Некоторые типы характеров из психоаналитической практики по Фрейду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:14, реферат

Описание

В данной работе З. Фрейд подчеркнул, что изменения в аналитической технике привели к необходимости рассмотрения не только невротических симптомов, но и тех сопротивлений, которые оказывает пациент в процессе лечения. Эти сопротивления тесно связаны с характером человека, в значительной степени обусловлены им. Таким образом, «характер приобретает особые права на интерес со стороны врача».

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Фрейду.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)


 

Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина

Факультет психологии

 

 

 

Реферат по курсу

«Дифференциальная психология»

 

 

 

 

Тема: З. Фрейд «Некоторые типы характеров из психотерапевтической практики»

 

 

Выполнила:

студентка третьего курса

заочного отделения

второго высшего образования

Полякова Галина

 

Проверила:

Преподаватель

Лукашенко

Ирина Николаевна

 

 

Харьков, 2012

Работа Зигмунда Фрейда «Некоторые типы характера из психоаналитической практики» была опубликована в 1916 году.

1916 год – относится к зрелому периоду  в жизни З.Фрейда.

К этому времени З.Фрейд успел не только заложить основы нового метода исследования и лечения, получившего название психоанализ, но и развил выдвинутые им психоаналитические идеи. В этот период своей жизни З.Фрейд  внес дальнейший вклад в теорию и технику классического психоанализа, использовал свои идеи и методы лечения в частной практике, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.

 

Работа «Некоторые типы характера из психоаналитической практики» состоит из 3 частей:

1. Исключения

      2. Крах от успеха

       3. Преступники из чувства вины.

В данной работе З. Фрейд подчеркнул, что изменения в аналитической технике привели к необходимости рассмотрения не только невротических симптомов, но и тех сопротивлений, которые оказывает пациент в процессе лечения. Эти сопротивления тесно связаны с характером человека, в значительной степени обусловлены им. Таким образом, «характер приобретает особые права на интерес со стороны врача». Исходя из такого понимания, З. Фрейд предпринял попытку описания некоторых черт характера, представляющихся на первый взгляд неожиданными, типа «крушения во время успеха», но вполне объяснимыми, если к ним подходить с позиций психоаналитического толкования бессознательного чувства вины.

З.Фрейд в самом начале данной работы отмечает, что она будет посвящена описа­нию и поискам истоков некоторых уди­вительных черт характера.

 

1.      Исключения

Боль­ному необходимо отказаться только от удовлетворения того, что неизбежно при­чиняет ущерб.

Под руководством врача больной должен про­делать ту эволюцию от принципа удоволь­ствия к принципу реальности, благодаря которой зрелый человек отличается от ре­бенка. При подобной воспитательной де­ятельности хорошее взаимопонимание иг­рает едва ли не решающую роль, ведь врач, как правило, не в состоянии сказать больному ничего, кроме того, что после­днему подсказывает его собственный ра­зум. Но не одно и то же знать что-то о себе и это же услышать со стороны.

Фрейд добавляет: в своей воспитательной деятельности врач использует какой-то эле­мент любви. При таком довоспитании он, видимо, всего лишь повторяет процесс, ко­торый делает возможным и первоначаль­ное воспитание. Наряду с реальной необ­ходимостью любовь является великой во­спитательницей.

Но З.Фрейд столкнулся в своей практике с такими больными, которые говорят, что достаточно на­страдались и натерпелись, и теперь претен­дуют на то, чтобы избавиться от дальней­ших требований. Они больше не желают подчи­няться неприятной необходимости, так как они являются исключением и намерены та­ковыми оставаться. Фрейд отмечает, что каждому человеку хотелось бы считать себя «ис­ключением» и претендовать на преимуще­ства перед другими людьми. Но именно поэтому необходимо особое, не всегда име­ющееся обоснование.

Поэтому больной в самом деле объявляет себя исключением и соот­ветственно ведет себя.

