Нефинансовые методы мотивирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:17, реферат

Описание

Успех общественных объединений складывается из усилий отдельных людей. От людей зависит эффективность работы любой организации. А качество работы зависит от настроения человека, его энергии, его целей. Бывают времена, когда вы испытываете прилив сил, и это проявляется в хорошей работе. Точно так же, временами вы испытываете опустошенность, усталость и подавленность, и это сказывается на вашей мотивации и преданности делу. Преданность делу и мотивация, хотя и могут испытывать воздействия внешних обстоятельств, должны рассматриваться как неотъемлемые характеристики индивида. Их источник внутри нас.

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ МОТИВИРОВАНИЯ.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

В таких случаях  наиболее эффективными методами мотивирования людей для их участия в работе организации могут быть: эмоциональная поддержка и материальная помощь, предоставление информации и других полезных услуг, демонстрация гарантий безопасности и причастности, полезных перспектив. Для людей с преобладающей потребностью «ИМЕТЬ» важно то, что организация готова ДАТЬ. Совместные обеды и чаепития, бесплатные/льготные проездные билеты, легко достижимые медицинские услуги и лекарства, лекции о новых методиках лечения, лекции психологов, фитотерапевтов, гериатров, педиатров, юристов - все это ситуации, усиливающие мотив людей отдать свое время и силы для решения задач организации/группы. Это происходит потому, что задачи легко становятся общими. Для людей с преобладающей потребностью «ИМЕТЬ» чрезвычайно важны также различные методы поощрения (материальные и нематериальные).

Часто люди испытывают чувство вины, чувство долга, страхи. При этом возникает потребность  в безопасном самовыражении и  приобретении какого-либо формального  статуса, роли, потребность в поддержке и признании, причастности к достижениям какой-либо группы. У части людей ярко проявляется потребность влияния и власти. Эта группа мотивов связана с потребностью «БЫТЬ».

Выявив подобные мотивы, мы можем усилить их такими методами мотивирования как: поддержка желаемой роли и признание, гарантирование безопасности в работе, или благодаря работе в организации, предоставление возможности торга/обмена (напр. статус на услугу), предоставление кредита доверия, метод совмещения интересов и причастности к значимым результатам.

Для людей с  преобладающей потребностью «БЫТЬ» важно, чтобы организация/группа предоставила больше гарантий и меньше возможных  изменений (в роли, в статусе, в  порученной работе). Для таких людей  особенно важным является письменное соглашение/договор, который заключает с ним организация. Эти люди дольше остаются в организации, которая планирует свою работу на всех уровнях, учитывает в планировании и персонал и добровольцев, предоставляет всем им какие-либо социальные гарантии.

Существует группа мотивов, которая в разных обстоятельствах  и в разном возрасте возникает  у каждого человека, а то и сопровождает его всю жизнь. Это потребность  в признании и уважении, желание  найти друзей и единомышленников, потребность в доверительных взаимоотношениях с кем-то, желание проявить заботу, принести пользу. Эта группа мотивов относится к потребности человека «ЛЮБИТЬ». К этой же потребности относятся и этически/идеологически обоснованные мотивы – такие, как реализация чувства милосердия, проявление солидарности, религиозные мотивы.

Наиболее эффективными методами мотивирования людей с  преобладающей потребностью «ЛЮБИТЬ» являются те методы, которые требуют  от человека «вкладывать во что-то душу». Доверительные беседы и демонстрация доверия, создание комфортного психологического климата, в котором все участники группы стремятся увидеть и признать индивидуальные достоинства каждого – залог успеха. От просьбы о помощи в решении задач организации и прошения денег для ее клиентов до создания некоторого теплого очага, у которого всегда ждут друзья – вот область ситуаций для активизации этих мотивов.

Обычно у людей  среднего и старшего возраста, имеющих  профессию и жизненный опыт, возникает  потребность в том, чтобы более  полно ощутить смыл своей жизни, утвердить собственную значимость. Они часто испытывают потребность применить накопленный жизненный и профессиональный опыт в той области, в которой еще не пробовали себя. Для людей с такими мотивами весьма важна причастность к чему-то общественно значимому, важному, ценному. Подобные мотивы людей относятся к потребности «ДЕЛАТЬ». Люди с такими мотивами могут принести в организацию значительный потенциал и ресурсы. Однако методы мотивирования людей с такими мотивами требуют от лидеров также применения их жизненного опыта и профессиональной квалификации.

