Нравственная воспитанность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявление способов оценки актуального состояния ученика в процессе нравственного воспитания.
Объект исследования – нравственная воспитанность подростка.
Предмет исследования – способы оценки актуального состояния подростка в процессе нравственного воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
§1. Понятие о нравственной воспитанности……………………...............5
§2. Особенности личностного развития подростка………………………9
§3. Способы диагностирования уровня нравственной воспитанности…13
§4. Исследование нравственной воспитанности………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 36.08 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3

     §1. Понятие  о нравственной воспитанности……………………...............5

     §2. Особенности  личностного развития подростка………………………9

     §3. Способы  диагностирования уровня нравственной воспитанности…13

     §4. Исследование  нравственной воспитанности………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как отмечал А.А. Ухтомский, жизнь - это асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при постоянном движении. При  воспитании педагог и поддерживает это постоянное движение через наблюдение за состоянием ребенка.

Оптимальным для любой  деятельности является состояние открытости, спокойствия и уверенности в  своих силах. Оно характеризуется  расширением сознания, яркостью и  ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, углубленным  пониманием собственного «Я», уравновешенностью  в отношениях, позитивным настроением (1, с.8).

Актуальность нашей курсовой работы заключается в том, что вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Проблема исследования: каковы способы диагностирования актуального состояния нравственной воспитанности подростка.

Тема исследования: «Оценка актуального состояния ученика в процессе нравственного воспитания».

Цель исследования – выявление способов оценки актуального состояния ученика в процессе нравственного воспитания.

Объект исследования – нравственная воспитанность подростка.

Предмет исследования – способы оценки актуального состояния подростка в процессе нравственного воспитания.

Гипотеза исследования: существуют способы, с помощью которых можно оценить актуальное состояние нравственной воспитанности.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности ученика;
  2. раскрыть сущность понятия «нравственная воспитанность»;
  3. выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьника;

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ, обобщение.

Исследование осуществляется по следующим этапам:

  1. выбор проблемы исследования и определение темы работы;
  2. сбор и изучение психолого – педагогической и специальной литературы;
  3. отбор диагностических методик исследования и проведение констатирующего эксперимента;
  4. обобщение результатов исследования и формулирование выводов;
  5. письменное оформление курсовой работы, защита.

 

Теоретическая значимость работы в том, что изучена психолого – педагогическая литература по изучаемой проблеме, уточнено содержание научных понятий, раскрыты сущность и характеристики изучаемой проблемы.

Практическая  значимость работы заключается в том, что отобран комплекс методик исследования и проведен констатирующий эксперимент по анализу оценок актуального состояния ученика в процессе нравственного воспитания.

Курсовая работа состоит  из введения, 4 параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие о  нравственной воспитанности

Воспитание, понимаемое как  необходимое условие социализации личности, является экономически и  социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессообразующие  и стабилизирующие функции:

    • сохранение, воспроизводство и развитие культуры;
    • создание условий для свободного развития личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества.

Полноценная реализация указанных  функций зависит от состояния  общества, его стабильности, цивилизованности, внимания, которое оно проявляет  к молодежи и деятельности институтов общественно – государственного и семейного воспитания.

Растущий человек все чаще обнаруживает реальную возможность самостоятельного выбора способов поведения, форм общения, источников мировоззрения. Это усугубляет противоречие между потребностью личности в свободном жизненном самоопределении и сложившейся воспитательной системой (2, с.47).

Нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается  в воздействии воспитателей на воспитанников  и в их ответных действиях, т.е. в  усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения  к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они  не просто заучены, а глубоко осмыслены  и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и  устойчивых привычек нравственного  поведения свидетельствует о  воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное  в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и  нравственным развитием личности (4, с.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как  целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с  учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его  отсрочены во времени.

Существенным признаком  процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается  более высоким. Для достижения целей  используются все усложняющиеся  виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Если во все времена  признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта  проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие  многие социальные условия и биологические  факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку  определенного рода отношений.

Таким образом, нравственное воспитание - это

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Особенности  личностного развития подростка

Каждый возраст хорош  по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности  и сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый  долгий переходный период, который  характеризуется рядом физических изменений.

В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Недаром Стенли Холл назвал подростковый период — периодом «Бури и натиска». Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты.

Но более всего особенности  личностного развития подростка  проявляются в общении со сверстниками. В общении с ровесниками у подростков формируется не только первая, более серьезное, по сравнению с ранними вековыми связями, общество, где они получают поддержку и могут достичь самовыражения, но и решается четкое задание: получить в обществе признание своей социальной значимости. За внешней картиной доминирование взаимоотношений со сверстниками кроется глубоко скрытая психологическая ориентация на совсем другие отношения - направление на взрослое общество, его отношения, попытка их усвоить.

Попытки интегрироваться  в общество проявляются в различных  подростков по-разному: от индифферентности к активности и обостренно напряжение. Обычно современные подростки ориентируются в социальных контактах на взрослую сообщество, отношения внутри нее. В сознании подростков доминируют не школа, обучение, не отдых, а общество и общество, их проблемы. Изучение социально-психологических особенностей социализации подростков свидетельствует, с одной стороны, об их мотивационной готовности к усвоение норм и ценностей общества, с другой- о недостаточной самореализации, частичное занижение потенциала подростка как самой личностью, так и обществом.

Потребность подростка достичь  одного уровня с обществом обусловливает изменение его отношения к своему окружению. Однако между этой потребностью и ее реализацией лежит грань, которая определяется социально закрепленными позициями детства и взрослого мира, образуется «зона отчуждения», которая проявляется у подростков в агрессивности, в раздражении и тревоге взрослых. Можно назвать внешние и внутренние причины, которые побуждают появление этой «зоны» (6, с.18).

Внутренние причины связаны  с особенностями психического развития подростков и взрослых, а внешние - с особенностями их взаимодействия. Для современного подростка типичны  недовольство отношением к ним взрослых и углубление кризиса самооценки. При этом четко проявляется неприятие  оценок взрослых независимо от их правоты. И так намечается тенденция к углублению и усиления потребности в самоутверждения и самокритичности. И то, и другое направлено на одно - выход в общество, получение его признания. А общество (имеются в виду, прежде всего взрослые) не готово пока найти приемлемые формы этого признания.

Чем хуже отношения подростка с взрослыми, тем чаще он обращается к сверстникам, тем больше от них зависит. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений (7, с. 18).

Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте, становится не столь непосредственной. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не родителям, а обретенным друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушение на его право выбора и его свободу.

В отрочестве общение с  родителями, учителями и другими  взрослыми начинает складываться под  влиянием возникающего чувства взрослости. Отечественные психологи вслед  за Л.С. Выготским единодушно считали  важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое  чувство взрослости, толкающее его  на утверждение своей самостоятельности. Эта взрослость для подростка  первоначально вырисовывается в  отрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая  «переоценка ценностей» и, прежде всего  перестройка отношений с родителями.

Подростки начинают оказывать  сопротивление по отношению к  ранее выполняемым требованиям  со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую  в их понимании со взрослостью. Они  болезненно реагируют на реальные или  кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внимание противодействия, проявляемых по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых.

Информация о работе Нравственная воспитанность