Невербальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 03:12, реферат

Описание

Невербальные коммуникации - одна из самых загадочных и трудных для освоения областей общения, поскольку чаще всего они осуществляются на уровне подсознания. Человек находится в обществе и вынужден постоянно взаимодействовать с другими людьми. Чтобы это взаимодействие было результативным необходимо владеть некоторыми навыками коммуникации. Следует подчеркнуть, что 65% всей информации передаётся через невербальные сообщения. Таким образом, невербальная коммуникация является важной составляющей взаимоотношений между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ЧАСТЬ I. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЁ КОМПОНЕНТЫ.………………………………………………………….... 4
ЧАСТЬ II. МИМИКА И ИНТОНАЦИЯ…………………………………. 5
ЧАСТЬ III. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ…………………………….…………………………... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 16
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………... 17

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 119.69 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего

Профессионального образования

«Челябинский государственный  Университет»

Факультет «Лингвистики и  перевода»

 

 

 

 

 

Реферат

ПО КУРСУ: «Основы теории коммуникации»

ТЕМА: «Невербальная коммуникация»

 

 

 

 

 

 

     
     
     

 

 

 

 

 

 

Челябинск 20

    

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

ЧАСТЬ I. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЁ КОМПОНЕНТЫ.………………………………………………………….... 4

ЧАСТЬ II. МИМИКА И ИНТОНАЦИЯ…………………………………. 5

ЧАСТЬ III. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ…………………………….…………………………... 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 16

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………... 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Невербальные коммуникации - одна из самых загадочных и трудных  для освоения областей общения, поскольку  чаще всего они осуществляются на уровне подсознания. Человек находится в обществе и вынужден постоянно взаимодействовать с другими людьми. Чтобы это взаимодействие было результативным необходимо владеть некоторыми навыками коммуникации. Следует подчеркнуть, что 65% всей информации передаётся через невербальные сообщения. Таким образом, невербальная коммуникация является важной составляющей взаимоотношений между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЧАСТЬ

 

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. communicatio - общаться) - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это жесты, мимика, поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Прочтение подобного рода элементов поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.               [ http://revolution.allbest.ru/psychology/00025592_1.htm].      Характер и формы выражения различных средств общения позволяют нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.   Невербальные сообщения являются синтетичными, их с трудом можно разложить на отдельные составляющие. Вербальные же элементы коммуникации (слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга.  Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров во время общения почесал свои нос, а заметивший это другой партнер делает вывод, что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос [С.Р. Филонович. «Лидерство и практические навыки менеджера Психофизиологические основы общения», с.3].

 

 

 

  1. Часть

 

    • Мимика  

 

Мимика  (гр. mimikos – подражание), выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств.

Бытовая мимика может иметь  как рефлекторную, так и сознательную природу. В театре же мимика, наряду с речью и жестикуляцией, является одним из основных средств выразительности актера. К.С.Станиславский подчеркивал, что мимика неотделима от строя мыслей, чувств и действий человека, и является зримым отражением внутренней жизни персонажа. Мимика разрабатывается актером в гармонии с общим пластическим решением персонажа. Если существует смысловое или ритмическое противоречие мимики и пластики, это может служить дополнительным средством выразительности, придающим психологическому состоянию героя дополнительный объем и многогранность. Так, например, статически неподвижное лицо в сочетании с бесстрастным голосом и мелкими, как бы рефлекторными движениями пальцев или кистей рук, создают убедительный образ человека, изо всех сил старающегося скрыть свое волнение[http://www.hr-portal.ru/article/neverbalnye-kody-i-yazyki].   Выбор того или иного вида мимики обусловливается жанром и общей стилистикой спектакля. В качестве примера альтернативной мимической стилистики можно привести исполнение одной и той же роли Ричарда III актерами – Л.Оливье и Р.Чхиквадзе. Оливье, при необычайно богатой реалистической разработке мимики, создавал психологически убедительный и многогранный образ. Чхиквадзе, в полном соответствии с гротескно-эксцентрическим решением спектакля, использовал преувеличенные, укрупненные мимические реакции. В обоих случаях мимика актеров находилась в гармоническом соответствии с костюмами, пластическим решением роли и общим художественным оформлением. Эти актерские работы стали крупным достижением исполнительского искусства  В тех случаях, когда мимика актера не соответствует общему решению спектакля, возникает проблема неудачной трактовки образа. Про актера, использующего неоправданно преувеличенную мимику, на театральном жаргоне говорят, что он «наигрывает» или «хлопочет лицом».    Мимика становится основным средством выразительности в тех театральных жанрах, где не используется актерская речь: пантомима, балет; а также театр мимики и жеста, где работают немые актеры. Так, прима российской императорской балетной сцены, М.Кшесинская, в своих воспоминаниях много внимания уделяет «мимическому таланту», видя в нем, наряду с техническим совершенством, основное средство достижения успеха в хореографических спектаклях[Станиславский К.С. Работа актера над собой, Работа актера над ролью.Собр. соч. в 8-ми т.т. Тт. 2, 3, 4. М., 1954–1957 
Кшесинская М. Воспоминания. М., 2004.].