Неврозы некоторых больных происходят из относящихся к пе­рвым годам детства переживаний или не­дугов, которые они считали незаслуженны­ми и могли расценивать как несправедли­вый ущерб их персоне. Преимущества, ко­торые они выводили из этой несправед­ливости, и следующее отсюда непослуша­ние немало содействовали обострению ко­нфликта, позднее приводящего к возник­новению невроза.

Как видим, работа Фрейда «Некоторые типы характеров из психотерапевтической практики» посвящена происхождению и проявлению неврозов. В данной работе впервые появляется термин «бегство в болезнь», понимаемый как извлечение выгоды из положе­ния больного.

Далее З.Фрейд отмечает, что по этическим причинам он не может более подробно рассказать истории болезни своих пациентов. Поэтому в продолжение данной работы он обращается к известным литературным образам. Для этого З. Фрейд берет историческую пьесу Уильяма Шекспира «Ричард III», в которой изображается приход к власти герцога Глостера и последующее его краткое правление уже как короля Англии Ричарда III. Далее З.Фрейд дает «психоаналитическое» прочтении пьесы Шекспира. То есть использует психоаналитические идеи при рассмотрении художественного произведения.

Образ, в характере которого претензии на исключительность очень тесно связаны с моментом врожденной ущербности и мо­тивированы им – это образ герцога Глостера, из пьесы Шекспира «Ричард III».  Глостер, он же будущий король Ричард III, говорит во вступительном монологе к «Ричарду III» Шекспира:

 

Я, сделанный небрежно, кое-как

И в мир живых отправленный до срока

Таким уродливым, таким увечным,

Что лают псы, когда я прохожу,

— Чем я займусь в столь сладостное время,

На что досуг свой мирный буду тратить?

Стоять на солнце, любоваться тейью

Да о своем уродстве рассуждать? Нет! ...

Раз не вышел из меня любовник,

Достойный сих времен благословенных,

То надлежит мне сделаться злодеем,

Прокляв забавы наших праздных дней.

Я сплел силки: умелым толкованьем

Снов, вздорных слухов, пьяной болтовни

Я ненависть смертельную разжег

Меж братом Кларенсом и королем.

 

Таким образом, Шекспиру удалось создать у зрителей и читателей скры­тую подоснову для симпатии к своему герою Глостеру, чтобы вынудить аудиторию без внутреннего протеста воздать должное смелости и искусности Глостера. А такая симпатия, как отмечает З.Фрейд, может основываться только на понимании, на ощущении допустимой внутренней общно­сти с героем.

Ри­чард описывал собственную уродливость, и проясняется общность, заставляющая аудиторию симпатизировать даже злодею. Его монолог означает: природа учинила жесто­кую несправедливость по отношению ко мне, отказав в благообразии, которое обес­печивает человеческую любовь. Жизнь обя­зана мне за это вознаграждением, которое я возьму сам. Я претендую на то, чтобы быть исключением и не обращать внима­ния на опасения, стесняющие других лю­дей. Я вправе творить даже несправедли­вость, ибо несправедливость была соверше­на со мною, — и тут мы чувствуем, что сами могли бы стать похожими на Ричар­да, более того, мы уже и стали им, только в уменьшенном виде. Ричард — гигантское преувеличение этой одной черты, которую аудитория находит и в себе. По ее мнению, у нее есть полное основание возненавидеть природу и судьбу за нанесенные от рожде­ния или в детстве обиды, поэтому она требует пол­ного вознаграждения за давние оскорбле­ния ее нарциссизма и себялю­бия.

