Нравственные ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:18, контрольная работа

Описание

В целом слова о нравственных ценностях раскрывают перед вами свод общественных условий, прав, свобод и обязанностей личности, рекомендуемых для воспитания соответствующего гражданского мировоззрения и нравственных устоев. Но от общего важно перейти к частностям и отыскать созвучие каждого шага с ритмом собственного сердца. Раздел о гражданских ценностях рассматривает социальную модель нравственного поведения культурного человека, основанную на историко-культурном опыте жизни людей. За каждым словом и образом вы ощутите, что мир доброй воли является неотъемлемой частью добродетели и тех основ, которые предстают перед нами, выстраивая те принципы, которые становятся правилами жизни, оберегающими спокойствие и сулящие каждому из вас благополучие и успех.

Работа состоит из  1 файл

Нравственные ценности.docx

— 59.58 Кб (Скачать документ)

Одухотворённость  культуры

Принимая  дар духовных подвижников и интеллигенции, общество и культура становятся основой  для воспитания нравственности и  духовного совершенства новых поколений  людей. В этом процессе истоками одухотворённости культуры общества становится целый  ряд нравственных свойств гражданского общества. Как видите, нравственные ценности могут иметь две формы  своего воплощения. Явление нравственного  совершенства в личности – в нашем  мировоззрении, доброй воле, знаниях, вере, правах и обязанностях. И в общественных нормах, правилах, законах и культуре. Как мы уже рассматривали, все  эти процессы переплетены между  собою и непосредственно взаимосвязаны. Поэтому не стоит их разделять, но всё начинается с нашей личности. Утвердив свои нравственные ценности, мы способны принести свой опыт и любовь нашим близким и родным. Только из этого истока рождается одухотворённость мировой культуры и общества.  
 
Из всего сказанного следует, что опорой общества, цивилизации и культуры является человек. Этим зерном становится та особенность, которая выделяет людей в нечто уникальное, представляя некое совершенство бытия. Мы уже говорили об этом. Сей гений – это наш разум, сознание и добрая воля. Именно поэтому основой одухотворённой культуры общества является личность, соблюдающая единство и согласие между всеми составляющими человеческой жизни: здоровьем, законом, наукой, культурой, совестью и верой. Это равновесие мысли и действия становится важнейшим инструментом регулирования бытия, именно в этом мы равны Творчеству и Образу Первопричины и всех Его явлений.  
Все эти великие итоги развития личности, как правило, рождаются из самых простых начальных шагов к совершенству со стороны общества. Впрочем, отдельный человек всегда может обрести самостоятельно духовное совершенство через подвижничество и добрую волю. Но социум не способен сделать этот шаг за одно мгновение. Поэтому проявление духовности в социуме происходит через сохранение обществом культурных ценностей и содействие всеобщему нравственному, культурному, научному, правовому, гуманитарному, физическому воспитанию и образованию людей. Только через всеобщий кропотливый труд мы способны наполнить наш мир духовным потенциалом, способным связать духовный дар добровольцев с иждивенческой и потребительской позицией многих людей. Так культура общества выполняет миссию духовного воспитателя, давая возможность каждому человеку обратить внимание на явление доброй воли.  
Эти размышления приводят нас к логичному выводу о том, что преемственность духовных ценностей общества основывается на пробуждении в людях добровольческой и творческой инициативы, а также на всесторонней поддержке духовного просветительства. Именно это качество важно утвердить в современном образовании, социальной идеологии и политике. Итоги прошлого века не раз наглядно доказывали нам, что ограниченные формой слова культура и знания не способны долгое время удерживать эгоизм и страстность людей в мире и согласии. Без всесторонности нравственного воспитания каждой отдельной личности общество обрекает себя на гибельные последствия, лишая нас будущего. 

 

 

 

Послесловие

Сегодня человечество вновь находится на грани нарушения безопасности своего культурного бытия. Глава «О нравственности»  отражает важнейшие основы жизни  личности, стремящейся к духовному  развитию своего гуманистического естества. Проникнув в мир нравственного  совершенства, мы начинаем понимать, что  любая уступка тёмной стороне  человеческого эгоизма немедленно оборачивается массовой трагедией  кровопролитных столкновений, войн и  революций. Потерянность молодёжи, эгоизм, всеобщая праздность и безразличие  к социальным проблемам общества со стороны властьимущих – это  очень опасный симптом. И сегодня, когда отчётливо видно, что процесс  образования и научных изысканий, правовой практики и производства всё  в большей и большей степени  теряют согласные и мировоззренческие  черты, пришло время сказать слово  о доброй воле и озаботиться проблемой  выживания людей. Многие части этой главы будут использованы мною для  создания «Нравственного кодекса петербуржца», в написании которого в настоящее  время мне посчастливилось принять  участие. Думаю, эта инициатива станет достойным документом, отвечающим высоким  нравственным качествам жителей  града Святого Петра.  
 
Духовность и нравственные ценности сегодня – самые востребованные явления бытия. И всё же им нет места в жизни большинства людей. Нет места, потому что люди не видят их целительной способности помочь нам решить миллионы социальных проблем. Сегодня о социальной ответственности и значимости говорят даже в дошкольных учреждениях. Говорят, пишут, провозглашают и всё же ничего не происходит. Наоборот, с каждым словом о нравственности встаёт ещё большая стена непонимания и отчуждения от политики доброй воли. Словно мы получили прививку от добра и поэтому, чем больше мы в нём нуждаемся, тем сильнее мы протестуем и ненавидим всё то, что говорит нам о духовных основах бытия. Мы – это человечество, извергающее на головы своих детей тонны, гигабайты и часы безнравственной, растлевающей информации. Безразличие – вот главный девиз наших дней, объявший не только общество, но и наше личное самосознание и волю. Сложно помочь сразу всему человечеству. Проще рассмотреть собственную жизнь и помочь хотя бы одному человеку. Пусть это будете – Вы мой уважаемый, читатель, мой единомышленник и соратник в деле нравственного просветительства и явления доброй воли. Начнём с себя, именно этот путь не принесёт никому страданий и насилия, но явит всем надежду на изменение к лучшему, на пробуждение доверия и согласия между людьми.  
 
