Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 03:12, реферат
Невербальные коммуникации - одна из самых загадочных и трудных для освоения областей общения, поскольку чаще всего они осуществляются на уровне подсознания. Человек находится в обществе и вынужден постоянно взаимодействовать с другими людьми. Чтобы это взаимодействие было результативным необходимо владеть некоторыми навыками коммуникации. Следует подчеркнуть, что 65% всей информации передаётся через невербальные сообщения. Таким образом, невербальная коммуникация является важной составляющей взаимоотношений между людьми.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ЧАСТЬ I. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЁ КОМПОНЕНТЫ.………………………………………………………….... 4
ЧАСТЬ II. МИМИКА И ИНТОНАЦИЯ…………………………………. 5
ЧАСТЬ III. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ…………………………….…………………………... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 16
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………... 17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Челябинский государственный Университет»
Факультет «Лингвистики и перевода»
Реферат
ПО КУРСУ: «Основы теории коммуникации»
ТЕМА: «Невербальная коммуникация»
Челябинск 20
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЧАСТЬ I. НЕВЕРБАЛЬНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ И ЕЁ КОМПОНЕНТЫ.…………………………………………………
ЧАСТЬ II. МИМИКА И ИНТОНАЦИЯ…………………………………. 5
ЧАСТЬ III. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ…………………………….………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Невербальные коммуникации - одна из самых загадочных и трудных для освоения областей общения, поскольку чаще всего они осуществляются на уровне подсознания. Человек находится в обществе и вынужден постоянно взаимодействовать с другими людьми. Чтобы это взаимодействие было результативным необходимо владеть некоторыми навыками коммуникации. Следует подчеркнуть, что 65% всей информации передаётся через невербальные сообщения. Таким образом, невербальная коммуникация является важной составляющей взаимоотношений между людьми.
Невербальная коммуникация
(от лат. verbalis - устный и лат. communicatio - общаться)
- поведение, сигнализирующее о характере
взаимодействия и эмоциональных состояниях
общающихся индивидов. Это жесты, мимика,
поза, одежда, прическа, окружающие предметы.
Прочтение подобного рода элементов поведения
способствует достижению высокой степени
взаимопонимания. Отслеживание такой
информации дает собеседникам сведения
о морально-личностных качествах друг
друга, о настроении, чувствах, переживаниях,
намерениях, ожиданиях и т.д.
[ http://revolution.allbest.ru/
Мимика (гр. mimikos – подражание), выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств.
Бытовая мимика может иметь
как рефлекторную, так и сознательную
природу. В театре же мимика, наряду с речью и
жестикуляцией, является одним из основных
средств выразительности актера. К.С.
Кшесинская М. Воспоминания. М., 2004.].
Под мимикой мы понимаем изменения, которые мы можем наблюдать на лице человека. При этом мы учитываем не только черты лица, контакт глаз, направление взгляда, но и психосоматические процессы, например побледнение лица. Наконец, сюда же мы можем отнести общие движения тела, например кивок головой, разворот в пол-оборота [Биркенбил, с 81].
Интонация (от лат. intono — громко произношу),
совокупность звуковых средств языка,
которые, налагаясь на ряд произносимых
и слышимых слогов и слов: а) фонетически
организуют речь, расчленяя её сообразно
смыслу на фразы и знаменательные отрезки
— синтагмы; б) устанавливают между частями
фразы смысловые отношения; в) сообщают
фразе, а иногда и знаменательным отрезкам
повествовательное, вопросительное, повелительное
и др. значения; г) выражают различные эмоции.
Фонетические средства Интонация (звук. средства языка)(интонационные средства): распределение
силы динамического (иначе — экспираторного)
ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных
её отрезков, ритмико-мелодические средства,
громкость речи и отдельных её отрезков,
эмоциональные оттенки голосового тембра.
Являясь важным языковым средством,
интонация соотносительна с другими языковыми
средствами: грамматическими формами
(например, повелительным наклонением
глагола), вопросительными и восклицательными
словами и частицами, союзами, порядком
слов. Интонация присутствует в речи всегда:
вне интонации устная речь невозможна. Нередко интонация служит во фразе единственным
средством выражения определённых элементов
значения [Златоустова Л. В., Фонетическая
структура слова в потоке речи, Каз., 1962].
В различных языках
интонационные средства
Паралингвистика - раздел языкознания,
изучающий звуковые средства, сопровождающие
речь, но не относящиеся к языку: интонация,
изменения мелодики, темп, громкость, тембр
и другие характеристики речи. Понятие
паралингвистики было введено в первой
половине XX века американским лингвистом А. Хиллом[http://msk.treko.ru/
Пример. Ф. М. Достоевский в романе "Бесы" так описывает паралингвистические особенности одного из героев - Петра Верховенского: "Говорит он скоро, торопливо, но в то же время самоуверенно и не лезет за словом в карман... Выговор у него удивительно ясен, слова его сыплются, как равные, крепкие зернышки, всегда готовые к Вашим услугам. Сначала это Вам и нравится, но потом станет противно, и именно от этого слишком уж ясного выговора, от этого бисера вечно готовых слов"[ Достоевский Ф. М., Полное собрание сочинений в 30 томах, Том 10, Л., "Наука", 1974 г., с. 143-144].
Термин происходит
от греческого "kinesis" и означает: - совокупность
телодвижений, применяемых в процессе
человеческого общения; - изучение телодвижений, жестов,
мимики, применяемых в процессе человеческого
общения. Пример. Картина находящихся
в полном сборе членов семьи может обнаружить
некоторые ее существенные особенности
только движениями рук и ног. Если мать
скрещивает ноги, а все остальные следуют
ее примеру, то можно сделать вывод, что
она занимает лидирующее положение в семье,
хотя эти движения происходят, вероятно,
неосознанно. Причем она искренне может
отрицать свое лидерство, — ведь она советуется
со своим мужем или детьми, но невербальный
сигнал «следуй за лидером» будет безошибочно
обнаружен любым, знакомых с кинесикой[http://msk.treko.ru/
Такесика — специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения[Сидоров П. И., Парняков А. В. - Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II]. Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространстве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т.д.). Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам). Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий: Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий: