Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по психологии.docx

— 33.60 Кб (Скачать документ)

 

  1. Невербальные средства общения

Психологами установлено, что в  процессе взаимодействия  людей  от  60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения  и только 20 – 40% информации  передается  с  помощью  вербальных.  Эти  данные заставляют  нас  задуматься  над   значением   невербального   общения   для взаимопонимания  людей, обратить особое внимание на значение жестов и  мимики человека, а также  порождают желание  овладеть  искусством  толкования  этого  особого языка, на котором мы все  разговариваем, даже не осознавая этого.

    Особенностью  невербального   языка  является  то,  что   его  проявление

обусловлено  импульсами  нашего  подсознания,   и   отсутствие возможности

подделать эти импульсы  позволяет  нам  доверять  этому  языку  больше,  чем обычному вербальному каналу общения.

Невербальное  общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли  в виде слов, наши же позы, мимика и  жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.

Хотя  невербальное общение и является часто бессознательным процессом, но в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом  может контролироваться.

         Итак, к невербальным средствам   общения можно отнести нерефлексивное  слушание, визуальный контакт, позы  и жесты, взаимное расположение  в пространстве, паузы, ведение  записей (во время деловой беседы) и др.

          Нерефлексивное слушание состоит  в умении молчать, не вмешиваясь  в речь собеседника своими  замечаниями, не прерывая его.  Оно целесообразно в ситуациях,  когда собеседник: 1)горит желанием  высказаться; 2)хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит; 3)с трудом говорит о своих  заботах и проблемах; 4)занимает  более высокое положение.

           Исключительно важной частью общения является также визуальный контакт собеседников. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет свою заинтересованность в разговоре, а во-вторых, сосредотачивает внимание на говорящем, что способствует слушанию.

           Оптимальная продолжительность  взгляда не превышает 10 секунд. Более длительный взгляд может  быть воспринят как вызов или  смутить. Особенно это касается  неуверенных в себе людей или  стеснительных (а их около 40%).

             Позы и жесты играют очень  важную роль в создании атмосферы  беседы. Наклонившийся к нам собеседник  воспринимается как более внимательный  слушатель. Наоборот, мы чувствуем  определенное неудобство, когда  собеседник откидывается назад,  а тем более сидит, развалившись  в кресле.

           Поза непринужденная предпочтительнее  скованной, ибо соответствующее  состояние передается и партнеру.

           Нескрещенные руки и ноги во  время разговора свидетельствуют  об открытости, доверии. Наоборот, скрещенные конечности означают  защиту, оборону. Руки закинуты  за голову – позиция превосходства.  Стоящий подбоченившись как бы  выражает решимость либо приступить  к делу, либо не повиноваться  собеседнику.

          Взаимное расположение в пространстве  тоже оказывает влияние на  исход переговоров. 

          Обычно человек интуитивно располагается  на соответствующем расстоянии. Однако нужно думать не только  о своем удобстве, но и об  удобстве партнера, чтобы придать  разговору необходимую тональность.

         Женщины предпочитают несколько  более близкое расположение собеседников, чем мужчины. Люди пожилые и  дети также предпочитают держаться  поближе, нежели люди средних  лет, молодежь, подростки.

        Собеседникам одинакового статуса  удобнее общаться на более  близком расстоянии, чем в случае  разговора лиц разных статусов.

        Паузы в разговоре совершенно  необходимы, не нужно их бояться.  Они позволяют собеседникам обдумать  услышанное и решить, кому и  как лучше высказаться. Пауза  в речи позволяет подчеркнуть  значимость высказанной мысли.  Главное, чтобы продолжительность  паузы  не превышала 5-6 секунд, она становится тягостной.

         

     Невербальный язык является многофункциональным  средством общения. При помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения. Преднамеренная передача невербальных сигналов, чувств, которых у нас нет, - трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции невербальных средств  общения.

           В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Следует отметить, что невербальное поведение личности полуфункционально. Невербальное поведение

  • Создает образ партнера по общению;
  • Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
  • Является индикатором актуальных психических состояний личности;
  • Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  • Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
  • Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

          Эффективность общения определяется  не только степенью понимания  слов собеседника, но и умением  правильно оценить поведение  участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность  взгляда, то есть понять язык  невербального общения. Этот язык  позволяет говорящему полнее  выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога  владеют собой, как они в  действительности относятся друг  к другу. 

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время  общения?

1.  Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте.

      Походка – это стиль передвижения  человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса  тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

       В исследованиях психологов люди  узнавали по походке такие  эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая»  походка характерна для людей,  находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося  человека самая большая длина  шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек  редко глядит  вверх или в том направлении,  куда идет.

            Для создания привлекательного  внешнего облика наиболее предпочтительна  походка уверенного человека, такое  же впечатление создает и правильная  осанка – легкая, пружинистая  и всегда прямая. Голова при  этом должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.

            Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

              Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником.

          Открытой считается поза, в которой  руки и ноги не перекрещены,  корпус тела направлен в сторону  собеседника, а ладони и стопы  развернуты к партнеру по общению.  Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического  комфорта.

Если  человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника  и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

         Лучший способ добиться взаимопонимания  с собеседником – это скопировать  его позу и жесты.

           Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.

         О той информации, которую несет  жестикуляция, известно довольно  много. Прежде всего, важно  количество жестикуляции. У разных  народов выработались и вошли  в естественные формы выражения  чувств различные культурные  нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в  которых изучались частота и  сила жестикуляции в разных  культурах, показали, что в течение  одного часа финны жестикулировали  1 раз, французы – 20, итальянцы  – 80, мексиканцы – 180.

           Вообще же интенсивность жестикуляции  растет вместе с возрастанием  эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь  более полного понимания между  партнерами, особенно если оно  затруднено.

Конкретный  смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако, во всех культурах есть сходные жесты, среди  которых можно выделить:

  • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
  • Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.)
  • Описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

         Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Визуальный  контакт является исключительно  важным элементом общения.

По своей  специфике взгляд может быть:

  1. Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.
  2. Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
  3. Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
  4. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

        2.Просодика – это общее название  таких ритмико-интонационных сторон  речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

        Экстралингвистика – это включение  в речь пауз и различных  психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха  и т.д.

Просодическими  и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые  высказывания, выражают эмоциональные  состояния.

Нужно уметь  не только слушать, но и слышать интонационный  строй речи, оценивать силу и тон  голоса, скорость речи, которые практически  позволяют выражать наши чувства  и мысли.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность  проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя  природа и наградила людей  уникальным голосом, окраску ему  они придают сами. Те, кому свойственно  резко менять высоту голоса, как  правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Информация о работе Невербальные средства общения