Хочется сказать ещё несколько слов о тех, кто помог написать эту главу о нравственных ценностях. Вдохновителем, требовательным человеком, считающим нравственность основой своей жизни и не терпящим компромиссов, стал Алексей Дмитриевич Панько. Человек сложной судьбы, смело отстоявший своё право на явление доброй воли и творчества. Не малую долю успеха явления этого нравственного труда принёс мой друг и соратник Владимир Владимирович Залыгин и его отец, ставшие добровольными соредакторами. Я искренне благодарю этих людей за их сердечный труд, ставший сегодня достоянием тысяч людей.  
 
Прочитав эти строки, эту книгу и оторвавшись от неё, помните о том, что добрая воля живёт в каждом из вас, в каждом человеке. Ваша жизнь, образ мысли, дела, прошлое и настоящее – всё это важно для тех, кто ещё не нашёл самих себя, свой путь в мир духовного служения и самореализации. Впрочем, если вы сами ещё плутаете в размышлениях, в научных знаниях, в чужих советах, в замысловатых рекомендациях, в выгодах и желаниях, то попробуйте остановиться, отдышаться и оставить пережитое и взглянуть на свою жизнь по-новому. Доверьтесь вашей доброй воле, тому свету, который горит в вашем сердце и прошлое оставит вас, оно растает словно дурной сон, отпустив вас в духовное, живое настоящее. Друзья, смелее, добро пожаловать в мир Доброй Воли и Свободы!

. Понятие духовного мира личности

 

Духовный мир  личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму  проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека "микрокосмом" - в  отличие от "большого мира" - "космоса", который окружает и самого человека, и населенную человечеством область  вселенной - Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с  другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Итак, что же такое  духовный мир личности?

Начнем со слова "мир". Мыслители прошлого нередко  отождествляли духовный мир с  душой. Представление о душе характеризовалось  как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются  чем-то отличным от тела, хотя с ним  и связанным. Много позже, в новоевропейской  философии, термин "душа" стал употребляться  для обозначения внутреннего  мира человека, его самосознания.

Сущность духовного  мира человека определяли и словом "дух" как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло  понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание  новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим  ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.

Некоторые исследователи  характеризуют духовность как нравственно  сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует  и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.

Основа духовной жизни - сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление  о том, что удалено от него в  пространстве и во времени, оно переносит  человека на другие континенты и в  глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения  в жизнь.

Духовный мир  личности означает обладание важными  личностными качествами: стремлением  к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек  осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления  своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни  личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или  разочарования. Человеку свойственно  стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно  менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость национальной и  мировой культуры и культуры отдельной  личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем  богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически  неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение  к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности - готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

 

2. Процесс становления духовного  мира личности

 

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знаниях  о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание - фундамент духовной жизни личности.

Для раскрытия духовного  мира личности необходимо, прежде всего, остановиться на процессе становления  индивидуального сознания, структура  и содержание которого являются той  основой, фундаментом, на котором формируется  духовный мир личности. При раскрытии  духовного мира личности, акцент делается на особенностях реализации личностью  своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей  сущности.

Процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания выступают как способ существования сознания, а также  как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания приобретаются двумя основными  путями.

Первый из них - это  приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень  приобретения знаний является, с одной  стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой - это относительно самостоятельный  уровень приобретения знаний.

Второй путь приобретения знаний - усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык - это, прежде всего, средство общения человеческого  опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством  общения между людьми и средством  активного воздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает  выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.

На основе знаний, врожденных и приобретенных формируется  способность человека к самостоятельному логическому мышлению - ум. Эта способность  не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению  в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной  оценке действительности, творчеству. Формирование ума - важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом (слово латинского происхождения, означает "познание, понимание, рассудок"). Однако знания и ум превращаются в  личностные характеристики тогда, когда  человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение  к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального  сознания, которая в то же время  выступает и как характерная  черта духовного мира личности, приобретает  относительную самостоятельность - это "рассудок". Важной особенностью рассудка является то, что здесь  знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную  окраску, выражающую личностное отношение  человека к действительности.

Важную роль в  формировании духовного мира личности играет то факт, что общество и индивиды осуществляют свою жизнедеятельность  в системе объективных условий, которые складываются независимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действию объективных  законов природы и общества. Поэтому  люди для обеспечения своей жизни  вынуждены согласовывать свою деятельность с законами развития природы, общества, мышления, учитывать результаты воздействия  своей сознательной деятельности на окружающий мир и на самих себя. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира, которая  называется "разум" - более высокая  ступень освоения человеком окружающей действительности. Поэтому разумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности  человека, начиная с проблем непосредственной индивидуальной жизни и кончая глобальными  проблемами, которые ставит жизнь  перед индивидом и всем человечеством. Иными словами, разум включает в  себя заботу человека о будущем.

Информация о работе Нравственные ценности