Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:03, курсовая работа
Духовный мир относительно независим от остальных пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку влияние природных, экономических и других изменений жизни на него опосредованное.
Эти пространства для человека внешние. Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание.
От наглядно воспринимаемого пространства, наполненного предметами (окружающее пространство), на эту систему действуют непрерывные силы, которые совпадают с нормальным распределением тонусов по всей мускулатуре и с соответствующими состояниями или возбуждениями в психофизическом уровне.
При известных заболеваниях мозга, которые имеют своим следствием лабильность или асимметрию мышечного тонуса, наступают смещения структуры окружающего пространства и отклонения от евклидовой структуры.
Представление - предмет мышления,
чувствования, волнения, фантазии или
мечтания, когда он целиком является
наглядным, когда индивиду удается
как бы поставить его перед
собой как нечто
В узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует.
Большинство представлений - представления прошлого. Но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т.п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления).
Самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы.
Представления и установки - существенные элементы мышления.
Также представление можно
Миллионы лет человек жил в условиях дикой пpиpоды. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Hенyжное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора y человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь y дошкольников.
Пользyясь обpазной памятью, человек воспpоизводит воспpинимаемое им не словами, а обpазами, т.е. пpодолжает их видеть и yже pаботает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. «Hy допyстим, - скажyт скептики, - хоpошая вещь ваша обpазная память. Hо она pазвита и y животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти - абстpактной, словесной. В совсем иных yсловиях. В словах можно выpазить все то же и многое дpyгое, чего не пеpедашь в обpазах конкpетного миpа. Как пеpедать без слов сложнейшие философские, моpальные и дpyгие категоpии? Зачем воpошить в человеке ожившее звеpиное, когда есть целая наyка о словесной памяти мнемотехника?» [12 с. 67].
Hy что можно на это ответить? Дpевние говоpили: «Мысль изpеченная есть ложь.» Каждомy знакомо состояние озаpения, когда кажется, что понимаешь все до таких глyбин..., твоей мысли достyпно все..., такая pезкость и ясность вообpажения... И как бледно и тyскло выглядит все это, когда пеpеводишь в слова. Вообpазить вилкy легко, а попpобyй описать ее словами. Пpостота тyт кажyщаяся. Сначала надо воспpинять, потом понять, потом - подобpать слова. Hе всякий способен хоpошо описать что-либо, но в вообpажении все гениальны.
Сны всем снятся, а это ведь внyтpеннее пpоизведение искyсства. А yже к описанию надо подбиpать мнемотехнические опоpы, котоpые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтомy мнемонисты внедpяют элементы обpазной памяти, говоpя, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный кpyг. Чтобы yлyчшать память - надо все вpемя специально yчиться и тpениpоваться: для того, чтобы учиться - нyжна память. Учтите, что вся эта нагpyзка падает на тpи пpоцента мозга. Стоит ли yдивляться, что yже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией - большей частью ненyжной - и возможность запоминать новое pезко падает. А вместе с ней уходят уже бесполезные без памяти способности. Человек пpекpащает учиться. А безделье добивает даже то, что у него оставалось [8 с. 171].
Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем yпомянyтого ранее озарения, переводимого не в малый кpyг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окpyжающий миp. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как станицы в книгy. Они сохpаняются столько, сколько необходимо. Когда нyжно, они встают пеpед мысленным взоpом. А pаз так, то наше абстpактное мышление свободно и может делать с пеpелистываемыми обpазами что yгодно: использовать пpи сдаче экзаменов, вносить попpавки в схемy, додyмывать любые недостающие детали. Запоминаемые обpазы пеpед глазами, а пеpевести их можно в любой язык: pyсский, английский, немецкий, фоpмyлы, символы и т.д.
3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕКА
Воображение является чрезвычайно
существенным проявлением личности.
Воображение различается у
Прежде всего, индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов, новизне, оригинальности, точности. У некоторых людей образы воображения настолько яркие, отчетливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. Л.Бетховен настолько ярко и точно представлял звучание музыки, что, будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведения. Л. Н. Толстой признавался, что путал события, факты, увиденные лица с теми, что создало его воображение.
