Общая характеристика подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:05, реферат

Описание

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Содержание

Введение
Кризис идентичности. Общая психологическая характеристика подросткового возраста
Основные особенности ведущей деятельности детей подросткового
возраста по Д.И.Фельдштейну
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Рекомендации родителям
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат 1.docx

— 36.54 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»

Социально-экономический  факультет

Кафедра общей психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Возрастная психология»

Общая характеристика подросткового  возраста

2 курс,  форма контроля: зачёт

 

Выполнил: студент  2 го курса  дистанционной формы обучения специальности «Педагогическое образование»

Шульга  Н.А       Подпись:______________

 

Проверил: __________________________

____________________________________

 

Оценка: __________Подпись:___________

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012 год

 

 

Содержание

 

 

Введение          

    1. Кризис идентичности. Общая психологическая  характеристика подросткового возраста
    2. Основные особенности ведущей деятельности детей подросткового

возраста по Д.И.Фельдштейну

    1. Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
    2. Рекомендации родителям 

Заключение         

Список используемой литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных  в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны  развития и жизни. Кризис подросткового  возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. 
 
Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. 
 
Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. 
 
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка. 
 
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

 
Наиболее бурные аффективные реакции  возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие  подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.  
 
 
В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

 

Кризис идентичности. Общая психологическая  характеристика подросткового  возраста.

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время  происходит поиск и выбор новой  взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к  миру. Внешне это проявляется в  активном интересе к себе: подростки  постоянно что-то доказывают друг другу  и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие  в олимпиадах. 
 
Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию. 
 
Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. 
 
Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест. 
 
Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь. 
 
Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Подростковый  возраст – возрастной период, занимающий переходное положение от детства  к юности» . Подростковый возраст характеризуется периодом бурного и неравномерного роста и развития организма, интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета.  Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность желез внутренней секреции, как отмечает Д.И.Фельдштейн, «часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении» . Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под их воздействием часто приходит в состояние торможения или сильного возбуждения.

Важное значение физического развития в подростковом возрасте имеет половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются, часто неосознанное, половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Особенности физического развития в подростковом возрасти определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна, питания, спорта.

Важным видом  деятельности в подростковом возрасте является учебная деятельность. Но, как пишет Д.И.Фельдштейн, «в отличие от младшего школьного возраста, учебная деятельность подростков, сохраняя свою актуальность и значение, выступает для них по своей психологической роли как одна из форм совокупной общественно полезной деятельности». Таким образом,  ведущим типом деятельности у подростков становится развернутая общественно полезная деятельность в различных ее видах, таких как, учебная, трудовая, общественно-организационная.

Изменение характера  и форм учебной деятельности требуют  от подростка более высокого уровня организации умственной деятельности. «Подросток становится способным к более сложным аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности».  Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростка способность самостоятельно и творчески мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать. Под влиянием обучения внимание и память у подростка постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Одним из важнейших  моментов в различии личности подростка  является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес  к себе, к своим личностным качествам, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих  чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые  противоречиями  между уровнем  притязаний подростка и  его объективным  положением в коллективе. «На основе развития самосознания и сознательного  отношения к действительности, роста  требований к подростку, его нового положения в коллективе у него часто возникает стремление развить  у себя положительные качества личности, преодолеть отрицательные черты. Однако сравнительно небольшой опыт и  жизненный  кругозор подростка нередко приводят к возникновению у него своеобразного  противоречия между потребностью в  самовоспитании и неумением реализовать  ее» .

Важным новообразованием подросткового возраста является формирование  чувства взрослости «как субъективного  переживания готовности подростка  быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы  старшие уважали достоинство  его личности, считались с его  мнением, освобождали его от мелочного  контроля» .

Одной из причин частых конфликтов в подростковом возрасте становится переоценка своих возросших  возможностей, выраженная в  стремлении к независимости и самостоятельности, самолюбии и обидчивости,  повышенной критичности по отношению к взрослым, острой реакции на попытки окружающих принизить их взрослость.

