Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 23:24, контрольная работа
Цель контрольной работы: изучить невербальные средства общения и их функции.
Введение
1. Охарактеризуйте невербальные средства общения
2. Назовите функции невербального общения
3. Проанализируйте существующие стереотипы в понимании невербального поведения делового партнера по общению
Заключение
Список литературы
Калуга, 2012
Содержание
Введение
1. Охарактеризуйте невербальные средства общения
2. Назовите функции невербального общения
3. Проанализируйте существующие стереотипы в понимании невербального поведения делового партнера по общению
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента.
Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Интерпретация невербальных аспектов межличностного общения имеет многовековую историю. К ней в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты. На протяжении тысячелетий проблема невербального общения обрастала научными и псевдонаучными фактами. Однако детально она стала разрабатываться лишь в последние десятилетия.
Цель контрольной работы: изучить невербальные средства общения и их функции.
1. Охарактеризуйте невербальные средства общения
Невербальная коммуникация – это система символов, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, она независима от психологических и социально-психологических качеств личности, имеет достаточно четкий круг значений.
Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, а поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания. Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Невербальные средства общения имеют ряд особенностей.
Первая особенность невербальных сообщений - их ситуативность: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора, но не может сообщить о его переживаниях на прошлой неделе.
Вторая особенность невербальных сообщений - их синтетичность. Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы.
Третья особенность - непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий.
Невербальные сообщения - необходимая составляющая межличностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. В любой, даже сугубо официальной и деловой ситуации присутствует и активно ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому.
По невербальному каналу информация транслируется в самых разнообразных формах, которые, в отличие от знаковых, всегда многозначны.
Можно выделить несколько классификаций средств невербального общения:
1) Классификация невербальных средств общения в общем виде:
- оптико-кинестетическая система включает движения, которыми человек сопровождает речь или воспринимает у собеседника: мимика, жесты, поза при разговоре, пространственное положение (перемещение);
- паралингвистическая система (или околоречевая) включает средства, которыми собеседник выделяет свое речевое сообщение: тембр голоса, тональность, громкость, логические акценты, интонация;
- экстралингвистическая система включает невербальные средства общения, подчеркивающие эмоциональное состояние говорящего: темп речи, смех, пляач, вздохи, крик;
- визуальная система включает общение на уровне взглядов собеседников;
- пространственная система: место и время общения, межличностное пространство;
-контактная система включает объятия, рукопожатия, поцелуи, похлопывания, толчки и другие предметные, тактильные действия;
- ольфакторная система – использование запахов.
2) Классификация систем невербальной коммуникации:
- акустическая,
- оптическая,
- кинестетическая,
- ольфакторная системы.
Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка. Кинестетическая система – это прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление. Ольфакторная система включает в себя вкус и обоняние. Они в наименьшей мере задействованы в коммуникативном процессе на уровне сознания, однако при этом отмечается, что вкус и обоняние независимо от нашей воли, на подсознательном уровне активно участвуют в общении и влияют на взаимоотношения людей.
Рассмотрим наиболее значимые невербальные средства общения.
Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
коммуникативные (жесты приветствия, прощания), модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия). Кроме соответствия между словами и телодвижениями необходимо принимать во внимание ситуацию (например, позы замерзшего, уставшего или критически настроенного к собеседнику человека практически одинаковы); состояние здоровья; профессиональные привычки (пианист, оберегая пальцы, будет избегать крепкого рукопожатия); особенности одежды, которая может сковывать свободу движений и позы.
Существует обратная связь между возрастом, социальным положением человека и его жестикуляцией. При сохранении прежнего смысла с возрастом и ростом статуса больше используются слова, снижается скорость движений, хотя одновременно они становятся более утонченными.
Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. В мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.
Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье.
Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.
Визуальный контакт также является важным элементом общения. Смотреть на говорящего - помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.
2. Назовите функции невербального общения
Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?
Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:
- темпераменте человека;
- его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
- его образе и самооценке;
- его личностных свойствах и качествах;
- его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
- его социальном статусе;
- его принадлежности к определенной группе или субкультуре.
Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:
- желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);
- характере, или типе, отношений (доминирование—зависимость, расположение—нерасположение);
- динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.).
В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).
Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии.
Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Это функции:
- дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;
- опровержения вербальных сообщений;
- замещения вербальных сообщений;
- регулирования разговора.
Дополнение означает, что невербальные сообщения делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Речь можно точнее понять и лучше запомнить, если она дублируется жестами. Например, в театральной кассе человек сопровождает просьбу о двух билетах жестом (показывает два пальца). Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиболее важных моментов речи. Так, привлечь внимание слушателя можно, повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жестикулируя определенным образом (например, поднятый вверх указательный палец — знак «это важно»).
Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному, Именно потому что невербальное поведение в значительной степени спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек контролирует, подлинное состояние обнаружится спустя примерно 4-5 секунд. Улыбка или выражение удивления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на обман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями.
Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального. Например, в шумной аудитории вы жестами сообщаете находящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить. Во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда и поворота головы и тела, предложить кому-то из участников выступить.
Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова, — поворот головы в сторону того, кто должен выступать; тон голоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение к кому-то, выражающее желание о чем-то спросить, одобрительные или неодобрительные возгласы в адрес выступающего. Эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.
Дадим определения таким понятиям, как: кинесика, такесика, проксемика, просодика.
Кинесика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: включает в себя мимику, изучающую движение мышц лица; жестикуляцию, исследующую жестовые движения рук; пантомимику, изучающую моторику всего тела: позы, осанку, походку.