Нравственная воспитанность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявление способов оценки актуального состояния ученика в процессе нравственного воспитания.
Объект исследования – нравственная воспитанность подростка.
Предмет исследования – способы оценки актуального состояния подростка в процессе нравственного воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
§1. Понятие о нравственной воспитанности……………………...............5
§2. Особенности личностного развития подростка………………………9
§3. Способы диагностирования уровня нравственной воспитанности…13
§4. Исследование нравственной воспитанности………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 36.08 Кб (Скачать документ)

В результате создаются более  глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка  в жизни.

Первый источник проблем  взаимоотношений со взрослыми —  непонимание взрослыми внутреннего  мира подростка, их ложные или примитивные  представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т. п.

Исследования показали, что, чем старше становится подросток, тем  меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых.

 

И родители, и учителя  подростков в большинстве своем  не умеют ни увидеть, ни тем более  учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы  контроля, общения с детьми (5, с. 96).

Многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают от того, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Но только через реальные проявления доброты, сочувствия, сопереживания  эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества могут  развиваться.

Отметим, что если сравнивать между собой сферы общения  подростков с родителями, с одной  стороны, и с учителями — с  другой, то при всей напряженности  первой, все же значительно более  «запущенной», малопродуктивной с точки  зрения личностного развития оказывается  вторая.

Во-первых, переживания, связанные  у подростков с их общением с учителями, занимают одно из последних мест (напомним, что сами учителя весьма неадекватно  отводят этим переживаниям подростков первое по значимости место), а во-вторых, с учителями у подростков связаны  одни только отрицательные переживания (6, с. 114).

Характер общения с  учителями и отношения подростка  к этому общению изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом общения  младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя  за учение, поведение и школьный труд, то в более старшем возрасте — стремление к личностному общению  с ним (7,с.480).

Таким образом, с возрастом  складывается ситуация нарастания у  подростков потребности и личностном общении с педагогами и —невозможности ее удовлетворения. Соответственно этому  расширяется и зона конфликтов.

 

§3. Способы диагностирования уровня нравственной воспитанности

 Нравственное формирование  личности – сложный и многогранный  процесс, осуществляемый под воздействием  различных факторов и условий.  Подрастающее поколение развивается  под влиянием внешних и внутренних  воздействий. Все, с чем соприкасаются  дети, — люди, вещи, явления окружающей  жизни – накладывает отпечаток  на их поведение, на их моральный облик (8, с. 21).

Подростковый возраст  обычно называют переходным, так как  в этот период происходит переход  от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как  бы переплетаются черты детства  и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления  и развития. Вот почему подростка  иной раз характеризуют как полуребенка  и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как  полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы  удовлетворить все возникающие  запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

  Иным, чем в младших  классах, должен быть процесс  нравственного воспитания. Подростки  тяготятся, если их поведение  определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила  поведения, если эти правила  хорошо осознаются ими и выступают  как их собственные моральные  принципы. Вот почему глубокое  разъяснение моральных норм и  правил и формирование у подростков  нравственных взглядов и убеждений  должно составлять существенную  особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего  педагогического значения и тактично  осуществляемая регламентация, а  также контроль за поведением  учащихся как меры, предупреждающие  шалости и необдуманные поступки (9, с. 144).

  Весьма рельефными  представляются личностные особенности  подростков, связанные с их положением  в коллективе сверстников, с  отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки,  как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы  и совместная деятельность, хотя  в периоды спада настроения  и ухода во внутренние переживания  у них замечается и некоторое  стремление к обособлению.

  Существенной возрастной  чертой их в этом отношении  является стремление к утверждению  своего достоинства и престижа  среди товарищей. Основные пути  к этому - хорошая учеба, общественная  активность, проявление способностей  в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если  же тот или иной подросток  не добивается достойного места  в коллективе, он тяжело переживает  свое положение. Вполне понятно,  что учителям следует внимательно  изучать взаимоотношения учащихся  со, своими товарищами и помогать  им закреплять свой престиж  в коллективе.

  Положение подростка  в коллективе сказывается на  его отношениях с учителями  и взрослыми. Замечено, что в  тех случаях, когда создается  конфликтная ситуация и нужно  сделать выбор между мнением  учителя и мнением класса, подросток  чаще всего придерживается мнения  сверстников. Поэтому при разрешении  острых вопросов учителю следует  быть весьма осмотрительным и  стремиться опираться па мнение  коллектива учащихся.

  Возрастающие интеллектуальные  способности, общий духовный рост  и расширение межличностных связей  стимулируют развитие самосознания  подростков, возбуждают мечты о  своем призвании и будущем.  Подростки сопоставляют себя  со сверстниками, оценивают свои  достоинства и недостатки. Но  если о недочетах других они  судят строго, то по отношению  к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость  развития у них самокритичности  и побуждения к самовоспитанию.

  Существенной особенностью  воспитательной работы с подростками  является профориентация. При ее  проведении нужно учитывать то, что свое будущее учащимся  этого возраста представляется  обычно в романтически приподнятых  тонах. Они мечтают о ярких  профессиях и предпочитают стать  космонавтами, летчиками, геологами,  моряками и т.д. Производственные  же профессии их привлекают  меньше. Вот почему, поддерживая  стремление подростков к яркой  и достойной жизни, необходимо  раскрывать перед ними героику  и красоту повседневного труда  в промышленности и сельском  хозяйстве, ориентировать на работу  в сфере материального производства.

 Начиная с подросткового  возраста, основными движущими силами  нравственного развития, выступают  биологическое взросление и социальное  научение. Биологическое развитие  является  необходимой основой  нравственного развития подростка. 

 Наибольшее значение  для нравственного развития в  подростковом возрасте приобретают  идеалы. Их формирование тесно  связано с интересом к нравственным  качествам людей, их поступкам,  взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально идеалы  возникают у ребенка непроизвольно,  без сознательного поиска, то  уже в старшем подростковом  и юношеском возрасте ведется  активный поиск людей, образы  которых соответствуют нравственным  стремлениям и служат опорой  нравственного поведения (10, с.81).

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может  показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном  процессе. И тем не менее это  возможно и целесообразно (11, с.40).

Таким образом, нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

Педагогу важно разобраться  в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как  ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного  совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс  нравственного воспитания на отдельные  звенья и рассмотреть каждое из них.

 


Информация о работе Нравственная воспитанность