Научная психология в моей жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:51, реферат

Описание

«Психология» употребляется в будничном, жизненном понимании. Психологом называют человека, который благодаря жизненному опыту может много почувствовать, увидеть, понять и даже предвидеть в других людях. В таком понимании каждый из нас является психологом и занимается психологией. Так как мы постоянно взаимодействуем с другими в разнообразных сферах человеческой жизни. При этом мы так или иначе вынуждены формировать для себя соответствующие представления о внутреннем мире и особенностях личности этих людей, о их отношении к нам и к окружающему миру, о их намерениях, мыслях и др.

Содержание

1. Введение.
2. Общая характеристика психологии как науки.
2.1 Становление психологической науки.
2.2 Предмет и методы научной психологии.
2.3 Отрасли психологии и ее прикладные задачи.
3. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.
3.1 Отличия научных и житейских психологических знаний.
3.2 Формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной
жизни и деятельности.
4. Значение научной психологии в жизни человека и общества.
5. Выводы.

Работа состоит из  1 файл

реферат-научная психология в моей жизни2.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей  у них хорошая психологическая  интуиция. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежемесячных  испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние  не всегда  догадываются.

И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно “Вить веревки”, а  из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят  эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко  подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле “идя на ощупь”. Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические  знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логических вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма  ограничена. Это непосредственно вытекает их двух  предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их  все прочли – стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому  поколению, каждому молодому человеку  приходится самому “набивать шишки” для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки  с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся ученых прошлого. Они, может  быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизируются в понятиях и законах. Они фиксируются в  научной литературе, и передается с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.

Четвертое отличие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит  в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его  явление, а вызывает это явление  сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается, в том числе, в специальных отраслях психологической науки, таких как: возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда – условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п. – психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

 

3.2   Формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной жизни            

               и деятельности.

 

Многообразные формы сотрудничества научной и житейской психологией, типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего эффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие и присутствует при нем, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, – развитие центрального раздела психологической науки – изучение личности.

Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления  тяжелых душевных недуг, когда научный  и житейский психологи как  бы совмещаются в одном человеке.

Типичный пример. М.М.Зощенко в "Повести о разуме" проводит психологический анализ источников собственного личностного кризиса. Он подробно исследует варианты скрытого содержания аффектогенных символов, сновидений и состояний (протянутая рука нищего, рев тигра, отвращение к еде и т. д.), затем постепенно определяет (не "вспоминает", а именно, определяет) перенесенную в раннем детстве травму, и, благодаря ее сознательному освоению, достигается самоизлечения. Найденные им и проведенные на себе приемы обогащают персонал психотерапии.

Нередко различные терапевтические  приемы содержат в своей основе житейские  эмпирические правила управления поведением и лишь затем получают выражение  в теоретических понятиях.

Возможный пример. Широко известная  закономерность: чрезмерное желание, стремление к какой-либо цели препятствует ее достижению. Так, австрийский психолог В.Франкл считает многие невротические расстройства – случаи заикания, нарушения моторики и т. п. (при объективной сохранности двигательной сферы) следствием именно гипернаправленности человека, мешающей преодолеть недуг. Предложенный им терапевтический прием основан на житейском правиле – "бороться с врагом его же оружием": следует пожелать как раз того, от чего на самом деле человек хочет отказаться и чем, к несчастью обладает. Один из пациентов Франкла, по профессии бухгалтер, страдал судорогами мышц руки и очень плохо писал. Профессиональная непригодность привела его к крайне тяжелому общему состоянию. Выход же оказался неожиданным: пациента попросили написать что-нибудь как можно хуже, т. е. показать, что он может нацарапать такие каракули, которые никто не сможет разобрать, – и человек излечился от недуга. Затем этот прием был обобщен в теоретическом понятии "парадоксальной интенции (стремления)".

Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный "комплекс", "архетип", "внутренняя цензура" и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы ("стресс") защитных механизмов личности ("компенсация", "замещение", "рационализация", "вытеснение"). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержания, не всегда относящиеся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств.

Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально должен становится психологом житейским, подготовка к  работе с некоторыми методами диагностики личности, обучения правильной и полной интерпретации результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и интуиции.

Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между научной и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению даются конкретные практические советы по адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода "учебники" житейской психологии, с другой – систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования.

Таким образом, положение психологической  науки определяется ее двумя разнонаправленными традициями. Первая из них – стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая – занять место житейской психологии. Обе эти цели непостижимы, но каждая из них порождает свои конкретные задачи.

С одной стороны, по сравнению с  житейской психологией, научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

С другой стороны, психологическая  наука имеет особенности, связанные  со спецификой объекта изучения –  его способностью к внутреннему  отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способов преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта.

Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая  наука, развитие которой можно, вслед за Л.С.Рубинштейном, представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Вместе с тем, научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные средства запоминания ее законов, воспитания и развития личности.

Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

 

 

 

 

 

4.  Значение научной психологии в жизни человека и общества.

 

Наше отношение к другим людям, наши реакции на их действия, наши действия по отношению к ним определяется нашей трактовкой внутреннего, психологического понимания и смысла поведения людей, с которыми мы встречаемся на всем жизненном пути. И такая трактовка, такое понимание других людей черпается главным образом из приобретенного опыта человеческих отношений. Однако, от таких интуитивных обобщений и выводов из собственного личного частичного опыта  еще далеко до настоящей науки.

Для того, чтобы все эти частичные  выводы из фактов превратились в науку, необходимо нашим знанием о них приобрести некоторые особенные свойства. Прежде всего, при этом надо отталкиваться не от того, что кто-то сказал, а от исследования самих фактов. Другими словами, наука начинается только там, где вместо того, чтобы спрашивать авторитета, ми спрашиваем саму природу и ищем у нее с помощью научного метода ответы на наши вопросы. При этом необходимо руководствоваться научными законами, согласно которым соответствующие стойкие связи имеют место всегда при наличии соответствующих условий, что в свою очередь дает возможность не только констатировать то, что есть, но и предвидеть то, что может быть.

   Наконец, специфика психологии  заключается в ее уникальных  практических следствиях. Как отмечала  Ю. Б. Гиппенрейтер, "практические  результаты от развития психологии  должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять. Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим...". Следовательно, психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

   Если познание физического  мира обеспечивает человеку освоение  природы, то раскрытие законов  психической реальности позволяет  ему все более совершенно овладевать собственным поведением, прояснять и оптимизировать отношения с окружающим миром, раскрывать ресурсы и предельные возможности собственной психики.

 

 

  1. Выводы.

 

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. "Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, – пишет один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) – она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей – с другой". Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды – символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Информация о работе Научная психология в моей жизни