Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Цель исследования – выявление способов оценки актуального состояния ученика в процессе нравственного воспитания.
Объект исследования – нравственная воспитанность подростка.
Предмет исследования – способы оценки актуального состояния подростка в процессе нравственного воспитания.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
§1. Понятие о нравственной воспитанности……………………...............5
§2. Особенности личностного развития подростка………………………9
§3. Способы диагностирования уровня нравственной воспитанности…13
§4. Исследование нравственной воспитанности………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
§1. Понятие
о нравственной воспитанности……
§2. Особенности
личностного развития
§3. Способы диагностирования уровня нравственной воспитанности…13
§4. Исследование
нравственной воспитанности…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Как отмечал А.А. Ухтомский, жизнь - это асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при постоянном движении. При воспитании педагог и поддерживает это постоянное движение через наблюдение за состоянием ребенка.
Оптимальным для любой деятельности является состояние открытости, спокойствия и уверенности в своих силах. Оно характеризуется расширением сознания, яркостью и ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, углубленным пониманием собственного «Я», уравновешенностью в отношениях, позитивным настроением (1, с.8).
Актуальность нашей курсовой работы заключается в том, что вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Проблема исследования: каковы способы диагностирования актуального состояния нравственной воспитанности подростка.
Тема исследования: «Оценка актуального состояния ученика в процессе нравственного воспитания».
Цель исследования – выявление способов оценки актуального состояния ученика в процессе нравственного воспитания.
Объект исследования – нравственная воспитанность подростка.
Предмет исследования – способы оценки актуального состояния подростка в процессе нравственного воспитания.
Гипотеза исследования: существуют способы, с помощью которых можно оценить актуальное состояние нравственной воспитанности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ, обобщение.
Исследование осуществляется по следующим этапам:
Теоретическая значимость работы в том, что изучена психолого – педагогическая литература по изучаемой проблеме, уточнено содержание научных понятий, раскрыты сущность и характеристики изучаемой проблемы.
Практическая значимость работы заключается в том, что отобран комплекс методик исследования и проведен констатирующий эксперимент по анализу оценок актуального состояния ученика в процессе нравственного воспитания.
Курсовая работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
§1. Понятие о нравственной воспитанности
Воспитание, понимаемое как
необходимое условие
Полноценная реализация указанных функций зависит от состояния общества, его стабильности, цивилизованности, внимания, которое оно проявляет к молодежи и деятельности институтов общественно – государственного и семейного воспитания.
Растущий человек все чаще обнаруживает реальную возможность самостоятельного выбора способов поведения, форм общения, источников мировоззрения. Это усугубляет противоречие между потребностью личности в свободном жизненном самоопределении и сложившейся воспитательной системой (2, с.47).
Нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
Нравственное воспитание
– двухсторонний процесс. Он заключается
в воздействии воспитателей на воспитанников
и в их ответных действиях, т.е. в
усвоении ими нравственных понятий,
в переживании своего отношения
к нравственному и
Нравственное воспитание
эффективно осуществляется только как
целостный процесс
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком
процесса нравственного воспитания
является его концентрическое
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Таким образом, нравственное воспитание - это
§2. Особенности личностного развития подростка
Каждый возраст хорош
по-своему. И в то же время, каждый
возраст имеет свои особенности
и сложности. Не исключением является
и подростковый возраст. Это самый
долгий переходный период, который
характеризуется рядом
В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Недаром Стенли Холл назвал подростковый период — периодом «Бури и натиска». Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты.
Но более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. В общении с ровесниками у подростков формируется не только первая, более серьезное, по сравнению с ранними вековыми связями, общество, где они получают поддержку и могут достичь самовыражения, но и решается четкое задание: получить в обществе признание своей социальной значимости. За внешней картиной доминирование взаимоотношений со сверстниками кроется глубоко скрытая психологическая ориентация на совсем другие отношения - направление на взрослое общество, его отношения, попытка их усвоить.
Попытки интегрироваться в общество проявляются в различных подростков по-разному: от индифферентности к активности и обостренно напряжение. Обычно современные подростки ориентируются в социальных контактах на взрослую сообщество, отношения внутри нее. В сознании подростков доминируют не школа, обучение, не отдых, а общество и общество, их проблемы. Изучение социально-психологических особенностей социализации подростков свидетельствует, с одной стороны, об их мотивационной готовности к усвоение норм и ценностей общества, с другой- о недостаточной самореализации, частичное занижение потенциала подростка как самой личностью, так и обществом.
Потребность подростка достичь одного уровня с обществом обусловливает изменение его отношения к своему окружению. Однако между этой потребностью и ее реализацией лежит грань, которая определяется социально закрепленными позициями детства и взрослого мира, образуется «зона отчуждения», которая проявляется у подростков в агрессивности, в раздражении и тревоге взрослых. Можно назвать внешние и внутренние причины, которые побуждают появление этой «зоны» (6, с.18).
Внутренние причины связаны с особенностями психического развития подростков и взрослых, а внешние - с особенностями их взаимодействия. Для современного подростка типичны недовольство отношением к ним взрослых и углубление кризиса самооценки. При этом четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. И так намечается тенденция к углублению и усиления потребности в самоутверждения и самокритичности. И то, и другое направлено на одно - выход в общество, получение его признания. А общество (имеются в виду, прежде всего взрослые) не готово пока найти приемлемые формы этого признания.
Чем хуже отношения подростка с взрослыми, тем чаще он обращается к сверстникам, тем больше от них зависит. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений (7, с. 18).
Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте, становится не столь непосредственной. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не родителям, а обретенным друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушение на его право выбора и его свободу.
В отрочестве общение с
родителями, учителями и другими
взрослыми начинает складываться под
влиянием возникающего чувства взрослости.
Отечественные психологи вслед
за Л.С. Выготским единодушно считали
важнейшим психологическим
Подростки начинают оказывать
сопротивление по отношению к
ранее выполняемым требованиям
со стороны взрослых, активнее отстаивать
свои права на самостоятельность, отождествляемую
в их понимании со взрослостью. Они
болезненно реагируют на реальные или
кажущиеся ущемления своих
Несмотря на внимание противодействия, проявляемых по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых.