Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:25, реферат
В данном реферате автор рассматривает основные аспекты НЛП, а так же раскрыла само определение. В работе освещены вопросы, связанные с методикой, принципами, сферой применения НЛП.
Введение……………………………………………………………………3
1. Что такое НЛП…………………………………………………………..4
2. История возникновения…………………………………………….…..6
3. Принципы и тезисы……………………………………………………..9
4. Методы………………………………………………...……………….11
5. Область применения………………………………………………..…13
Заключение……………………………………………………………….15
Введение
Многие слышали про НЛП, но не все представляют себе, что же это такое, и почему данное направление психологии приобретает все большую популярность.
Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. Вот некоторые из вещей, которые можно научиться делать:
1. Излечивать фобию и другие неприятные ощущения
2. Помочь низкообучаемым детям и взрослым преодолеть соответствующие
3. Устранять нежелательные
4. Производить изменения в
5. Излечивать Соматические
НЛП это лишь один из многих способов
понимания и организации
В данном реферате я рассмотрела основные аспекты НЛП, а так же раскрыла само определение. В работе освещены вопросы, связанные с методикой, принципами, сферой применения НЛП.
1. Что такое НЛП
Нейролингвистическое
Нейро - Это уклад нашего мышления, его характер. Наше мировоззрение, наши стереотипы, возникшие из контакта с окружающей нас средой и окружающим нас обществом. Ключ к личному и деловому успеху находится в первую очередь в нас самих, и изучение того, каким образом мы думаем, позволит нам раскрыть наши внутренние ресурсы.
Лингвистическое - Наш язык - неотъемлемая часть нашей жизни. Сперва, мы не задумываемся, как много для нас значит речь, что она значит для жизни в социальной среде. Но все же, не можем не отметить, что способность к общению не сводится только к кивкам и улыбкам. Обучение пониманию и управлению структурой нашего языка играет ключевую роль в этом мире, где все больше и больше ценится способность к общению.
Программирование - Мы управляем своей
жизнью при помощи стратегий так
же, как компьютер использует программу
для достижения конкретных результатов.
Осознавая стратегии, при помощи
которых управляем своей
По сути своей НЛП - это исследование
нашего мышления, поведения и речевых
возможностей, при помощи которых
мы можем выстроить набор
Мы используем стратегии во всем, что мы делаем. Но, к сожалению, чаще всего эти стратегии находятся вне нашего сознания. Мы не осознаем почему мы поступаем так, как мы поступаем. Это происходит на уровне подсознания, которое контролирует наше поведение в той или иной ситуации.
2. История возникновения
НЛП появилось относительно недавно. В 1972 году молодой ученый Ричард Бэндлер, специализировавшийся в математике и вычислительной технике, меняет область своих научных интересов и начинает активно заниматься изучением бихевиоризма (психологии поведения животных и человека). Одновременно он посещает семинары и учебные группы по гештальт-терапии. За четыре года ему представилась возможность провести свои собственные семинары в рамках программы обучения под руководством профессора Джона Гриндера. Занимаясь лингвистикой, Гриндер изучал работы Наума Хомски (Noam Chomsky), теоретика лингвистики. Совместная работа и интерес к гештальт-терапии послужили основой, на которой выросло НЛП. Целью исследований, проведенных учеными, было просто разобраться, какие навыки и техники позволяют таким выдающимся психотерапевтам, как Милтон Эриксон (основатель школы гипноза, названного впоследствии эриксонианским), Виржиния Сатир (известный семейный психотерапевт), Фриц Перлз (основатель гештальт-терапии) успешно решать сложные терапевтические проблемы. Позже к Гриндеру и Бэндлеру присоединились антрополог Джудит Делозье и психотерапевт Лесли Кэмирон. Приблизительно в таком составе (есть некоторая неопределенность истинного авторства НЛП, на разных этапах работы подключались новые действующие лица, вносившие разные вклады в развитие методологии) вместе они пытались смоделировать работу лучших психотерапевтов того времени. Анализируя методы и процесс ведения терапевтического сеанса, они обнаружили некоторые закономерности, которые затем успешно обобщили. Основным постулатом их исследования была идея о том, что если нечто умеет делать хоть один человек в мире, то этому можно научить и всех остальных. В результате была сформулирована идея разделенности личности. Много людей при общении употребляют фразы типа "…какая-то часть меня совершенно с тобой согласна, но другая - против". Существование таких "частей" исследователи сочли полезными явлениями, которые можно использовать как терапевтический инструмент.
Сформировавшаяся вокруг Бэндлера и Гриндера команда единомышленников тщательно изучала новые техники и навыки и стала собирать коллекцию моделей и подходов в общении терапевта и пациента. По мере обыгрывания отобранных техник постепенно вырисовывались методы, работоспособные и нет. В конце 1974 года была опубликована первая книга об НЛП - "Структура магии". Претенциозное название, по мнению авторов, отражает тот факт, что некоторые наиболее успешно общающиеся люди (коммуникаторы), похоже, могут совершать чудеса - необъяснимые на первый взгляд вещи. Книга детально описывает специфику того, что проделывают "волшебники" для своего фокуса, предоставляя читателю возможность взглянуть на "структуру" чудодейства.