 

2. Крах от успеха

Психоаналитическая практика подари­ла нам тезис: люди становятся невротика­ми вследствие отказа.  З.Фрейд подробно объясняет, механизм этого явления:

«Подразумевается от­каз от удовлетворения либидозных жела­ний. Чтобы понять тезис целиком, необ­ходим более длинный окольный путь. Ибо для возникновения невроза требуется конф­ликт между либидозными желаниями чело­века и той частью его существа, которую мы называем «Я». Которое являющемся выражени­ем инстинкта самосохранения человека и вклю­чает идеальные представления человека о соб­ственной сущности. Такой патогенный кон­фликт имеет место только тогда, когда ли­бидо намерено устремиться по таким пу­тям и к таким целям, которые давно пре­одолены и отвергнуты «Я», и которые, стало быть, запрещены и впредь. А либидо дей­ствует так лишь в том случае, если оно лишено возможности достичь идеального с точки зрения «Я» удовлетворения. Тем самым лишение реального удовлетворения или отказ от него становится первым — хо­тя далеко не единственным — условием возникновения невроза».

Далее Фрейд отмечает, что тем более должно удивлять и даже вы­зывать замешательство, когда наблюдаешь в качестве врача, что время от времени люди заболевают как раз в тот момент, когда сбывается их глубоко обоснованное и давно хранимое желание. В таком случае это выглядит так, будто они не в состоянии перенести своего счастья, ибо нельзя усом­ниться в причинной связи между успехом и заболеванием.  З.Фрейд  приводит примеры из своей практики, которые указывают на то, что заболевание наступает после исполнения желания и де­лает невозможным насладиться последним.

Противоречие между этими наблюде­ниями и тезисом, что человек заболевает в результате отказа от удовлетворения вле­чений, разрешимо. Его устраняет различе­ние внешнего и внутреннего отказа. Если отпадает реальный объект, в котором ли­бидо могло обрести удовлетворение, то пе­ред нами отказ по внешней причине. Сам по себе такой отказ не оказывает воздейст­вия и не патогенен до тех пор, пока к нему не присоединяется отказ по внутренней причине. Последний должен исходить из «Я». «Я» терпит некое желание как безобидное, пока оно существует в виде фантазии и ка­жется далеким от исполнения; в то же вре­мя «Я» резко выступает против него, как только приближается его исполнение, и оно грозит воплотиться в жизнь. Аналитическая работа легко демо­нстрирует нам, что дело здесь в силах совести, которая запрещает персоне из­влечь долгожданную выгоду из удачного изменения реальности.

И снова З.Фрейд, по этическим причинам, рассматривает этот вопрос не на случаях вра­чебного наблюдения, а с помощью обра­зов, созданных великими писателями. На этот раз З.Фрейд обращается к пьесе Шекспира «Леди Макбет». Сюжет шекспировского шедевра следующий. Леди Макбет пытается добиться власти для своего супруга любыми средствами. Путь к заветной цели густо залит кровью. И когда, казалось бы, леди Макбет достигает желаемого, она сходит с ума. Ей везде начинает мерещиться кровь, которую она никак не может отмыть. Вместо успеха получается катастрофа, вместо триумфа - безумие, вместо счастья - горе. Слова безумной леди Макбет: «Чего нам бояться, не знает ли кто-нибудь, раз никто не может призвать нашу власть к ответу?».

Леди Макбет – личность, потерпевшая крах после до­стигнутого успеха. На ее примере З.Фрейд и рассмотрел эту проблему.

