Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:03, курсовая работа
Духовный мир относительно независим от остальных пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку влияние природных, экономических и других изменений жизни на него опосредованное.
Эти пространства для человека внешние. Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
автономное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Южный федеральный университет»
Факультет психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Образная сфера личности»
Исполнил:
Студентка 3-го курса
2-ой группы ОЗО
Астахова Вероника Алексеевна
Проверил:
Кара Жанна Юрьевна,
канд. психол. наук, доцент кафедры
общей психологии и психологии развития
Ростов-на-Дону
2012г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Духовный мир относительно независим от остальных пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку влияние природных, экономических и других изменений жизни на него опосредованное.
Эти пространства для человека внешние.
Внутреннее пространство личности существует,
поскольку человек наделен
Таким образом, образная сфера личности как внутреннее пространство представляет особый интерес для исследования.
Образная сфера человека - это многомерная, многоуровневая, динамическая система, которая, за счет возможности воссоздания непрерывного опосредованного мысленного контакта с реальностью обеспечивает процессы психического отражение и регулирование, и рассматривается как важнейший компонент индивидуального сознания. Каждый «элемент-образ», в комбинации с другими выполняет специфические функции, в соответствии с текущей жизненной ситуацией
Целью работы является исследование образной сферы личности, в том числе ее когнитивные аспекты: воображение, восприятие, представление и память.
В соответствии с целью курсовой работы, можно предопределить основные задачи исследования:
- дать общую характеристику образной сферы личности;
- определить когнитивные аспекты образной сферы: воображение, восприятие, представление и память;
- исследовать индивидуальные особенности в образной сфере человека.
Объектом исследования являются научно - психологические аспекты образной сферы личности.
Предметом исследования выступает образная сфера личности. Работа состоит из трех параграфов.
1. ОНТОЛОГИЯ ОБРАЗНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
Существование психического образа в определенных взаимосвязанных формах (в общественно выработанных формах поведения, деятельности, знаковых системах, в наглядно - чувственном образе) объясняет как единство отражающей и регулирующей его функций, так и факт отражения в образе значения объекта.
Образ не существует и вне отношения - оценки субъекта отражения (как личности) к объекту (личностный смысл). Подобная «личностная привязка» проявляет себя на любом уровне психического образа, особенно на уровне мировоззрения. Чувственная ткань, значение, личностный смысл как компоненты индивидуального сознания исполняют роль связующего звена между психологией познавательных процессов и психологией личности [5, с. 107].
Тесное взаимодействие в самой основе психического отражения наглядно-образного и личностного указывает на необходимость специальной разработки проблемы образного отражения мира конкретной личностью, в частности изучение образных явлений в структуре личности. Только на этом пути возможно объяснение того, как, почему, для чего в сознании конкретной взаимодействующей с миром личности возникает образ определенного вида и содержания. «Персонификация» образной сферы является следствием системного изучения психического образа, его многомерности и многоуровневости.
С другой стороны, более пристальное внимание психологии личности к образной проблематике представляется не менее ценным, и, хотя связь личностных особенностей с характеристиками различных образных явлений очевидна и имплицитно присутствует во многих областях психологического знания, мы имеем недостаток исследований, рассматривающих ее прицельно. Остановимся на некоторых аспектах проблемы.
Отечественный психолог Гостев А.А. говорит, что «для дальнейшего исследования многообразия форм и уровней психического отражения и регулирования, их потенциальных возможностей актуально более глубокое изучение множества основных классов вторичных образов-представлений, совокупность которых может рассматриваться… как образная сфера… человека. Образная сфера человека объединяет различные виды «внутренних психических образов», вторичных по отношению к образам непосредственного восприятия, и имеющих свои особенности и «удельный вес» в целом».
Образная сфера человека, по мнению Гостева А. А. рассматривается «как некое целостное образование, в котором вторичные образы различных классов и уровней представляют собой элементы особой структуры, имеющей свою систему функций, логику развития».
Образная сфера человека - «многомерная, многоуровневая, динамическая система, которая, за счет возможности воссоздания непрерывного опосредованного мысленного контакта с реальностью (внешнего мира и самого субъекта) обеспечивает процессы психического отражение и регулирование, и рассматривается как важнейший компонент индивидуального сознания. Каждый «элемент-образ», в комбинации с другими выполняет специфические функции, в соответствии с текущей жизненной ситуацией» [13 с. 237].
