоплением огромного количества научных фактов и необходимостью их более строгой систематизации, а также с особенностями функционирования психики при выполнении различных видов деятельности. Многие из отраслей в свою очередь подразделяются на ряд более специальных дисциплин с более узким предметом исследования.

 

2.2   Предмет и методы научной психологии.

 

Предметом психологической науки  и практики является психика человека – сложная и многомерная система. В научной, житейской и интегративной  психологии применяются разные методы познания и воздействия.

Научная психология в качестве метода познания использует создание рациональных моделей, которые накладываются на предмет познания и преломляют его в том или ином аспекте. Сами модели являются продуктом сознания и в силу этого имеют принципиально меньше мерностей, чем изучаемый предмет. В этом заключается недостаток данного метода. Преимуществом такого упрощенного способа представления предмета психологии является отчуждаемость и воспроизводимость полученного знания, следствием чего является существование научных школ.

Методы психологического воздействия в научной психологии разрабатываются на основе и в рамках созданных моделей, что также дает возможность их отчуждения и существования практических школ. Отрицательной стороной созданных таким путем методов воздействия является ненадежность результатов, так как метод применяется не к модели, а к многомерной психике. Недостатком является также долговременность цикла познание – воздействие.

Развитие научной психологической  науки и практики происходит в  сторону создания все более мерных моделей, а также использование более компактных, чем научные термины, способов фиксации смыслов: метафор, образов, мифов. Обобщенно способ взаимодействия познающего и познаваемого в научной психологии можно обозначить как сознание, и квалифицировать его как аналитический.

 

2.3   Отрасли психологии и ее прикладные задачи.

 

Связь научной психологии с практикой  характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических областях, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появляться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.

Возможные примеры:

 В 1796 г. в Гринвиче был уволен сотрудник обсерватории за грубую ошибку (почти в секунду) в определении местоположения звезды. Применявшийся в то время метод решения этой задачи (метод Бредли) состоял в следующем. Нужно было регулировать моменты прохождения звезды по координатной сетке телескопа, отсчитывая при этом секунды и отмечая (высчитывая) положение звезды секундой раньше и секундой позже ее прохождения. Астроном из Кенигсберга Бессель пришел к выводу, что ошибка сотрудника не была следствием небрежности. В 1816 г. он опубликовал результаты своих 10-летних наблюдений за временем реакции человека. Оказалось, что время двигательной реакции является весьма изменчивой характеристикой, и различия между людьми равны примерно 1 секунде. Так, из разъяснений досадной "ошибки", связанной с особенностями организма конкретного человека, возникла дифференциальная психология, изучающая и измеряющая индивидуальные различия людей.

Интересно, что именно ошибкам человек  при выполнении той или иной деятельности, проблемам "человеческого фактора" обязаны своим появлением многие отрасли психологии. В ответ на трудности управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало психологии педагогической и возрастной.

Отрасли психологии можно различить  по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых обслуживают, т. е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология, группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т. д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

В реальной работе психолога научные  отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве обладает знаниями как инженерной психологии (или психологии труда), так и социальной. Психологическая стороны школьной работы относится одновременно к сферам возрастной, педагогической психологии. Разработка практических приложений нейропсихологии – прежде всего, проблемы реабилитации больных с мозговыми поражениями той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда.

Понятно, что психолог-практик –  это просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые  образцы решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и нерешаемые. Следует подчеркнуть, что относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками – социологией, биологией, физиологией, медициной.

 

3.  Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

    

3.1   Отличия научных и житейских психологических знаний.

 

Любая наука имеет  в качестве своей основы некоторый  житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые  нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о  трении и энерции, о свете, о звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться  уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас  житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

 Рассмотрим  пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены  к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси – тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и снова совсем иначе – с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная психология, как и всякая наука, стремится  к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень  долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черт характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Информация о работе Научная психология в моей жизни