Так, под углом зрения детско-родительских отношений Фрейд анализировал шекспировского «Макбета», следующим образом обосновывая психологическую подоплеку убийства Дункана, приведшего Макбета на трон. Совершенное преступление вызвало в душе короля Макбета и леди Макбет, подстрекавшей мужа к убийству, угрызения совести, которые и обусловили их последующее поведение. После преступления у леди Макбет появилось раскаяние, а у короля – чувство упорства. Это – две возможные реакции на преступление, которые исходят из одной личности, душа которой как бы разделена на две половинки, находящиеся в разладе друг с другом. В понимании основателя психоанализа, Шекспир специально разделил один человеческий характер на два лица, чтобы тем самым подчеркнуть противоречивость человеческих чувств. Шекспировские герои действительно обнаруживают двойственность своих чувств и переживаний. Но во фрейдовской интерпретации за этим стоят детско-родительские отношения. Раскаяние леди Макбет рассматривалось Фрейдом как реакция на бездетность, которая укрепила ее в мысли о бессилии перед законами природы и одновременно напомнила о вине, отнявшей у нее то, что могло бы быть плодом преступления. Глубокий мотив поведения Макбета, заставляющий его переступить через свою натуру, коренится в специфических семейных отношениях. Если шекспировскую пьесу рассмотреть под углом зрения психоанализа, то, по мнению Фрейда, она оказывается пронизанной темой отношений «отец – ребенок». Фрейд интерпретировал поведение Макбета и его жены, считая, что раскаяние после совершения преступления появляется скорее у леди Макбет, нежели у ее мужа. Он пытался раскрыть психологию поведения главных персонажей шекспировской пьесы через призму угрызений совести и раскаяния. Предваряя свой анализ данной пьесы, Фрейд писал о том, что аналитическая работа легко демонстрирует нам, что дело здесь в силах совести, которая запрещает персоне извлечь долгожданную выгоду из удачного изменения реальности.

Аналогичная интерпретация дана Фрейдом и сюжету ибсеновской драмы «Росмерсхольм», где поступки главной героини Ребекки также рассмотрены через призму эдипова комплекса.

Сюжет ибсеновской драмы следующий: Пастор Иоганнес Росмер и его бездетная жена Беата, проживающие в родовом замке Росмерсхольм, взяли к себе на службу молодую девушку Ребекку Гамбик. Она, влюбившись в Росмера, подсовывает его жене книгу, в которой доказывается, что цель брака заключается в рождении детей, и рассказывает о своей вымышленной связи с Росмером. Беата кончает жизнь самоубийством, бросившись в воду с мельничной плотины. Росмер по истечении определенного срока просит Ребекку стать его женой, но последняя, испытывая одновременно торжество и раскаяние, дважды отказывается от этого предложения.

Как же, спрашивал Фрейд, могло случиться, что женщина, безжалостно проложившая себе путь к осуществлению тайных помыслов и достигшая в конечном итоге успеха, отказывается от того, к чему так стремилась? Странное поведение Ребекки как раз и объяснялось Фрейдом тем, что у нее еще до проступка существовало чувство вины, возникшее на почве инцестуозной связи с доктором Вестом, который взял девочку на воспитание после смерти ее матери, не признаваясь в то же время в своем отцовстве. В интерпретации основателя психоанализа источником чувства вины Ребекки был самоупрек в инцесте, в том, что она стала любовницей своего собственного отца. Все происшедшее с Ребеккой, по мнению Зигмунда Фрейда, — влюбленность в Росмера и враждебность к его жене — было заведо­мым результатом Эдипова комплекса, вы­нужденным повторением ее отношений к своей матери и к д-ру Весту.

И поэтому чувство вины, которое заста­вило ее в первый раз отвергнуть предложе­ние Росмера, не отличается по существу от того более сильного чувства, которое после известия Кролла вынуждает ее к призна­нию. Впрочем, как под влиянием д-ра Веста она стала вольнодумкой, презирающей ре­лигиозную мораль, так благодаря новой любви к Росмеру она превратилась в сове­стливого и благородного человека. Именно так она поняла свои внутренние перемены.

Врач-психоаналитик знает, как часто или как регулярно девушки, попадающие в дом в качестве служанок, компаньонок или гувернанток, погружаются в мечтания, содержание которых почерпнуто из ком­плекса Эдипа, в осознанные или бессоз­нательные грезы, что хозяйка дома куда-то исчезает, а хозяин вместо нее женится на них.

«Росмерсхольм», по мнению Зигмунда Фрейда, самое блистатель­ное художественное произведение, повествующее об этой обычной девичьей фан­тазии. Оно становится трагическим художественным произведением благодаря до­полнению, согласно которому грезам героини предшествовала абсолютно такая же реальность.

Информация о работе Некоторые типы характеров из психоаналитической практики по Фрейду