Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:14, реферат
В данной работе З. Фрейд подчеркнул, что изменения в аналитической технике привели к необходимости рассмотрения не только невротических симптомов, но и тех сопротивлений, которые оказывает пациент в процессе лечения. Эти сопротивления тесно связаны с характером человека, в значительной степени обусловлены им. Таким образом, «характер приобретает особые права на интерес со стороны врача».
Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина
Факультет психологии
Реферат по курсу
«Дифференциальная психология»
Тема: З. Фрейд «Некоторые типы характеров из психотерапевтической практики»
Выполнила:
студентка третьего курса
заочного отделения
второго высшего образования
Полякова Галина
Проверила:
Преподаватель
Лукашенко
Ирина Николаевна
Харьков, 2012
Работа Зигмунда Фрейда «Некоторые типы характера из психоаналитической практики» была опубликована в 1916 году.
1916 год – относится к зрелому периоду в жизни З.Фрейда.
К этому времени З.Фрейд успел не только заложить основы нового метода исследования и лечения, получившего название психоанализ, но и развил выдвинутые им психоаналитические идеи. В этот период своей жизни З.Фрейд внес дальнейший вклад в теорию и технику классического психоанализа, использовал свои идеи и методы лечения в частной практике, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.
Работа «Некоторые типы характера из психоаналитической практики» состоит из 3 частей:
1. Исключения
2. Крах от успеха
3. Преступники из чувства вины.
В данной работе З. Фрейд подчеркнул, что изменения в аналитической технике привели к необходимости рассмотрения не только невротических симптомов, но и тех сопротивлений, которые оказывает пациент в процессе лечения. Эти сопротивления тесно связаны с характером человека, в значительной степени обусловлены им. Таким образом, «характер приобретает особые права на интерес со стороны врача». Исходя из такого понимания, З. Фрейд предпринял попытку описания некоторых черт характера, представляющихся на первый взгляд неожиданными, типа «крушения во время успеха», но вполне объяснимыми, если к ним подходить с позиций психоаналитического толкования бессознательного чувства вины.
З.Фрейд в самом начале данной работы отмечает, что она будет посвящена описанию и поискам истоков некоторых удивительных черт характера.
1. Исключения
Больному необходимо отказаться только от удовлетворения того, что неизбежно причиняет ущерб.
Под руководством врача больной должен проделать ту эволюцию от принципа удовольствия к принципу реальности, благодаря которой зрелый человек отличается от ребенка. При подобной воспитательной деятельности хорошее взаимопонимание играет едва ли не решающую роль, ведь врач, как правило, не в состоянии сказать больному ничего, кроме того, что последнему подсказывает его собственный разум. Но не одно и то же знать что-то о себе и это же услышать со стороны.
Фрейд добавляет: в своей воспитательной деятельности врач использует какой-то элемент любви. При таком довоспитании он, видимо, всего лишь повторяет процесс, который делает возможным и первоначальное воспитание. Наряду с реальной необходимостью любовь является великой воспитательницей.
Но З.Фрейд столкнулся в своей практике с такими больными, которые говорят, что достаточно настрадались и натерпелись, и теперь претендуют на то, чтобы избавиться от дальнейших требований. Они больше не желают подчиняться неприятной необходимости, так как они являются исключением и намерены таковыми оставаться. Фрейд отмечает, что каждому человеку хотелось бы считать себя «исключением» и претендовать на преимущества перед другими людьми. Но именно поэтому необходимо особое, не всегда имеющееся обоснование.
Поэтому больной в самом деле объявляет себя исключением и соответственно ведет себя.
Неврозы некоторых больных происходят из относящихся к первым годам детства переживаний или недугов, которые они считали незаслуженными и могли расценивать как несправедливый ущерб их персоне. Преимущества, которые они выводили из этой несправедливости, и следующее отсюда непослушание немало содействовали обострению конфликта, позднее приводящего к возникновению невроза.
Как видим, работа Фрейда «Некоторые типы характеров из психотерапевтической практики» посвящена происхождению и проявлению неврозов. В данной работе впервые появляется термин «бегство в болезнь», понимаемый как извлечение выгоды из положения больного.
Далее З.Фрейд отмечает, что по этическим причинам он не может более подробно рассказать истории болезни своих пациентов. Поэтому в продолжение данной работы он обращается к известным литературным образам. Для этого З. Фрейд берет историческую пьесу Уильяма Шекспира «Ричард III», в которой изображается приход к власти герцога Глостера и последующее его краткое правление уже как короля Англии Ричарда III. Далее З.Фрейд дает «психоаналитическое» прочтении пьесы Шекспира. То есть использует психоаналитические идеи при рассмотрении художественного произведения.
Образ, в характере которого претензии на исключительность очень тесно связаны с моментом врожденной ущербности и мотивированы им – это образ герцога Глостера, из пьесы Шекспира «Ричард III». Глостер, он же будущий король Ричард III, говорит во вступительном монологе к «Ричарду III» Шекспира:
Я, сделанный небрежно, кое-как
И в мир живых отправленный до срока
Таким уродливым, таким увечным,
Что лают псы, когда я прохожу,
— Чем я займусь в столь сладостное время,
На что досуг свой мирный буду тратить?