Эффективными  методами мотивирования в этом случае могут быть: адекватная оценка работы, дополнительное обучение, удовлетворение ожиданий, демонстрация значимости дела, придание смысла и ценности личному  вкладу/работе человека.

Полная реализация человека происходит посредством роста. У большинства людей потребность  роста очень сильна. Такие мотивы, как стремление к профессиональному  развитию, приобретению новых знаний и навыков и проявлению своей  позиции через действие, чаще свойственны молодым людям. Такие мотивы, как необходимость самореализации и осознанное желание повлиять на социальные изменения, более свойственны людям среднего возраста. Все эти мотивы относятся к потребности «РАСТИ». Собственно, эта потребность и мотивы, с ней связанные, настолько сильны, что для мотивирования людей с преобладающей потребностью «РАСТИ» основным из того, что должны делать лидеры, является предоставление соответствующих возможностей. Предоставление возможности эксперимента, реализации собственной идеи, ответственности за определенное направление деятельности в организации и т.д. Итак, методы мотивирования, используемые лидерами, должны адекватно отвечать всем пяти основным группам потребностей: «ИМЕТЬ», «БЫТЬ», «ЛЮБИТЬ», ДЕЛАТЬ», «РАСТИ» (см. Слайд 5).

Организация должна быть способна адекватно ответить как  на альтруистические побуждения, так  и на личную заинтересованность людей. В этом контексте ответственность организации, с одной стороны, состоит в том, чтобы точно выявлять имеющиеся у людей потребности и мотивы, способствующие достижению общественной пользы. В этом случае лидеры должны использовать методы, которые не ухудшат представления человека о самом себе. С другой стороны, организация, реализуя собственную Миссию, безусловно, дополнительно мотивирует людей для достижения своих целей. И основным содержанием мотивирования может быть исключительно предоставление каких-либо возможностей мотивируемому человеку. В этом случае лидеры должны выбирать точные методы убеждения и предоставления аргументов, которые не искажают социальную реальность .

Выявление мотивов  является обязанностью лидеров. Они  ведут за собой людей, а значит, обладают устойчивой самомотивацией, дающей им аргументы и силы мотивировать других. Это работа, которую нельзя сделать один раз и навсегда. Это постоянный труд, к которому необходимо подходить гибко и творчески.

Существует множество  неформальных способов выявления мотивов. Постоянный процесс «слышания» мотивов людей гарантируется, прежде всего, определенной подготовкой лидеров в области управления человеческими ресурсами и общего менеджмента и дополнительными возможностями организации (например, наличие психолога/супервизора).

Формальными способами  выявления мотивации могут быть следующие: собеседование, тестирование, наведение справок, анкетирование, экспертиза специалистов, проба в  работе, раскрытие собственных мотивов.

5. НЕФИНАНСОВАЕ МЕТОДЫ МОТИВИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Большинство людей  начинает испытывать заинтересованность в работе, если удовлетворена хотя бы одна - или более - из трех основных социальных потребностей:

    • Потребность в достижениях
    • Потребность в принадлежности
    • Потребность оказывать влияние

Люди с высокой  потребностью в достижениях (часто  встречаются среди исполнительного  персонала) стремятся выполнять  свою работу наилучшим образом. Они  обычно сосредоточены на задании  и предпочитают работать в одиночку. Им нравится поощрять других и самим получать поощрения – это помогает им достичь подтверждения хорошего качества своей работы. Эти люди много говорят об успехах и достижениях.

Эффективными  методами мотивирования людей с  преобладанием социальной мотивации «Потребность в достижениях» могут быть:

  • обеспечение конкретности поручаемых заданий
  • обеспечение адекватности поручаемых заданий возможностям человека
  • поручение контролировать и оценивать работу других, осуществлять поощрение
  • фиксация успехов и достижений, разнообразные поощрения
  • предоставление возможности освещать успехи и достижения организации (например, на итоговых собраниях организации).