Под мимикой мы понимаем изменения, которые мы можем наблюдать  на лице человека. При этом мы учитываем  не только черты лица, контакт глаз, направление взгляда, но и психосоматические  процессы, например побледнение лица. Наконец, сюда же мы можем отнести  общие движения тела, например кивок  головой, разворот в пол-оборота [Биркенбил, с 81].

 

    • Интонация

Интонация (от лат. intono — громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки — синтагмы; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства Интонация (звук. средства языка)(интонационные средства): распределение силы динамического (иначе — экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра. 
  Являясь важным языковым средством, интонация соотносительна с другими языковыми средствами: грамматическими формами (например, повелительным наклонением глагола), вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами, порядком слов. Интонация присутствует в речи всегда: вне интонации устная речь невозможна. Нередко интонация служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения [Златоустова Л. В., Фонетическая структура слова в потоке речи, Каз., 1962].    

 В различных языках  интонационные средства применяются  неодинаковым об разом. В русском и в германских языках основным средством выражения логического отношения предикативности служат распределение силы ударения и мелодика речи, тогда как во французском языке эта функция нередко выполняется другими грамматическими средствами (так называемый описательный оборот). В тоже время разные языки обнаруживают в области интонации существенные сходства. Так, почти во всех языках повествовательное значение выражается мелодическим понижением конца фразы, а вопросительное значение — заметным мелодическим повышением одного из слогов; перед паузой внутри фразы обычно (кроме определенных случаев) наблюдается повышение голоса. Вне собственно языковой системы наибольшее интонационное сходство между самыми различными языками обнаруживается в отношении вариации эмоциональных тембров голоса. Выражая тончайшие оттенки чувств и особенности психического склада говорящего, Интонация (звук. средства языка) является одним из основных средств создания художественного образа на сцене, в кино и в искусстве художественного чтения [Практическая фонетика и интонация русского языка, М., 1963]. 
 
  
 

  1. Часть

  • Паралингвистика

 

Паралингвистика - раздел языкознания, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку: интонация, изменения мелодики, темп, громкость, тембр и другие характеристики речи. Понятие паралингвистики было введено в первой половине XX века американским лингвистом А. Хиллом[http://msk.treko.ru/show_dict_998].

Пример. Ф. М. Достоевский в романе "Бесы" так описывает паралингвистические особенности одного из героев - Петра Верховенского: "Говорит он скоро, торопливо, но в то же время самоуверенно и не лезет за словом в карман... Выговор у него удивительно ясен, слова его сыплются, как равные, крепкие зернышки, всегда готовые к Вашим услугам. Сначала это Вам и нравится, но потом станет противно, и именно от этого слишком уж ясного выговора, от этого бисера вечно готовых слов"[ Достоевский Ф. М., Полное собрание сочинений в 30 томах, Том 10, Л., "Наука", 1974 г., с. 143-144].

 

  • Кинесика

 

 Термин происходит  от греческого "kinesis" и означает: - совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения;  - изучение телодвижений, жестов, мимики, применяемых в процессе человеческого общения.          Пример. Картина находящихся в полном сборе членов семьи может обнаружить некоторые ее существенные особенности только движениями рук и ног. Если мать скрещивает ноги, а все остальные следуют ее примеру, то можно сделать вывод, что она занимает лидирующее положение в семье, хотя эти движения происходят, вероятно, неосознанно. Причем она искренне может отрицать свое лидерство, — ведь она советуется со своим мужем или детьми, но невербальный сигнал «следуй за лидером» будет безошибочно обнаружен любым, знакомых с кинесикой[http://msk.treko.ru/show_dict_993].

  • Такесика 

Такесика — специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения[Сидоров П. И., Парняков А. В. - Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II].         Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространстве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т.д.).      Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).        Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий: Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:

  • ладонь, повернутая вниз, на ладони партнера — стремление к доминированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль;
  • ладонь, повернутая вверх, под ладонью партнера — готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается;
  • ладонь ребром вниз (вертикальное положения) — позиция равенства;
  • рукопожатие «перчатка» (две ладони охватывают одну ладонь собеседника) — стремление показать искренность, отзывчивость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как правило, сопровождается улыбкой и потряхиванием;
  • рукопожатие «котлеткой», вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера;
  • рукопожатие сильное часто является отличительной чертой активных или агрессивных людей;
  • короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безразличии;
  • весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувстве ответственности.    В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.       В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.           Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.     У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.             Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.
  • Окулистика

Информация о работе Невербальная коммуникация