Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по психологии.docx

— 33.60 Кб (Скачать документ)

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства  находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко  распознаются гнев и печаль.

Немало  информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх  – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне  тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

          Скорость речи также отражает  чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях  или хочет нас в чем-то убедить,  уговорить. Медленная речь чаще  всего свидетельствует об угнетенном  состоянии, горе, высокомерии или  усталости.

           3.Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное  использование личностью такесических средств может привести  к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии  близких отношений, равенства социального  положения в обществе.

          Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута  вниз), покорное (рука снизу, ладонь  развернута вверх) и равноправное.

        Доминирующее рукопожатие является  наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии  человек сообщает другому, что  он хочет главенствовать в  процессе общения. По данным  исследований в США, 78 % высокопоставленных  чиновников не только первыми  протягивали руку, но и пользовались  властным способом рукопожатия.

Покорное  рукопожатие бывает необходимо в  ситуациях, когда человек хочет  отдать инициативу другому, позволить  ему чувствовать себя хозяином положения.

4. Проксемика  – «пространственная психология».Одним  из первых пространственную структуру  начал изучать американский антрополог        Эдуард Т. Холл, который в начале 60-х годов ввел термин «проксемика» (proximity – «близость»). Сам Э. Холл называл проксемику «пространственной психологией». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

            Нормы приближения двух людей друг к другу описал Э. Холл. Данные нормы определены четырьмя расстояниями:

  • Интимное расстояние – от 0 до 45 см – на таком расстоянии общаются самые близкие люди; в этой зоне имеется еще одна подзона радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта, это сверх интимная зона.
  • Персональное – от 45 до 120 см – общение со знакомыми людьми;
  • Социальное – от 120 до 400 см – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
  • Публичное – от 400 до 750 см – на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения,  на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.

Обычно  люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда  находятся на расстоянии, соответствующем  указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое и чрезмерно  удаленное положение отрицательно сказываются на общении.

Чем ближе  находятся люди друг к другу, тем  меньше они смотрят друг на друга. И напротив, находясь на удалении, они  больше смотрят друг на друга и  используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Кроме того, эти правила варьируются  в зависимости от возраста, пола, личностных свойств и общественного  статуса человека, а также от национальности и плотности населения в районе, где живет человек. Мужчины предпочитают более отдаленное положение, чем  женщины. Уравновешенный человек подходит к собеседнику ближе, тогда как  беспокойные, нервные люди держаться  дальше. Люди общаются на большом расстоянии с собеседниками, обладающими более  высоким статусом

  

 

  1. Существующие стереотипы в понимании невербального поведения партнера по общению.

          Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь – пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям.

         Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия.

         Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец – на нос.

В некоторых  странах Африки смех – показатель изумления и замешательства.

        Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.

         В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) – это считается очень оскорбительным жестом.

         Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение.

        Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами.

        Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания.

        Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так выражают скептицизм.

        В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику.

        Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило.

        У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо – если помещений несколько – при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.

         Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в различных странах.

 

Список литературы.

 

  1. Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2004.
  2. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. – М.: Осв-89, 2000.
  3. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.



Информация о работе Невербальные средства общения