Яркость, сила воображения
также в значительной степени
обусловлены эмоциональной
Воображение человека выступает
как отражение свойств
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышлении человека.
У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, художественный тип мышления физиологически связан с доминированием правого полушария головного мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями. Это люди с доминирующим левым полушарием мозга.
Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта[10 c. 107].
Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержанию.
Индивидуальной
Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы.
В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип сенсорности, которой по преимуществу оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.).
Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса.
Воображение также определяется областью профессиональной деятельности человека и доминирующими потребностями.
Вторжение субъективного
фактора в область
Среди всего разнообразия различий в образной сфере можно выделить несколько основных направлений.
Доминирование образов определенной модальности. Вряд ли можно всерьез говорить о выделении специальных типов образности на основе отдельной модальности, однако об индивидуальной вероятности формирования образов определенной модальности свидетельствуют данные, представленные нами в виде таблицы.
Таблица - Индивидуальная вероятность преобладания образов конкретной модальности
% людей |
преобладающие образы |
% людей |
преобладающие образы |
97 |
зрительные |
67 |
вкусовые |
93 |
слуховые |
66 |
обонятельные |
75 |
кинестетические |
54 |
болевые |
70 |
тактильные |
43 |
температурные |
Несмотря на отпущенное природой значительное число модальностей, определяющих способ получения информации человеком и являющихся основой продуцирования образов, хорошо исследовано три типа последних - осязательные (тактильно-кинестетические), зрительные и вербальные (аудиомоторные) [16 с. 267].
Противопоставление «осязание - зрение» вполне понятно, учитывая фундаментальную разницу в контактно-физическом и пространственно - символическом способах манипулирования информацией. Однако данные о различиях, обусловленных предпочтением в использовании тактильных или зрительных образов, остаются пока в сфере гипотез, хотя в нашем распоряжении уже имеется солидная база в виде общепсихологических исследований феномена осязания (в этой связи можно также упомянуть и об известной психотерапевтической методике, разработанной на основе метода нейролингвистического программирования).
Более удачной - в смысле содержательной интерпретации - оказалась следующая дихотомия, условно обозначаемая в типологическом аспекте как «визуализаторы» - «вербализаторы».
Так, «визуализаторы» кодируют информацию буквально, а «вербализаторы» используют различные формы символически-смыслового кодирования, вербализуя материал любого типа. Также отмечается большая склонность женщин к «визуализации», что некоторые авторы связывают с различиями в активности полушарий мозга и следующими отсюда различиями в познавательных стратегиях [16 с. 147].
Контролируемость (мысленное оперирование) образами. Различия связаны с вызывающими трудности при воспоминании элементами образа - одни с трудом вспоминают движущиеся сцены и объекты, другие испытывают сложности в воспроизведении цвета.
Различия обнаруживаются в яркости - четкости образов, в легкости и скорости их формирования, изменения и разрушения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав тему курсовой работы, можем выделить следующие выводы.
Онтология образной сферы личности объединяет различные виды внутренних психических образов, вторичных по отношению к образам непосредственного восприятия. Образная сфера личности рассматривается как некое целостное образование, в котором вторичные образы различных классов и уровней представляют собой элементы особой структуры, имеющей свою систему функций, логику развития.
Понятие образной сферы личности описывает совокупность основных классов вторичных образов, включая и потенциальные их виды, на основе такого объединяющего признака как переживание образа.
Каждый вид мысленного образа призван осуществлять свою преимущественную функцию как компонент текущего потока актуального сознания различного состояния сознания. Возможен вариант системного описания образной сферы личности: множество, классов образов описано кольцевой структурой, упорядоченной по условным уровням активации сознания.
Образная сфера личности является эффективным средством глубинного контакта субъекта с многоплановыми реалиями внутреннего мира - трансляционная макрофункция образной сферы личности. Трансляционная макрофункция образной сферы личности акцентирует момент глубинного контакта познающего субъекта со своим внутренним миром, причем с его наиболее скрытыми областями, в том числе с духовным (и духовно-религиозным) измерением человеческого бытия.