Коллега Бэндлера и Гриндера английский философ Грегори Бэйтсон предложил для моделирования мир метафор и историй, с помощью которых Милтон Эриксон вводил пациентов в гипнотический транс для излечения фобий и преодоления последствий травм. Исследование породило так называемую Милтон-модель, ключевой метод которой - использование речи для воздействия на людей. Результатом продолжавшихся семинаров с коллегами и учениками стал выход в свет книги "Из лягушек в Принцы"
Лингвистические приемы М. Эриксона, В. Сатир и Ф. Перлза, некоторые идеи и метафоры К. Кастанеды, скомбинированные с классическими моделями, были подвергнуты синтезу, как и коллапс якорей, изменение личностной истории и модели рефрейминга. Комбинация этих техник и их исторические корни привели многих к мысли о том, что НЛП — это новая психотерапия. Роберт Дилтс написал статью, которую так и назвал — «НЛП: Новая психотерапия».
В 1978 году состоялся первый сертифицированный курс «НЛП-Практик», который проходил под руководством Джона Гриндера, Ричарда Бэндлера, Лесли Кэмерон, Дэвида Гордона и некоторых других.
Примерно в 1980 году Ричард и Джон также решили пойти каждый своей дорогой. В этот же период умер Милтон Эриксон. С этого момента НЛП перестало быть связанным только с деятельностью Джона, Ричарда и первых участников их групп, оно начало формироваться усилиями различных людей так быстро, что за скоростью его развития невозможно уследить.
В 1996 году произошел раскол между авторами НЛП - Джон Гриндер увлекся практической работой в сфере бизнеса, развивая «Новый код НЛП», а Ричард Бэндлер создал собственное направление «DHE»(«Design Human Engineering»).
К концу 2000 года наметилось некоторое сближение Бендлера и Гриндера, проявившееся в совместном заявлении, в котором они признавали, что являются со-авторами и со-учередителями технологии Нейролингвистического Программирования. А также: ”Доктора Гриндер и Бендлер признают усилия и вклад друг друга в создание и начальное развитие НЛП... Доктора Гриндер и Бендлер соглашаются воздержаться от умаления вклада друг друга в развитие НЛП”.
3. Принципы и тезисы
Основной принцип НЛП: Ваша жизнь зависит только от вас.
Тезисы НЛП:
1.Карта не соответствует
2.Наши ментальные карты мира
не представляют этот мир. Мы
реагируем на карты, а не
на мир. Куда проще "
3. Опыт имеет свою структуру.
Наши мысли и воспоминания имеют соответствующие им образцы. Когда мы изменяем образец или структуру, автоматически изменяется наш опыт («перепросмотр личной истории» у Кастанеды).
4. Если один человек может что-то сделать, каждый может научиться этому.
Можно составить карты ума людей, достигших успеха, и сделать так, чтобы эти карты стали и нашими (см. «Сущность НЛП»).
5. Люди обладают полным, необходимым им потенциалом.
Мысленные образы, внутренние голоса, чувства - это кирпичики, из которых складываются все наши умственные и физические ресурсы. Мы можем научиться строить из них любую мысль, чувство, умение, а потом разместить их там, где они наиболее нужны. Дзэн-буддист Бай-чжан сказал: «В сокровищнице внутри тебя есть все, и ты волен использовать её. Нет никакой надобности искать снаружи».
6. Разум и тело - элементы одной и той же системы.
Мысли воздействуют на состояние мышц, дыхание, чувства, а те - на мысли. Изменяя одно, можно изменить другое. [Не важно, с какой половины начинать - гармония в одной приведёт к гармонии в другой.]
7. Невозможно не общаться.
Общаемся мы постоянно, в т.ч. бессловесно, причем слова иногда могут быть наименее существенным компонентом. Даже наши мысли являются сообщениями для нас самих.
8. Значением вашего сообщения
является полученный вами
То, что мы говорим или делаем, воспринимается другими при помощи их ментальных карт мира. Если кто-то услышит иное, чем мы имели ввиду, мы сможем заметить, каким было значение сообщения для выслушивающего человека и сможем переоформить это сообщение.
9. В каждом поведении
Каждый травмирующий, болезненный и даже бессмысленный поступок имеет в своей основе позитивную цель. Можно отделять негативное поведение от позитивных намерений и присоединять к последним более позитивное поведение.
10. Люди всегда совершают лучший из имеющихся у них выборов.
У каждого из нас своя, неповторимая история. Мы научились, как и что нам делать, чего и как желать, что и как ценить, чему и как учиться. Это наш индивидуальный опыт. На его основе мы должны совершать свой выбор, пока мы не научимся чему-то новому и лучшему.
11. Если вам не удается то,
что вы делаете, сделайте что-
Если вы всегда делаете то, что делали постоянно, - то вы всегда будете получать то, что получали постоянно. Если же вы хотите чего-то нового, сделайте что-либо новое, тем более, что у вас большой выбор.
4. Методы
Воздействие на себя или на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой.
Восприятие ситуации с 4 позиций
Взгляд постороннего наблюдателя самый объективный, но подстроиться под это восприятие, и, тем более, удерживать его, очень сложно.
На этих 4 позициях построено большинство методов НЛП. Это основание , заключается в следующих этапах:
Группа методов НЛП основана на построении ассоциативных связей между явлениями. Упражнение "Метафора", к примеру, включает следующие этапы:
Человек получает подсказки от другого себя, как реагировать на критику с точки зрения ее содержания. Если критика справедлива - "хорошо, я учту, спасибо"; если частично несправедлива - отметить несправедливые места; если несправедлива - развернуться и уйти, либо переубедить человека. Затем применяются приемы на слияние двух "Я" в одно. Человек получает способы реагирования на критику.