Основные особенности
неврастенической акцентуации характера
подростка – преобладающее дурное
самочувствие, раздражительность, повышенная
утомляемость, мнительность. Раздражение
против окружающих и жалость к себе самому может
привести к кратковременным вспышкам
гнева, однако быстрая истощаемость нервной
системы скоро гасит гнев и способствует
умиротворению, раскаянию, слезам.
Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость,
застенчивость. Сензитивные подростки
избегают включатся в большие и тем более
новые компании, не участвуют в шалостях
и рискованных предприятиях сверстников,
предпочитают играть с маленькими детьми.
Они боятся контрольных работ, зачастую
стесняются отвечать перед классом, опасаясь
вызвать ошибкой смех или слишком хорошим
ответом зависть одноклассников.
Демонстрационному
типу акцентуации характера присущ
эгоцентризм, потребность в постоянном
внимании своей особе, восхищении
и сочувствии. Лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность
поведения (вплоть до инсценировок самоубийства)
– все это определяется стремлением любыми
средствами выделиться среди сверстников.
При правильно
поставленной воспитательной работе
возможно блокирование проявлений акцентуации характера. Педагоги
и родители, зная «точки наименьшего сопротивления»
в характере ребенка или подростка, стремятся
не допустить, чтобы стрессогенные ситуации
болезненно задевали уязвимые места его
характера.
Вывод: поскольку акцентуации
характера граничат с соответствующими
видами психопатических расстройств,
их типология базируется на детально разработанной
классификации подобных расстройств в
психиатрии, отражая, тем не менее и свойство
характера психически здорового человека,
большинство акцентуаций характера оформляется
к подростковому возрасту и нередко наиболее
ярко проявляется и именно в нем. Акцентуация
характера при воздействии неблагоприятных
условий может привести к патологическим
нарушениям и изменениям поведения личности,
к психопатии. Важно своевременно заметить
и не допустить развития проблемы.
- Взаимосвязь темперамента и характера.
Характер
нередко сравнивают с темпераментом,
а в некоторых случаях и
подменяют эти понятия друг другом.
В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения
характера и темперамента можно выделить
четыре основных:
- отождествление
характера и темперамента (Э. Кречмер,
А. Ружицкий);
- противопоставление
характера и темперамента, подчеркивание
антагонизма между ними (П. Викторов,
В. Вирениус);
- признание
темперамента элементом характера,
его ядром, неизменной частью
(С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
- признание
темперамента природной основой
характера (Л. С. Выготский,
Б. Г. Ананьев).
Исходя
из материалистического понимания
человеческих явлений, следует
отметить, что общим для характера и темперамента,
является зависимость от физиологических
особенностей человека. Формирование
характера существенно зависит от свойств
темперамента, более тесно связанного
со свойствами нервной системы. Кроме
того, черты характера возникают тогда,
кода темперамент уже достаточно развит.
Характер развивается на основе, на базе
темперамента. Темперамент определяет
в характере такие черты, как уравновешенность
или трудность вхождения в новую ситуацию,
подвижность или инертность реакции и
т.д. Однако темперамент не предопределяет
характер. У людей с одинаковыми свойствами
темперамента может быть совершенно различный
характер. Особенности темперамента могут
способствовать или противодействовать
формированию тех или иных черт характера.
Свойства темперамента могут
в какой-то степени даже приходить в противоречие
с характером. У человека со сформировавшимся
характером темперамент перестает быть
самостоятельной формой проявления личности,
а становится его динамической стороной,
заключаясь в определенной эмоциональной
направленности свойств характера, определенной
скорости протекания психических процессов
и проявлений личности, определенной характеристике
выразительных движений и действий личности.
Здесь же следует отметить влияние, оказываемое
на формирование характера динамическим
стереотипом, т.е. системой условных рефлексов,
образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся
систему раздражителей. На формирование
динамических стереотипов у человека
в различных повторяющихся ситуациях
влияет его отношение к обстановке, в результате
чего могут изменятся возбуждение, торможение,
подвижность нервных процессов, а, следовательно,
общее функциональное состояние нервной
системы. Необходимо также отметить роль
в образовании динамических стереотипов
также определяющую роль в образовании
динамических стереотипов второй сигнальной
системы, через которую осуществляют социальные
воздействия.
Черты
темперамента и характера органически
связаны и взаимодействуют друг
с другом в целостном едином облике
человека, образуя неразделимый сплав
- интегральную характеристику его индивидуальности.
Несмотря на то, что характер относят к
индивидуальным особенностям личности,
в структуре характера можно выделить
черты, общие для определенной группы
людей. Даже у самого оригинального человека
можно найти какую-то черту (например,
необычность, непредсказуемость поведения),
обладание которой позволяет отнести
его к группе людей с аналогичным поведением.
Вывод: темперамент и характер
имеют достаточно тесную связь между собой,
зависят от психофизиологических особенностей
организма и типов высшей нервной деятельности.
Однако если темперамент изначально закреплен
генетически и в процессе жизнедеятельности
индивида в основном постоянен, то этого
нельзя сказать о характере. Он формируется
и изменяется на протяжении всей жизни
человека. Свойства темперамента являются
наследственными, поэтому чрезвычайно
плохо поддаются изменению. Исходя из
этого усилия человека должны быть направлены
прежде всего не на изменение, а на выявление
и осознание особенностей своего темперамента.
Это позволит выявить способы деятельности,
которые в наибольшей степени соответствуют
его природным качествам, природному дарованию.
Список литературы:
«Введение в
психологию» под общей редакцией
А. В. Петровского
«Психология»
В. А. Крутецкий
«Психология»
(книга 1) Р. С. Немов
Тема: Общая характеристика характера.
План:
Понятие характер.
Структура характера.
Формирование характера.
Акцентуации характера.
Взаимосвязь темперамента и характера.
Список литературы.