В процессе изучения основ наук и расширения кругозора формируются интересы подростков. Зачастую жажда познать  «все и сразу», чрезмерная активность подростка приводят либо к разбросанности интересов,  либо к одностороннему развитию одного интереса, при безразличии  ко всему остальному.

Важным  аспектом подросткового возраста является развитие чувства товарищества, наличие  потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, желание строить устойчивые и  продолжительные дружеские отношения.

 

Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста

 

В настоящее  время, по словам Д.И.Фельдштейна, «установлено, что наблюдаемый, например, сейчас в нашей стране всплеск индивидуализма подростков, вернее, ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как общественно ориентированных субъектов»

В этом плане  интересны  данные, полученные исследователями  при сравнении мотивов деятельности подростков конца 60-х и конца 90-х годов. Оказалось, что современные подростки, с одной стороны, отдают предпочтение индивидуальному выполнению социально важных дел, далеко не всегда идентифицируя себя при этом с группой, коллективом, а пытаясь 
самоутвердиться в таких делах, выполняемых самостоятельно и по собственному решению. С другой стороны, подростки конца 90-х годов отличаются от своих сверстников 60-х годов возросшей самокритичностью. Перспективу своей полезности обществу они видят «в обогащении собственной индивидуальности, стремясь выработать черты характера, необходимые для самостоятельной жизни, утверждения своего «Я», завоевания определенной социальной позиции и реализации себя в ней»

Также Д.И.Фельдштейн отмечает, что «обращает на себя внимание и такое явление - для многих подростков сегодня оказывается не столь важным признание значимости их действий группой, сколь собственное осознание социальной нужности, социальной полезности выполняемой деятельности, объективно признаваемой в мире взрослых. Именно участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет подростку осознать и самооценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости и при этом адекватно отнестись к оценкам других, развивая общественно направленную мотивацию

Таким образом, следует отметить, что,  с одной  стороны, в подростковом 
возрасте существует устойчивая тенденция подростка к самостоятельности, самоутверждению,  самореализации. Все это ведет к стремлению подростка  участвовать в общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции.

Именно эта  тенденция имеет «определяющее  значение в 
развитии социальной активности подростка, актуализируя психологическую роль полезной обществу не оплачиваемой деятельности как условия развития его социальной сущности» .

В процессе специально формируемой развернутой социально полезной деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей. Самоутверждение себя как личности, самоопределение происходит у подростка в значимой для всех, постоянно усложняющейся деятельности, где он получает удовлетворение от сознания своей социальной ценности. В такой деятельности происходит развитие адекватного ей мотива  - от желания подростка показать, проявить себя, до мотива принести  пользу другим людям. Поэтому именно развернутая социально признаваемая и социально одобряемая деятельность, где разные ее виды (учебная работа, физический труд, художественное творчество, спортивные, организационные дела и др.) объединены в едином мотиве - мотиве пользы для людей и общества, приобретает ведущее значение в психическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом.

Включение   в полезную обществу неоплачиваемую деятельность обеспечивает развитие у  детей к старшему подростковому  возрасту положительного отношения к любому социально необходимому труду, потребность в этом труде, способность и готовность к нему. 
А на основе такой готовности «к функционированию в обществе формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя, внести свой вклад в общее дело, обостряя потребность в личностном, в том числе и профессиональном самоопределении»

Психологически  дело обстоит таким образом, что  развивающаяся и удовлетворяющаяся  в общественно полезной деятельности потребность подростка в признании его «Я» со стороны общества, в реализации себя для других, перерастает в потребность самореализации, что ведет к «повороту на себя» - на построение своих жизненных планов, определение своей личностной и профессиональной перспективы. Все это «позволяет осуществлять наиболее активное воздействие на развитие мотивационно-потребностной сферы растущего человека, который на протяжении подросткового периода проходит большой путь от приобщения себя к обществу в 10-11 лет, через самоопределение в общественно значимых делах в 12-13 лет, до выбора определенной социальной позиции в 14-15 лет».

Информация о работе Общая характеристика подросткового возраста