Образ «Я» в сознании подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание

Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения.
Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками; требуют верности, но часто меняют друзей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……………..3
Глава 1. Теоретическое изучение становления и развития образа «Я» в подростковом возрасте……………………………………………………………6
1.1 История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков…………………………………………………………………………6
1.2 Условия и особенности построения адекватного образа «Я» у подростков………………………………………………………………………....9
Глава 2. Современная Я-концепция…………………………………………….12
2.1 Чувство взрослости………………………………………………………….12
2.2 Развитие «Я-концепции»…………………………………………………...14
2.3. Образ «Я»……………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

ВЕДЕНИЕ.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

  СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……………..3

Глава 1. Теоретическое изучение становления  и развития образа «Я» в подростковом возрасте……………………………………………………………6

1.1 История  изучения самосознания и становления  образа «Я» у подростков…………………………………………………………………………6

1.2 Условия  и особенности построения адекватного  образа «Я» у подростков………………………………………………………………………....9

Глава 2. Современная Я-концепция…………………………………………….12

2.1 Чувство взрослости………………………………………………………….12

2.2 Развитие  «Я-концепции»…………………………………………………...14

2.3. Образ  «Я»……………………………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  литературы………………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВЕДЕНИЕ

       Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения.

       Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками; требуют верности, но часто меняют друзей.

       В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.

       А результаты этой “гонки на выживание “ уже  давно дают о себе знать: разгул преступности, безудержный рост наркомании, повседневная бессмысленная жестокость- вот далеко не полный перечень отличительных особенностей нашего времени. Но самое страшное – это то, что в каждом третьем случае главными участниками событий становятся 13-18 летние.” Нарастающая волна преступности среди подростков, причем в насильственных формах, - факт уже официальной статистики… Как свидетельствуют криминологи, нынешние преступления несовершеннолетних все чаще приобретают характер звериной жестокости и изощренного глумления над жертвой…” [4,4]

       Поскольку в подростковом возрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с одной стороны, позволяет проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами, познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде даёт ключ к раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. Не случайно с изучением подросткового возраста связан целый комплекс проблем разного уровня, характера и содержания.

      В подростковом возрасте последовательно  появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

      Я -концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я -концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.  

        …У  подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. …

  И.Ю.Кулагина

     Объектом  нашего исследования являются подростки (12-13 лет).

     Предметом выступают структурные компоненты самосознания в подростковом возрасте (то есть соотношение образов «Я»  и взрослого).

     Исходя  из вышесказанного можно определить цель работы: выявить соотношение элементов самосознания, на их основе представить целостную характеристику образа «Я» подростка.

     Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:

     1) Изучить теоретические данные  по данной теме;

     2) Дать общий качественно-количественный анализ особенностей самосознания подростка (включающий в себя определения компонентов образа «Я»); 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретическое изучение становления  и развития образа «Я» в подростковом возрасте

     1.1 История изучения самосознания  и становления образа «Я» у подростков

     В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствие получил  название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш .Бюлер, Л.С. Выготский,                           Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие.

     В период 30-40-х годов в центре повышенного  внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее участие  в изучении данного вопроса принимали  не только отечественные психологи  и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

     Стенли  Холл в 1904-м году опубликовал свое первое исследование по отрочеству, в  котором впервые описал амбивалентность  и парадоксальность подростка, выделив  ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. Содержание подросткового периода Стенли Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человечество приобретает «чувство индивидуальности». Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первым предложил концепцию, объясняющих данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления Стенли Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста, и сегодня представляют ядро психологии подросткового возраста.

     Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности  подросткового возраста и отметил  новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как такой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

     Самосознание  можно определить как образ себя и отношение к себе. В зарубежной литературе мы чаще встречаем термин «Я - концепция», обозначающий «совокупность всех представлений индивида о себе» (М Кун, М. Розенберг и др.).

     Самосознание  выполняет следующие функции: мотивационную; функцию целеполагания; детерминирует  отношение к окружающему миру; определяет развитие тех или иных личностных черт, узаконивая их или возводя в статус желаемых; функция самоконтроля; является основанием для приобщения субъекта к тем или иным людям, группе лиц.

     Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский  психиатр Зигмунд Фрейд – не создал систематической теории, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностей развития юношеской личности. Его идеи были развиты многочисленными последователями.

     Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и  юношеского возраста особенно, был  американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека по Эриксону, связывается  из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками [13; 211]. Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, в меру того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:

     - Самосознание временной протяженности  собственного «Я», включающая  детское прошлое и определяющая  для себя проекцию в будущее. 

      - Осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе.

      - Обеспечение системы выборов,  которая обеспечивает целостность  личности (выбор профессии, половой  поляризации, идеологических установок).

     К. Роджерс предложил теорию личностно-центрированного консультирования, в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания. Он отмечал, что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса. Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации (стремление развития своих способностей с целью поддержания самого себя и расширения границ своего «Я»). Личностно- центрированная теория различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей - это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я».

     Видные  русские психологи А. Галич, А. Потебня, И.М. Сеченов и другие рассматривали  развитие самосознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание  человеком своей ближайшей среды  и осознание им самого себя осуществляется им в одно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я».

     Не  смотря на то, что начало в исследовании подросткового возраста и его  значение в становлении самосознания бывшего ребенка было заложено давно (более 80-ти лет назад), в психологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представлены важнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Но все же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о самосознании. 

     1.2 Условия и особенности построения  адекватного образа «Я» у подростков 

     Под адекватностью образа «Я» подразумеваются точность и полнота понимания собственной личности и личности другого человека.

     Выявлено, что, чем лучше подростки понимают себя, тем лучше, в общей сложности, они понимают и другого человека. Однако, тех одноклассников, которых  подростки выбирали как сверстников, к которым они относятся хорошо, они понимают лучше, чем тех, к которым высказывали отрицательное отношение. И в том и в другом случае на адекватность образа Я и образа сверстника влияют как эмоциональный, так и мотивационный компоненты. Исключение из анализа одного из них приводит к искаженной реконструкции картины условий, при которых понимание себя и понимание другого человека происходит наиболее полно и адекватно.

     На  адекватность образа «Я» прежде всего  влияет самоуважение и отсутствие внутренней конфликтности, которые находятся между собой в обратной корреляционной связи. То есть, наиболее хорошо разбираются в собственной личности те подростки, у которых наличествует высокое самоуважение при низкой конфликтности и наименее хорошо понимают себя подростки, у которых отсутствует уважение к себе, при высоком негативном фоне по отношению к себе и внутренней конфликтности. Интерес к познанию себя с адекватностью самопонимания непосредственно не связан, однако он оказывает опосредованное влияние через самоотношение. При прочих равных условиях (уровень самоуважения и внутренней конфликтности) наличие интереса повышает адекватность самопонимания, а при его отсутствии - адекватность образа «Я» ниже.

Информация о работе Образ «Я» в сознании подростка