Общая характеристика характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для них существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

Работа состоит из  1 файл

кр психология.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)
  1. Понятие характер.

   Характер –  это совокупность устойчивых  черт личности, определяющих отношение  человека к людям, к выполняемой  работе. Характер проявляется в  деятельности и общении и включает  в себя то, что придает поведению  человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

   Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для них существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

   В общении с  людьми характер человека проявляется  в манере поведения, в способах  реагирования на действия и  поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

   Характер человека  – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиции действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле – это тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

   В своем формировании, развитии и функционировании  характер человека тесным образом  связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

   Существует разделение  черт личности человека на  мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют  деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. как средство достижения поставленной цели.

   Перечислим основные  черты личности, которые входят  в состав характера человека. Во – первых, это те свойства личности которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявляться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во – вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В – третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия – интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и другие.

   Вывод: характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения.

 

 

  1. Структура характера.

   Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

   Структура характера обнаруживается  в закономерной зависимости между  отдельными его чертами. Если  человек труслив есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасность неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться  «белой вороной»), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности («беликовское» - по А. П. Чехову – «как бы чего не вышло») и т. д. Разумеется, не всякий человек у которого в характере доминирует трусость, продемонстрирует структуру характера, подобную охарактеризованной выше, включая все перечисленные черты. В разных жизненных обстоятельствах она может быть существенно преобразована и даже может включить качества, казалось бы противоположного доминирующему (к примеру, трус может быть наглым), однако общая тенденция к проявлению именно такого комплекса качеств характера для трусливого человека будет преобладать.

   Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более ценные характеры и более противоречивые. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характера выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.

   Цельность характера не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора с ответственностью.

   Черты характера не могут  быть отождествлены с убеждениями,  взглядами на жизнь и другими  особенностями и направленности личности. Один добродушный и веселый человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой – тоже добродушный и веселый – но при этом не брезгующий никакими, в том числе и нечистоплотными, поступками для достижения своих целей.

   Вывод: характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование характера.

   В какой степени  характер человека стабилен? Некоторые  черты характера, которые являются  устойчивыми в течение всей  жизни человека, обнаруживаются  уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это  значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

   Основную роль  в формировании и развитии  характера ребенка играет его  общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках  и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражение и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.

   Сензитивным периодом  жизни для становления характера  можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются со сверстниками, открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

   Стиль общения  взрослых друг с другом на  глазах у ребенка, способ обращения  с ним самим весьма важны  для становления характера. Особенно  это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действует мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

   Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.

   Те свойства характера,  которые наиболее ярко проявляют  «я», в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность,  настойчивость, другие «деловые» качества, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном возрасте. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку.

   В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых – учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

   В подростковом  возрасте активно развиваются  и закрепляются волевые черты  характера, а ранняя юность  закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

   К окончанию  школы характер человека можно  считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

   Вывод: характер не является врожденным. Врожденными могут быть только задатки, которые зависят от особенностей нервной системы. Характер же формируется в процессе жизни и деятельности человека как члена определенного общества.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          4. Акцентуации характера.

   Число черт  характера, которые зафиксированы  человеческим опытом и нашли  обозначение в языке, чрезвычайно  велико и во всяком случае  превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание  варьируемых черт характера нецелесообразно, к тому же четкая классификационная схема в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

   Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, психопатологии (патология характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и практически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейся некоторой коррекции), но сведение ее патологии неправомерно.

   Классификация  типов акцентуации характера  представляет значительную сложность  и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов (К. Леонгард, А. Личко). Однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Это дает возможность дать перечень акцентуации, заимствуя наиболее удачные термины из обоих классификационных схем и при этом намеренно избегая прямых аналогий психоартрической терминологией, ввиду того что рассмотрение акцентуации характера предполагает привлечение внимания педагога, а не психиатра, хотя история постановки проблемы акцентуирования восходит к психиатрии и психоневрологии.

   Выделяются следующие  важнейшие типы акцентуации характера:  интровертный тип характера, для  которого свойственна замкнутость,  затрудненность в общении и  налаживании контактов с окружающими,  уход в себя; экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Информация о работе Общая характеристика характера