Понятие образной сферы личности, по мнению Гостева, есть ни что иное, «совокупность основных классов вторичных образов, включая и потенциальные их виды, на основе такого объединяющего признака как переживание образа. Каждый вид мысленного образа на фоне общей полифункциональности образной сферы личности призван осуществлять свою преимущественную функцию как компонент текущего потока актуального сознания различного состояния сознания». Но следует отметить, что все же возможен вариант системного описания образной сферы личности: множество, классов образов описано кольцевой структурой, упорядоченной по условным уровням активации сознания.
Образная сфера личности является эффективным средством глубинного контакта субъекта с многоплановыми реалиями внутреннего мира - трансляционная макрофункция образной сферы личности. Трансляционная макрофункция образной сферы личности акцентирует момент глубинного контакта познающего субъекта со своим внутренним миром, причем с его наиболее скрытыми областями, в том числе с духовным (и духовно-религиозным) измерением человеческого бытия [18 с. 33].
Существующие в плане
духовно-религиозных
Узловые моменты в построении многомерного описания характеристик образной сферы личности связаны с нахождением [10 с. 187]:
а) оптимального набора исходных измерений вторичного образа,
б) минимально достаточного набора характеристик интегральных, определяемых методами субъективного оценивания,
в) соотношением первых и вторых.
Важным шагом в раскрытии значения феноменологического изучения образов является исследование индивидуальных особенностей образной сферы личности.
Анализ ряд актуальных теоретических и практических проблем использования образной сферы личности в психологической коррекции позволил предложить гипотетические трехуровневые рамки прикладной значимости работы с образами на разных уровнях личностного и духовного развития. В частности, поставлена проблема «научной ассимиляции» культурно-исторического духовного контекста, в частности, преодоления методологического раскола между использованием образной сферы личности в психотерапии и психокоррекции и духовно-религиозным метаконтекстом святоотеческой традиции (серьезно заостряющей внимание на осмыслении «полете человеческой фантазии»). [13 с. 197].
2. КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗНОЙ
СФЕРЫ: ВООБРАЖЕНИЕ,
Когнитивность («познание, изучение, осознание») - психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение [6 c. 109].
Понятие «когнитивные аспекты» часто применяют к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Когнитивные аспекты, являются неотъемлемой частью образной сферы личности.
Воображение – это:
1) представление, лишенное
реального предмета, или необоснованное
предположение; равным, образом деятельность,
порождающая такое
2) воображение как
признак собственной
Воображение (фантазия) - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте (иначе говоря, путем обработки информации, считанной из памяти) [11 с. 100].
Различают воображение активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). Крайнее проявление непроизвольного воображения - сновидения. В бодрствующем состоянии деятельность воображения может иметь различные степени произвольности. Активное воображение - последовательность фантазий, вызванных намеренной концентрацией. Метод активного воображения - метод разработки фантазии путем наблюдения за последующим развитием фантазии, которое дополняет фрагмент сна естественным путем. Получающаяся последовательность фантазий открывает бессознательное и раскрепощает материал, богатый архетипическими образами и ассоциациями.
Метод активного воображения не совсем безопасен, так как может увести пациента слишком далеко от реальности.
Принятое разделение воображения на активное и пассивное видится как бы с точки зрения сознания. Продукты «пассивного» воображения на самом деле являются результатами активной работы бессознательного или сверхсознательного; в это время сознание остается пассивным или отстраненным контролером.
Освоение эффективного сочетания активного и пассивного воображения, иными словами, согласованной работы сознания, бессознательного и сверхсознательного, является очень важным и очень тонким моментом в практиках медитации и осознанного сновидения. Обычно сознание задает тему или исходное представление и затем, занимает позицию «наблюдателя». Всю дальнейшую работу воображения выполняют бессознательное и сверхсознательно, а «наблюдатель» лишь воспринимает информацию («смотрит кино») и удерживает внимание, концентрацию на заданной теме [15 с. 147].
Восприятие - в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. Если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности. Рецептивность (лат.) - восприимчивость, а также и само состояние восприятия.
Согласно Канту, рецептивность - способность получать представления благодаря воздействию на нас предмета.
Восприятие пространства - восприятие пространственного расстояния на поверхности собственного тела при помощи осязания. Это не дает восприятия собственно пустого пространства, напротив, мы можем мысленно продолжить координаты предмета (а также, напр., нашего тела) за пределы его самого и, т.о., достигнуть представления о пространстве [5 с. 17].
Это пространство обычно имеет евклидову структуру, устойчивость которой, с одной стороны, осуществляется стабильностью поля восприятия, а с другой - обеспечивается мышечной системой.