Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности общения подростка со взрослыми, сверстниками и сверстниками противоположного пола.
Объект исследования: особенности общения подростков.
Задачи:
1. Изучить общую характеристику подросткового возраста.
2. Определить особенности общения подростков.
3. Дать характеристику особенностям общения подростков.
Введение 3
1. Общая характеристика возраста 5
1.1. Проблема подросткового кризиса 5
1.2. Особенности психического развития 9
2. Особенности общения подростков 14
2.1. Общение подростка со взрослыми 14
2.2. Общение подростка со сверстниками 19
Заключение 25
Список литературы 27
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Курсовая работа
По дисциплине «Психология»
На тему: «Общая характеристика особенностей общения подростка»
Волгоград, 2012
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика возраста 5
1.1. Проблема подросткового кризиса 5
1.2. Особенности психического развития 9
2. Особенности общения подростков 14
2.1. Общение подростка со взрослыми 14
2.2. Общение подростка со сверстниками 19
Заключение 25
Список литературы 27
Введение
Средний школьный возраст (от 9--11 до 14--15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество -- период жизни между детством и взрослостью.
Специфическая особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределится.
В настоящее время непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Одной их центральных потребностей подростка является потребность в общении. Но семья, которая является одним из важнейших институтов социализации ребенка, задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию. Отношения детей и родителей свернуты до минимума.
Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний. Подростковый возраст - это время становления характера и подросток ищет общение уже не с родителями, а с ровесниками, и зачастую попадает под влияние среды. И влияние ближайшего окружения сказывается на становлении подростка с огромной силой, и, причем в ряде случаев отрицательно.
Поэтому, оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
Данная проблема актуальна, так как подростковый возраст -- это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности -- личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.
Цель работы: изучить особенности общения подростка со взрослыми, сверстниками и сверстниками противоположного пола.
Объект исследования: особенности общения подростков.
Задачи:
1. Изучить общую характеристику подросткового возраста.
2. Определить особенности общения подростков.
3. Дать характеристику особенностям общения подростков.
1. Общая характеристика подросткового возраста.
1.1. Проблема подросткового кризиса.
Для понимания подросткового возраста необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса психологами понимается по-разному.
Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление - подростковый период развития, впервые выделил отрочество как особый период детства был Я.А. Коменский. Следующим был Ж.Ж. Руссо. В своем, вышедшем в 1762 году романе «Эмиль» он отметил то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнул важнейшую, на наш взгляд, особенность данного периода - рост самосознания. Но собственно научную разработку идеи Руссо получили в фундаментальной двухтомный работе С. Холла «Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием», вышедшей в 1904 году. Холла справедливо называют «отцом» психологии переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и надолго определил круг тех проблем, которое традиционно стали связывать с подростковым периодом. Заслуга Холла, на наш взгляд, в том, что он ввел во-первых представление о промежуточности, переходности данного этапа развития; во-вторых, понятия кризиса - наиболее значительное его достижение.
Теоретические модели подросткового возраста представлены во всех ведущих направлениях западной психологии. И хотя теории З. Фрейда и А. Фрейд (психоанализ), К. Левина (гештальтпсихология) и Р. Бенедикт (бихевиоризм) сильно разнятся между собой, но их объединяет то, что все эти теории исходят их общей модели онтогенетического развития - эволюционного.
Особое место в изучении подросткового возраста занимает теория Э. Шпрангера, считавшего, что внутренний мир индивидуума принципиально не сводим к каким-то ни было природным или социальным детерминантам. Подростковая фаза характеризуется кризисом, связанным со стремлением к освобождению от детской зависимости. В качестве главных новообразований данного возраста выступают открытие «Я», возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности.
Психоаналитической традицией факторы социальной среды сводятся к внутрисемейным отношениям. Это направление, у истоков которого стоял З. Фрейд, объявляет энергию либидо, сексуальную первооснову всех потребностей, двигателем и причиной всех изменений, сопровождающих развитие. Главное упущение классического психоанализа на наш взгляд, это то, что он связывает подростковый кризис исключительно с фактом полового созревания, хотя уже наблюдениями культуроантропологов было доказано отсутствие однозначной связи между этими явлениями.
Эволюционная концепция описывала социальные моменты как условия среды. Но среда включает и биологические условия, также влияющие на ход развития. Отсюда сакраментальный вопрос: а что влияет больше - и последующие попытки теорий подросткового возраста избавиться от дуализма.
Одну из таких попыток предпринял Г.С. Салливен, который приписал движущие начала не биологическим потребностям, а социальным. Салливен строит свою теорию возрастного развития по аналогии с фрейдистской, но источником развития у него выступают первичная потребность в межличностных отношениях. Следует отметить, что благодаря теории Салливена психология подростка обогатилась такой важной проблемой как генезис общения.
Рассмотренные теории подросткового возраста, условно обозначаемые как теории первого круга, определили систему понятий, в которых могут быть описаны этот период онтогенеза и специфика проблем.
В ряде эмпирических исследований 60-80 годов сделаны попытки охарактеризовать подростковый возраст как относительное благополучный, как период «безкризисного развития» (Ф. Элкин и У. Уистли, Э. Доуан и Дж. Аделсон, Д. и Дж. Офферов и ряд других). Кризис в этом случае часто рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам, объясняется тем, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе проблемами. [4]
Другая точка зрения, которой придерживаются авторы состоит в том, что характер протекания, содержание и формы подросткового кризиса играют существенную роль в общем процессе возрастного развития.
В целом в современных теориях подросткового возраста в отличие от теорий первого круга возрастные кризисы рассматриваются как нормальное явление, а отсутствие таковых - признак неблагополучного развития.
Противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности подростка. Л.С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой высшей форме». [1,с.253]
Таким образом, позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних мер, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
При этом важно подчеркнуть, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто.
Кризис подросткового возраста - как и все критические периоды развития - проходит три фазы:
1) негативную, или предкритическую, - фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада, сформировавшихся ранее структур;
2) кульминационную точку кризиса, в подростковом возрасте - это, как правило, 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты;
3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п. [8]
Существует два основных пути протекания возрастных кризисов. Первый, наиболее распространенный - кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Симптомы кризиса зависимости противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.
Если кризис независимости - это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то кризис зависимости - возврат назад, к той позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое - варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это - «Я уже не ребенок», во втором - «Я ребенок и хочу остаться им». С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается именно первый вариант. [10]
В процессе изучения отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получают наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.
Таким образом, изучение подросткового периода - очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, и до сих пор не прекращаются споры между психологами.
Но, несмотря на это, мы можем выделить основные моменты, определяющие подростковый период развития, отметить его главные характеристики.
1.2. Особенности психического развития
Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в предподростковом периоде развития (приблизительно - 10 - 11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (примерно 11-14 лет).
Основная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т.п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности - ребенок. Распространены и противоположные случаи, когда сильные потребности - в самоутверждении, общении - не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит. Время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьировать у конкретного школьника - проходить и раньше и позже. [10]
Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. И в то же время вместе со стремлением противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, подросток ожидает от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверия к нему, для него имеют важность их одобрения и оценки. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не, столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.[7]
Информация о работе Общая характеристика особенностей общения подростков