Стоять на солнце, любоваться тейью
Да о своем уродстве рассуждать? Нет! ...
Раз не вышел из меня любовник,
Достойный сих времен благословенных,
То надлежит мне сделаться злодеем,
Прокляв забавы наших праздных дней.
Я сплел силки: умелым толкованьем
Снов, вздорных слухов, пьяной болтовни
Я ненависть смертельную разжег
Меж братом Кларенсом и королем.
Таким образом, Шекспиру удалось создать у зрителей и читателей скрытую подоснову для симпатии к своему герою Глостеру, чтобы вынудить аудиторию без внутреннего протеста воздать должное смелости и искусности Глостера. А такая симпатия, как отмечает З.Фрейд, может основываться только на понимании, на ощущении допустимой внутренней общности с героем.
Ричард описывал собственную уродливость, и проясняется общность, заставляющая аудиторию симпатизировать даже злодею. Его монолог означает: природа учинила жестокую несправедливость по отношению ко мне, отказав в благообразии, которое обеспечивает человеческую любовь. Жизнь обязана мне за это вознаграждением, которое я возьму сам. Я претендую на то, чтобы быть исключением и не обращать внимания на опасения, стесняющие других людей. Я вправе творить даже несправедливость, ибо несправедливость была совершена со мною, — и тут мы чувствуем, что сами могли бы стать похожими на Ричарда, более того, мы уже и стали им, только в уменьшенном виде. Ричард — гигантское преувеличение этой одной черты, которую аудитория находит и в себе. По ее мнению, у нее есть полное основание возненавидеть природу и судьбу за нанесенные от рождения или в детстве обиды, поэтому она требует полного вознаграждения за давние оскорбления ее нарциссизма и себялюбия.
2. Крах от успеха
Психоаналитическая практика подарила нам тезис: люди становятся невротиками вследствие отказа. З.Фрейд подробно объясняет, механизм этого явления:
«Подразумевается отказ от удовлетворения либидозных желаний. Чтобы понять тезис целиком, необходим более длинный окольный путь. Ибо для возникновения невроза требуется конфликт между либидозными желаниями человека и той частью его существа, которую мы называем «Я». Которое являющемся выражением инстинкта самосохранения человека и включает идеальные представления человека о собственной сущности. Такой патогенный конфликт имеет место только тогда, когда либидо намерено устремиться по таким путям и к таким целям, которые давно преодолены и отвергнуты «Я», и которые, стало быть, запрещены и впредь. А либидо действует так лишь в том случае, если оно лишено возможности достичь идеального с точки зрения «Я» удовлетворения. Тем самым лишение реального удовлетворения или отказ от него становится первым — хотя далеко не единственным — условием возникновения невроза».
Далее Фрейд отмечает, что тем более должно удивлять и даже вызывать замешательство, когда наблюдаешь в качестве врача, что время от времени люди заболевают как раз в тот момент, когда сбывается их глубоко обоснованное и давно хранимое желание. В таком случае это выглядит так, будто они не в состоянии перенести своего счастья, ибо нельзя усомниться в причинной связи между успехом и заболеванием. З.Фрейд приводит примеры из своей практики, которые указывают на то, что заболевание наступает после исполнения желания и делает невозможным насладиться последним.
Противоречие между этими наблюдениями и тезисом, что человек заболевает в результате отказа от удовлетворения влечений, разрешимо. Его устраняет различение внешнего и внутреннего отказа. Если отпадает реальный объект, в котором либидо могло обрести удовлетворение, то перед нами отказ по внешней причине. Сам по себе такой отказ не оказывает воздействия и не патогенен до тех пор, пока к нему не присоединяется отказ по внутренней причине. Последний должен исходить из «Я». «Я» терпит некое желание как безобидное, пока оно существует в виде фантазии и кажется далеким от исполнения; в то же время «Я» резко выступает против него, как только приближается его исполнение, и оно грозит воплотиться в жизнь. Аналитическая работа легко демонстрирует нам, что дело здесь в силах совести, которая запрещает персоне извлечь долгожданную выгоду из удачного изменения реальности.
И снова З.Фрейд, по этическим причинам, рассматривает этот вопрос не на случаях врачебного наблюдения, а с помощью образов, созданных великими писателями. На этот раз З.Фрейд обращается к пьесе Шекспира «Леди Макбет». Сюжет шекспировского шедевра следующий. Леди Макбет пытается добиться власти для своего супруга любыми средствами. Путь к заветной цели густо залит кровью. И когда, казалось бы, леди Макбет достигает желаемого, она сходит с ума. Ей везде начинает мерещиться кровь, которую она никак не может отмыть. Вместо успеха получается катастрофа, вместо триумфа - безумие, вместо счастья - горе. Слова безумной леди Макбет: «Чего нам бояться, не знает ли кто-нибудь, раз никто не может призвать нашу власть к ответу?».