При позитивном мотивировании эти люди могут  быть эффективными администраторами, секретарями, профильными специалистами, работа которых требует индивидуальной ответственности.

Люди с высокой  потребностью в принадлежности (часто  являются добровольцами) мечтают о  дружеских отношениях. Для них  гораздо важнее не достигать, а принадлежать, быть частью чего-либо. Самое главное для них – человеческие взаимоотношения. Такие люди любят работать в коллективе и приобретают много верных друзей. Они хорошо ладят с окружающими, но избегают руководящих должностей, поскольку для них всегда на первом месте люди. Будучи слишком ранимыми, они стараются не участвовать в конфликтах, конфронтации, не замечать вызова. Они будут усердно работать на благо команды.

Эффективными  методами мотивирования людей с  преобладанием социальной мотивации  «Потребность в принадлежности» могут быть:

  • создание благоприятной теплой дружеской атмосферы в команде
  • обеспечение доброжелательного внимания лидеров
  • поручение заданий, требующих короткого времени исполнения
  • обеспечение значимой для организации работы, но не в связи с управлением
  • поручение подготовки и ведения мероприятий, связанных с неформальной жизнью команды (праздники, вечеринки, поездки, поздравления и т.п.)
  • предложения разработки стиля, логотипа организации, другой символики.

При позитивном мотивировании эти люди могут быть эффективными социальными работниками, PR-специалистами, пресс-секретарями, фандрайзерами.

Люди, у которых  наиболее ярко выражена потребность  оказывать влияние (часто встречаются  в организациях-донорах, в структурах власти, в деловых кругах), обычно стараются повлиять на ситуацию и на других людей. Их мотив часто называют «мотивом власти». Из этих людей получаются хорошие лидеры (как формальные, так и неформальные). Их желание поддержать, дать необходимые советы и рекомендации, бывает очень полезным. Они оказываются хорошими социальными организаторами и часто предпринимают попытки изменить что-то к лучшему.

Эффективными  методами мотивирования людей с  преобладанием социальной мотивации  «Потребность оказывать влияние» могут быть:

  • предложение сотрудничества в достижении высоких целей
  • предложение заданий, для которых необходимы качества лидера и наставника
  • включение в деятельность, связанную с разработкой стандартов управления, деятельности, проектов
  • содействие развитию их экспертных, консультационных, тренерских и наставнических способностей и навыков.

При благоприятных  условиях и позитивном мотивировании  эти люди становятся эффективными членами  руководящих органов, донорами, экспертами, менеджерами, тренерами, наставниками.

Каждый из нас  в той или иной мере испытывает все эти три потребности. Для большинства людей доминирующей оказывается одна из них, для некоторых – две. Люди, у которых все три мотива выражены одинаково сильно, встречаются редко.

Эта концепция  основана на работе профессора Гарвардского университета Дэвида Макклелланда, который обобщил результаты более чем сорокалетних исследований основных социальных мотивов и потребностей, проводившихся учеными разных стран. Вот несколько интересных и полезных фактов из этого исследования:

  1. Три основных социальных потребности одинаково распространены в любом обществе.
  2. Распределение потребностей не зависит от пола, т.е. мужчины испытывают потребность в принадлежности не реже, чем женщины.
  3. У 60% населения будет ярко выражена лишь одна потребность.
  4. У 29% людей ярко выраженных потребностей будет две.
  5. У одного процента все три потребности будут на одном уровне – этими людьми управлять труднее всего.
  6. Есть и другие потребности – потребность в еде, сне, сексе и т.п. Но они крайне незначительно влияют на поведение человека в рабочей обстановке.
  7. Мотивационная кривая формируется в подростковом возрасте.
  8. Мотивационная кривая обладает некоторой гибкостью. Ее можно подвергнуть тем или иным изменениям.
  9. Ослабить или усилить мотив можно лишь часа на два. После этого мотивационная кривая возвращается в прежнее положение.
  10. Руководители и лидеры могут использовать различные стили общения, давать разнообразные задания, формировать условия и создавать ситуации, чтобы усилить мотивацию людей.

Информация о работе Нефинансовые методы мотивирования