Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности общения подростка со взрослыми, сверстниками и сверстниками противоположного пола.
Объект исследования: особенности общения подростков.
Задачи:
1. Изучить общую характеристику подросткового возраста.
2. Определить особенности общения подростков.
3. Дать характеристику особенностям общения подростков.
Введение 3
1. Общая характеристика возраста 5
1.1. Проблема подросткового кризиса 5
1.2. Особенности психического развития 9
2. Особенности общения подростков 14
2.1. Общение подростка со взрослыми 14
2.2. Общение подростка со сверстниками 19
Заключение 25
Список литературы 27
Отчуждение детей из хороших семей, ориентированных на духовность в жизни и в общении, проявляется в том, что они делятся друг с другом своими переживаниями, связанными с тем, что они стали отстраненно наблюдать родителей, смотреть на них как бы со стороны. Это отчуждение души мучает и создает напряжение, раскаяние. У таких подростков внешний план отношений с родителями может сохранять пристойные формы. Дети из деградирующих семей также могут тонко рефлексировать и страдать, но проявляют себя в отчужденных поступках: уходят из дома вместе с приятелями, угрожают, грубят и т.п.
Каково бы ни было воспитание в отрочестве, обособление от родителей дается подростку нелегко. Обособление, связанное с повзрослением, необязательно происходит именно в отрочестве. Оно может произойти и в более старшем возрасте.[7]
Заключение
Подростковый период - это период сомнений и внутренних перемен. Подростки хотят сами строить свою жизнь, решать, что читать, слушать смотреть, как проводить свободное время, когда и как делать уроки, когда возвращаться домой…
Оценка и мнение родителей по многим вопросам уже не абсолютно авторитетны, подросток все подвергает сомнению.
Чтобы подросток сделал взвешенный выбор при принятии решений, он должен находиться в спокойном эмоционально уравновешенном состоянии, избегать состояний тревоги, страха и т.д. Не навязывая своего мнения, родители должны поддержать его в самостоятельных поисках решения. Он сам должен пережить личный успех или неудачу как результат своих действий.[3]
Постепенно формируется опыт подростка. Взрослые же могут помочь в генерировании и раскрытии разных возможных путей достижения цели. Совместное обсуждение с подростком жизненных ситуаций, требующих принятия решения, обогатит его жизненный опыт, поможет в поисках создания какой-то модели выхода из конкретной ситуации. Чем больше случаев, примеров будет пережито и осмыслено подростком, тем более четкая модель поиска решения сложится в сознании подростка.
Только понимая трудности развития ребенка подросткового возраста, взрослый сможет правильно реагировать на его поведение. Поведенческий факт (поступок) должен служить сигналом о необходимости проанализировать всю систему взаимодействий взрослого с подростком. Подросток же в свою очередь, будет иметь возможность получить положительный опыт построения нового типа взаимоотношений со взрослым, что необходимо для полноценного развития личности.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Взрослым нужно быть очень осторожным в своих словах и поступках. Ложь, двуличие взрослых вызывают у подростков негативные чувства. И обычно очень трудно вернуть доверие подростка, весь мир для которого черно-белый.
Список литературы
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. - М.: Педагогика, 1984.- 432с.
2. Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей.- М.: Дрофа-Плюс, 2005.- 256с.
3. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 343с.
4. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет).- М.: Изд-во УРАО., 1997.- 176 с.
6. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия возрастной психологии / Под ред. Фельдштейн Д.И. М.: Институт практической психологии, 1996.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.- 6-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-456с.
8. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология.- М.: Академический Проект, 2002.- 528с.
9. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних спец. учебн. заведений.- М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 528с.
10. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2006.-366с.
11. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология.- СПб.: Питер, 2005.- 240с.:ил.- (Серия «Учебное пособие»).
12. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития.- М., 1994.
Информация о работе Общая характеристика особенностей общения подростков