Леди Макбет – личность, потерпевшая крах после достигнутого успеха. На ее примере З.Фрейд и рассмотрел эту проблему.
Так, под углом зрения детско-родительских отношений Фрейд анализировал шекспировского «Макбета», следующим образом обосновывая психологическую подоплеку убийства Дункана, приведшего Макбета на трон. Совершенное преступление вызвало в душе короля Макбета и леди Макбет, подстрекавшей мужа к убийству, угрызения совести, которые и обусловили их последующее поведение. После преступления у леди Макбет появилось раскаяние, а у короля – чувство упорства. Это – две возможные реакции на преступление, которые исходят из одной личности, душа которой как бы разделена на две половинки, находящиеся в разладе друг с другом. В понимании основателя психоанализа, Шекспир специально разделил один человеческий характер на два лица, чтобы тем самым подчеркнуть противоречивость человеческих чувств. Шекспировские герои действительно обнаруживают двойственность своих чувств и переживаний. Но во фрейдовской интерпретации за этим стоят детско-родительские отношения. Раскаяние леди Макбет рассматривалось Фрейдом как реакция на бездетность, которая укрепила ее в мысли о бессилии перед законами природы и одновременно напомнила о вине, отнявшей у нее то, что могло бы быть плодом преступления. Глубокий мотив поведения Макбета, заставляющий его переступить через свою натуру, коренится в специфических семейных отношениях. Если шекспировскую пьесу рассмотреть под углом зрения психоанализа, то, по мнению Фрейда, она оказывается пронизанной темой отношений «отец – ребенок». Фрейд интерпретировал поведение Макбета и его жены, считая, что раскаяние после совершения преступления появляется скорее у леди Макбет, нежели у ее мужа. Он пытался раскрыть психологию поведения главных персонажей шекспировской пьесы через призму угрызений совести и раскаяния. Предваряя свой анализ данной пьесы, Фрейд писал о том, что аналитическая работа легко демонстрирует нам, что дело здесь в силах совести, которая запрещает персоне извлечь долгожданную выгоду из удачного изменения реальности.
Аналогичная интерпретация дана Фрейдом и сюжету ибсеновской драмы «Росмерсхольм», где поступки главной героини Ребекки также рассмотрены через призму эдипова комплекса.
Сюжет ибсеновской драмы следующий: Пастор Иоганнес Росмер и его бездетная жена Беата, проживающие в родовом замке Росмерсхольм, взяли к себе на службу молодую девушку Ребекку Гамбик. Она, влюбившись в Росмера, подсовывает его жене книгу, в которой доказывается, что цель брака заключается в рождении детей, и рассказывает о своей вымышленной связи с Росмером. Беата кончает жизнь самоубийством, бросившись в воду с мельничной плотины. Росмер по истечении определенного срока просит Ребекку стать его женой, но последняя, испытывая одновременно торжество и раскаяние, дважды отказывается от этого предложения.
Как же, спрашивал Фрейд, могло случиться, что женщина, безжалостно проложившая себе путь к осуществлению тайных помыслов и достигшая в конечном итоге успеха, отказывается от того, к чему так стремилась? Странное поведение Ребекки как раз и объяснялось Фрейдом тем, что у нее еще до проступка существовало чувство вины, возникшее на почве инцестуозной связи с доктором Вестом, который взял девочку на воспитание после смерти ее матери, не признаваясь в то же время в своем отцовстве. В интерпретации основателя психоанализа источником чувства вины Ребекки был самоупрек в инцесте, в том, что она стала любовницей своего собственного отца. Все происшедшее с Ребеккой, по мнению Зигмунда Фрейда, — влюбленность в Росмера и враждебность к его жене — было заведомым результатом Эдипова комплекса, вынужденным повторением ее отношений к своей матери и к д-ру Весту.
И поэтому чувство вины, которое заставило ее в первый раз отвергнуть предложение Росмера, не отличается по существу от того более сильного чувства, которое после известия Кролла вынуждает ее к признанию. Впрочем, как под влиянием д-ра Веста она стала вольнодумкой, презирающей религиозную мораль, так благодаря новой любви к Росмеру она превратилась в совестливого и благородного человека. Именно так она поняла свои внутренние перемены.
Врач-психоаналитик знает, как часто или как регулярно девушки, попадающие в дом в качестве служанок, компаньонок или гувернанток, погружаются в мечтания, содержание которых почерпнуто из комплекса Эдипа, в осознанные или бессознательные грезы, что хозяйка дома куда-то исчезает, а хозяин вместо нее женится на них.
«Росмерсхольм», по мнению Зигмунда Фрейда, самое блистательное художественное произведение, повествующее об этой обычной девичьей фантазии. Оно становится трагическим художественным произведением благодаря дополнению, согласно которому грезам героини предшествовала абсолютно такая же реальность.
Информация о работе Некоторые типы характеров из психоаналитической практики по Фрейду