Неблагополучные семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:14, реферат

Описание

Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи.

Содержание

I Введение

II Виды неблагополучных семей

1). Алкогольная семья

2). Криминально - аморальная семья
3). Аморально - асоциативная семья
4). Конфликтная семья

5). Педагогически несостоятельная семья

III Ошибки воспитания детей

IV Психологическая помощь детям из неблагополучных семей

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 50.68 Кб (Скачать документ)

Учится плохо, крайне груба в отношении к учителю, одноклассникам, жестока, высокомерна с подругами, избивает сверстниц. Живет с мамой, торговым работ-ником. Мама относится к числу людей, «умеющих жить», дома - полный достаток, ковры, хрусталь, дорогие вещи. С отцом Наташина мама разошлась, поскольку он не одобрял ее моральной неразборчивости,

а она соответственно относила его к числу неудач-ников, называла его «рохлей» и.т.д.           

 Для мамы Наташи  характерно циничное отношение  к духовным ценностям, моральным  качествам людей. Все достоинства  личности определяются возможностями  достать, иметь и т.д.         

 Дочь в цинизме  превзошла мать, не имеет авторитетов,  очень груба с матерью, которая  потеряла все возможности воздействовать  на поведение дочери. Прибегает  к крайним мерам, избива-ет дочь, закрывает ее на ключ в квартире.           

 Вряд ли  правомерна  точка  зрения  тех, кто считает необходимым изымать детей из социально-аморальных семей. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей такими родителями нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из этих семей. По отношению к таким родителям и детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысле-ние родителями своих собственных позиций.    Однако существенным недостатком методов обратной социализации является их запоздалость, прозрение часто наступает слишком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности подростка. Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирую-щим влиянием - конфликтные и педагогические несостоятельные. «Беличева»          

 Конфликтная семья,  в которой по различным психологическим  причинам личные взаимоотношения  супругов строятся не по принципу  взаимоуважения и взаимопонимания,  а по принципу конфликта отчужде-ния.           

 Конфликтные семьи  могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражитель-ность становится нормой взаимоотношений супругов,

так и «тихими», где  отношения супругов характеризу-ют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений. «Беличева»          

 Вот, например, семья Эдика Ф. 15 лет, который  третий год состоит на учете  в ИДН, плохо учится, дерзит  учителям, дерется с малышами, забирает  у них деньги, рано приобщился  к курению, выпивает, плохо поддается  перевоспитанию.  Внешне  его  семья выглядит вполне благополучной, хорошая квартира, полный достаток, родители ведут трезвый образ жизни, хорошие производственники, проявляют заботу о детях. Мать работает заведующей отделом в промтоварном магазине, отец - мастер на заводе. Однако отношения между родителями весьма отчужденные, по типу скрытого хронического конфликта. Мать обвиняет отца в неумении жить, отец, в свою очередь, подозревает жену в супружеской неверности, Во всех перепалках предпочитает отмалчиваться, допоздна задерживается на работе и приходит домой только ночевать. Практически не разговаривает ни с детьми, ни с женой. В доме тягостная, гнетущая атмосфера, которая тяжело сказывается на детях, делает их «колючими», невосприимчивыми к педагогическим воздействиям учителей, общественных воспитателей, закрепленных в ИДН.          

 Вот другой  пример - семья Димы Л. 11 лет, состоит  на учете за систематические  пропуски, пренебрежение к учебе,  бродяжничество. Отец - шофер, мать - домохозяйка. Семья живет в  рабочем общежи-тии. Привычный способ общения родителей - скандал. Инициатор скандалов - мать. Переходит на крик по всякому поводу и без повода, Своим соседям, не стесняясь, рассказывает о всех повинностях мужа, недовольна им. Дима буквально не имеет дома спокойной минуты, чтобы готовить уроки, отдыхать. Он предпочитает проводить время на улице, куда убегает, также и из школы в том случае , когда не выучит уроков, что естественно, случается с ним весьма часто.           

 Как видим, в  конфликтных семьях десоциализиру-ющее влияние проявляется не прямо через образцы аморального поведения или антиобщественные отношения родителей здесь имеет место косвенное десоциализирующее влияние, оказываемое за счет хронически осложненных, нездоровых отношений родителей.           

