Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:14, реферат
В данной работе З. Фрейд подчеркнул, что изменения в аналитической технике привели к необходимости рассмотрения не только невротических симптомов, но и тех сопротивлений, которые оказывает пациент в процессе лечения. Эти сопротивления тесно связаны с характером человека, в значительной степени обусловлены им. Таким образом, «характер приобретает особые права на интерес со стороны врача».
Психоаналитическая практика показывает, что власть совести, заставляющая заболевать в момент успеха вместо того, чтобы сделать это в момент неудачи, самым тесным образом связана с Эдиповым комплексом, с отношением к отцу и матери, как, возможно, и наше чувство вины вообще.
3. Преступники из чувства вины
В рассказах о своей юности, особенно о периоде до наступления половой зрелости, люди, часто весьма порядочные, сообщали мне о непозволительных поступках, в которых они тогда провинились, о кражах, подлогах и даже поджогах. От таких сведений я обычно отделывался, ссылаясь на то, что известна слабость моральных торможений в этом возрасте, и не пытался включить их в какие-то более важные связи. Но в конце концов благодаря ярким и более удобным для рассмотрения случаям, когда подобные поступки совершали во время лечения у Зигмунда Фрейда люди, перешедшие через такую временную черту. Фрейд был подвигнут к более основательному изучению подобного рода инцидентов. Аналитическая работа привела в данном случае к поразительному результату — такие проступки совершаются, прежде всего, потому, что они были запретными, и потому, что с их совершением было связано душевное облегчение у виновника. Люди мучились давящим чувством вины неизвестного происхождения, а после совершения проступка это давление уменьшалось. По крайней мере, чувство вины как-то устраивалось.
Как бы парадоксально это ни звучало, Фрейд утверждал, что чувство вины возникает до проступка и не оно является его причиной, а, напротив, проступок совершается вследствие чувства вины. Таких людей можно было бы по праву назвать преступниками из чувства вины.
Фрейд ставит в своей работе два вопроса:
1. Откуда возникает смутное чувство вины до совершения проступка?
2. И возможно ли, что причина подобного рода играет более значительную роль в преступлениях людей?
Поиски ответа на первый вопрос доставляют сведения о происхождении человеческого чувства вины вообще. Закономерный вывод аналитической работы гласил, что это смутное чувство вины возникло из Эдипова комплекса и является реакцией на два великих преступных намерения: убить отца и вступить в сексуальные отношения с матерью. По сравнению с этими двумя намерениями преступления, начинающиеся с обнаружения чувства вины, являлись, без сомнения, облегчением для людей, которые их совершали. Здесь необходимо вспомнить о том, что отцеубийство и инцест с матерью — два великих преступления людей, единственные, которые преследовались и осуждались еще в первобытных обществах. Вспомним и о том, как близко мы благодаря другим исследованиям подошли к предположению, что человечество заимствовало из комплекса Эдипа свою совесть, выступающую теперь в качестве унаследованной психической силы.
Ответ на второй вопрос выходит за границы психоаналитической практики. У детей можно четко наблюдать, что они становятся «плохими», чтобы спровоцировать наказание, а после него успокаиваются и удовлетворяются. Последующий анализ часто приводит к следам чувства вины, заставляющего их искать наказание.
Выводы:
Как видим, даже в этой небольшой по объему работе Зигмунда Фрейда «Некоторые типы характера из психоаналитической практики» продолжалась подготовка к дальнейшему развернутому обоснованию ранее высказанных Фрейдом представлений. А также детально рассмотрены идеи о том, какие причины влияют на возникновение неврозов у людей и на какой почве эти неврозы образуются. Также рассмотрены механизмы, которые лежат в основе неврозов, а именно:
-- «Исключительность» в основе, которого лежит механизм объявления себя исключительной личностью
-- «Крах от успеха» в основе, которого угрызения совести и раскаяние
-- «Преступники из чувства вины», в основе которого лежит механизм чувства вины, который заставляет чувствовать себя «плохими», и принуждает их совершать преступления, дабы найти наказание, чтобы избавиться от чувства вины и успокоиться.
Библиография:
1. Фрейд З. Некоторые типы характеров из психоаналитической практики. // Психоаналитические этюды. Минск, 1997, стр. 156-178.
Информация о работе Некоторые типы характеров из психоаналитической практики по Фрейду