Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:18, контрольная работа
В целом слова о нравственных ценностях раскрывают перед вами свод общественных условий, прав, свобод и обязанностей личности, рекомендуемых для воспитания соответствующего гражданского мировоззрения и нравственных устоев. Но от общего важно перейти к частностям и отыскать созвучие каждого шага с ритмом собственного сердца. Раздел о гражданских ценностях рассматривает социальную модель нравственного поведения культурного человека, основанную на историко-культурном опыте жизни людей. За каждым словом и образом вы ощутите, что мир доброй воли является неотъемлемой частью добродетели и тех основ, которые предстают перед нами, выстраивая те принципы, которые становятся правилами жизни, оберегающими спокойствие и сулящие каждому из вас благополучие и успех.
Таким образом, знание,
ум, рассудок и разум представляют
собой взаимные стороны единого
целого - духовного мира личности, характеризуя
его с точки зрения содержания
и значения для жизнедеятельности
личности. Все эти стороны
Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной "цвет", выражают отношение человека к ним.
В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные "маяки", которые не являются продуктом деятельности лишь того человека, который "носит" их в себе, а, как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.
Ценности - это то,
что дорого людям, что делает жизнь
человека более осмысленной, позволяет
разбираться в явлениях окружающего
мира, ориентироваться в нем. Ценность
вырастает из идеалов личности, представляют
собой предмет устремлений
Совокупность ряда лучших, благородных, личностных качеств индивида характеризуется понятием интеллигентность (в переводе с лат. - понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можно отнести: следование велениям совести и обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность, исключающую проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; терпимость к инакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точку зрения; способность к состраданию.
Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями.
В процессе жизнедеятельности у человека происходит непрерывное накопление, расширение и углубление знаний об окружающем мире, происходит не только отбор необходимых знаний, но и жизненных установок, определяющих характер осознания личностью своего места в мире и отношения к нему. Эти особенности духовного мира находят свое выражение в вере и убеждениях.
Вера - это чувственно-эмоциональное состояние психики, которое характеризуется следующими основными чертами.
Одной из главных
черт является способность воспринимать
знания как истинные, безотносительно
к тому, являются они действительно
истинными или ложными. Так, человек
может поверить в ложь, приняв ее
за истинное знание. В то же время, если
истинное знание вызывает сомнение в
своей истинности или признается
как ложное, вера отсутствует. Вторым
признаком веры следует считать
то, что в ней знания, принятые
как истинные, становятся для личности
способом видения, понимания явлений
действительности. На основе этих знаний
человек определяет свое отношение
к действительности, к другим людям,
к собственной
Все эти признаки взаимосвязаны. Их выделение целесообразно только с точки зрения более полного раскрытия содержания веры как особого феномена духовного мира и его роли в жизнедеятельности личности
Убеждение, как и
вера, характеризуется признанием истинности
воспринимаемых знаний, которые становятся
способом понимания человеком явлений
действительности, руководством к действию.
Отличается убеждение от веры, прежде
всего, тем что истинность воспринимаемых
знаний подтверждается непосредственно
практикой жизни, достаточной логической
аргументацией, опирающейся на конкретные
факты и теоретические
Вера и убеждение играют важную роль в формировании мировоззрения личности. Под мировоззрением понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.
Роль мировоззрения
в жизнедеятельности человека огромна,
без него невозможно осуществление
целеполагающей деятельности. Человек
вообще невозможен без мировоззрения,
пусть самого примитивного. Исходя
из мировоззрения человек
Эта роль проявляется
в трех основных аспектах: во-первых,
они представляют собой предпосылки
формирования мировоззрения. Без веры
и убеждений мировоззрение, как
целостное выражение духовного
мира, практически невозможно; во-вторых,
вера и убеждение представляют собой
формы проявления, функционирования
мировоззрения. Причем мировоззрение
может формироваться
Носителями того
или иного мировоззрения
Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное (или
житейское), которое опирается на
личный опыт и формируется
под влиянием жизненных
2) религиозное, в
основе которого лежат
3) научное, которое
опирается на достижения
4) гуманистическое,
объединяющее лучшие стороны
научного мировоззрения с
Мировоззрение формируется
на основе всех структурных элементов
духовного мира личности и всего
содержания общественного сознания,
но не сводится к их сумме. Оно приобретает
в духовном мире относительную
Сердцевину мировоззрения составляет понимание человеком целей и смысла жизни, ориентирует его на деятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижению счастья, под которым следует понимать чувственно-эмоциональное состояние удовлетворенности от реализации или стремления к реализации понимаемых человеком целей и смысла жизни. Счастлив может быть каждый человек, безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровень интеллектуального развития, независимо от возраста, мировоззренческих установок, т.к достижение человеком счастья зависит, прежде всего, от того, в чем он видит смысл своего бытия.
Проходя проверку жизненным
опытом, мировоззрение трансформируется
в жизненную позицию личности.
Жизненная позиция представляет
собой основанную на мировоззренческих
установках и на жизненном опыте
готовность к действию. Позиция может
быть активной и пассивной. Реализация
жизненной позиции в
Сферой и способом реализации духовного мира личности, мировоззренческих установок и жизненной позиции является социальная активность. Социальная активность - способ самореализации личностью понимаемых ею целей и смысла жизни. Социальная активность - это также показатель степени социальной зрелости личности, ее гражданственности.
Человечество перешагнуло порог нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут некие неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или активно созидать добро.
Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? Каким станет наше Отечество через несколько лет? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей.
Современное общество предоставляет человеку широкий выбор сфер приложения своих сил, найти свое место в мире, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как личность.
Заключение
В заключение следует сказать, что духовный мир личности - это сложная система, элементы которой:
духовные потребности
в познавании окружающего мира, в
самовыражении средствами культуры,
искусства, других форм деятельности,
в пользовании достижениями культуры
и др. Духовная культура выступает
необходимым условием существования,
как всего общества, так и для
формирования личности и его внутреннего
мира. Каждый человек располагает
громадным потенциалом к
знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
способности к тем или иным формам социальной деятельности;
чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
цели, которые он сознательно ставит перед собой
важным элементом духовного мира человека является - мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.
Таким образом, духовный мир личности, будучи неразрывно связанным с духовной жизнью общества, характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, что и позволяет определить ее место и роль в жизнедеятельности общества.