 В работе с  семьями, где отношения супругов  хронически осложнены и находятся  фактически на грани распада,  учитель, социальный работник, практи-

ческий психолог, по сути дела, должны выполнять психо-

терапевтические функции. То есть в беседе с родите-лями  необходимо,  вмнимательно  выслушать  обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов прежде всего на основе интересов ребенка.          

 Среди семей подростков, состоящих на учете в ИДН, наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно  благоприятных  условиях  (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. «Беличева»          

 Педагогически  несостоятельная как и конфликт-ная семья не оказывает на детей прямо десоциализи-рующего влияния.   Формирование антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.          

 Педагогически  несостоятельная семья прежде всего нуждается в психолого-педагогической коррекции стиля  семейного  воспитания  и  характера  взаимо-отношений  родителей с детьми как основных факто-ров, обуславливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи прежде всего нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализи-ровать ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребенком. «Беличева»          

 На практике  педагогически несостоятельные  семьи оказываются наиболее труднодоступными  для выявления  причин  и  неблагоприятных  условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально- педагогической работы с такими семьями позволили выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспита-нием детей.

Попустительско-снисходительный стиль, когда

родители не придают  значения проступкам детей, не видят  в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «мы сами такие были». Педагогу , психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя  свои отношения с окружающими  по принципу «наш ребе-нок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем.  Кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет мам и пап. Они продолжают искать виновных на сторо-не. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступ-ках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет, что сын растет «бандитом» и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педагогическо-подозрительный стиль, при кото-ром родители не доверяют своим детям, подвергают их к оскорбительному тотальному контролю, пытают-ся полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий общение. Так, в этом отношении показателен пример поведения мамы Димы С., стоящего на учете за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень замкнут, неразговорчив. Мама  обеспокоена  фактом  постановки  на  учет, стремится  ни  на  минуту  не  выпускать  его  из  виду. После учебы мальчик должен идти к ней на работу, где под  ее  присмотром  готовит  уроки.  Затем  они возвращаются домой, мама не оставляет сына в комна-те даже наедине с закрепленным за ним воспитателем. Всегда присутствует при их разговоре, сама отвечает на все вопросы, которые воспитатель задает подрост-ку, запрещает, чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает Диму на улицу. Мальчик растет хмурым, смотрит исподлобья, напоминает затравленного зверь-ка, никого  не  любит, ни  к  кому  не  испытывает привязанности, озлоблен.

Жестко-авторитарный стиль присущ родите-лям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому  стилю  отношений  больше  склонен  отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребен-ка считающий, что существует лишь один эффектив- ный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом все доступные средства  воздействия  -  от  убеждения  до  административно-    -уголовного принуждения, защищенного ребенка от жестокости.

Увещевательный стиль. Родители проявляют по отношению  к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких  волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову». От социального  педагога в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родите-лей.

Отстраненно-равнодушный  стиль возникает в семьях, где  родители, в частности мать, поглощена  устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит  времени, ни душевных сил для своих  детей от первого брака, равнодушна как к самим детям так и  к их поступкам. Дети предоставлены  самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с  болью воспринимают равнодуш-но-отстраненное отношение матери. Такие дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю, относят-ся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

Помощь потерянному  ребенку:

1). Необходимо  дать  ему  почувствовать,  что  он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответ-ствует этому месту.

2). Если ребенок  вошел в какую-то группу, подчеркните,  что это хорошо. Но не принуждайте  ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните, что каждый ребенок нуждается в том,  чтобы побыть наедине с самим с собой.

3). Поощряйте ребенка  к тому, чтобы он позволял себе  приятное времяпровождение, развлечение,  которое требует взаимодействия  с другими. Это для такого  ребенка лучше чем занятия в одиночку.

4). Выставляйте его  рессунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе, чувство самооценки.  

5). Очень полезно  хвалить ребенка, когда он высказыва-ет какие-либо конструктивные мысли.

6). Выберите такой  предмет, к которому ребенок  проявляет наибольший интерес,  привлеките ребенка к работе  над этими предметами, пусть он  продеман-стрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное.

7). Помогите  ребенку  осознать  и  выразить  свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, созда-ние кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.

8). Попросите помощи  у ребенка в поисках решения  какой-либо проблемы. Многие робкие  дети прячут все, включая свои  исключительные интеллектуальные  способности, а учителя могут  иногда не узнать о потенциале  ребенка.

9). Вместе с ребенком  нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него. Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.

Информация о работе Неблагополучные семьи