Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:05, реферат
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Введение
Кризис идентичности. Общая психологическая характеристика подросткового возраста
Основные особенности ведущей деятельности детей подросткового
возраста по Д.И.Фельдштейну
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Рекомендации родителям
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Кафедра общей психологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Возрастная психология»
Общая характеристика подросткового возраста
2 курс, форма контроля: зачёт
Выполнил: студент 2 го курса дистанционной формы обучения специальности «Педагогическое образование»
Шульга Н.А Подпись:______________
Проверил: __________________________
______________________________
Оценка: __________Подпись:___________
Омск 2012 год
Содержание
Введение
возраста по Д.И.Фельдштейну
Заключение
Список используемой литературы
Введение:
Подростковый возраст
Социальная ситуация развития - это
особое положение ребенка в системе принятых
в данном обществе отношений. В подростковом
возрасте она представляет собой переход
от зависимого детства к самостоятельной
и ответственной взрослости. Подросток
занимает промежуточное положение между
детством и взрослостью.
Ведущая деятельность - эта та деятельность,
которая определяет возникновение основных
изменений в психическом развитии ребенка
на каждом отдельном этапе. Если у младших
школьников такой деятельностью является
учебная, то в подростковом возрасте она
сменяется на интимно-личностное общение.
Именно в процессе общения со сверстниками
происходит становление нового уровня
самосознания ребенка, формируются навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться
и в тоже время отстаивать свои права.
Кроме того, общение является для подростков
очень важным информационным каналом.
В результате такой резкой смены интересов
в подростковом возрасте часто страдает
учебная деятельность, снижается школьная
мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные
успехи, родители стараются ограничить
детей в общении со сверстниками. Однако
важно помнить, что именно общение со сверстниками
является наиболее важной для подростков
деятельностью и оно необходимо для полноценного
психического развития ребенка.
Многие особенности поведения подростка
связаны не только с психологическими
изменениями, но и с изменениями, происходящими
в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие подростка
обуславливают многие его поведенческие
реакции в этот период. Подростковый возраст
характеризуется эмоциональной неустойчивостью
и резкими колебаниями настроения (от
экзальтации до депрессии). Поведение
подростков зачастую бывает непредсказуемым,
за короткий период они могут продемонстрировать
абсолютно противоположные реакции:
Наиболее бурные аффективные реакции
возникают при попытке кого-
В подростковый период возникает ряд важнейших
личностных задач. Основные линии развития
подростков связаны с прохождением личностных
кризисов: кризиса идентичности и кризиса,
связанного с отделением от семьи и приобретением
самостоятельности.
Кризис идентичности. Общая психологическая характеристика подросткового возраста.
Что касается первого кризиса, то кратко
можно сказать, что в это время
происходит поиск и выбор новой
взрослой идентичности, новой целостности,
нового отношения к себе и к
миру. Внешне это проявляется в
активном интересе к себе: подростки
постоянно что-то доказывают друг другу
и самому себе; они общаются на темы,
затрагивающие моральные и
Бурное развитие сознания и самосознания
обуславливает интерес к себе, поэтому
ребенок в подростковом возрасте склонен
к уходу в себя, чрезмерно самокритичен
и чувствителен к посторонней критики.
Поэтому любая оценка со стороны значимых
взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую
реакцию.
Становление нового уровня самосознания,
Я-концепции выражается также в стремлении
понять себя, свои возможности и особенности,
свое сходство с другими людьми и свое
отличие - уникальность и неповторимость.
Познание себя через отличие зачастую
происходит через противопоставление
себя миру взрослых. Отсюда может идти
негативизм в отношении норм и ценностей
взрослых, их обесценивание. «Я не такой
как вы! Я никогда не стану таким!», - вот
достаточно характерные для подросткового
возраста фразы.
Как следствие, в этом возрасте наблюдается
резкое понижение ценности общения в семейном
кругу: самыми большими авторитетами становятся
друзья, а не родители. Требования, идущие
со стороны родителей, в этот период сохраняют
свое влияние на подростка лишь при условии,
что они значимы и за пределами семьи,
в противном случае они вызывают протест.
Познание себя через сходство с другими
происходит у подростков при общении со
сверстниками. Подростки имеют свои собственные
нормы, установки, специфические формы
поведения, которые образуют особую подростковую
субкультуру. Для них очень важно чувство
принадлежности, возможность занять свое
место в референтной группе. Внешне это
противоречит бунту против норм взрослых,
но именно в такой ситуации формируется
самосознание – социальное сознание,
перенесенное вовнутрь.
Таким образом, можно сказать, что в подростковом
возрасте резко падает авторитет взрослого
и возрастает значимость мнения сверстников.
И не удивительно, что родители жалуются
на то, что их ребенок «совсем от рук отбился…
не слушает моего мнения, хотя я желаю
ему только добра… для него важны только
друзья…». Их попытки «достучаться» до
внутреннего мира ребенка, как правило,
ни к чему не приводят, а лишь усугубляют
ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток
вряд ли будет обсуждать со взрослыми
личностно значимые вещи, но зато с удовольствием
поговорит о социальных явлениях.
Подростковый возраст – возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности» . Подростковый возраст характеризуется периодом бурного и неравномерного роста и развития организма, интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность желез внутренней секреции, как отмечает Д.И.Фельдштейн, «часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении» . Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под их воздействием часто приходит в состояние торможения или сильного возбуждения.
Важное значение физического развития в подростковом возрасте имеет половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются, часто неосознанное, половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Особенности физического развития в подростковом возрасти определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна, питания, спорта.
Важным видом деятельности в подростковом возрасте является учебная деятельность. Но, как пишет Д.И.Фельдштейн, «в отличие от младшего школьного возраста, учебная деятельность подростков, сохраняя свою актуальность и значение, выступает для них по своей психологической роли как одна из форм совокупной общественно полезной деятельности». Таким образом, ведущим типом деятельности у подростков становится развернутая общественно полезная деятельность в различных ее видах, таких как, учебная, трудовая, общественно-организационная.
Изменение характера и форм учебной деятельности требуют от подростка более высокого уровня организации умственной деятельности. «Подросток становится способным к более сложным аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности». Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростка способность самостоятельно и творчески мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать. Под влиянием обучения внимание и память у подростка постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Одним из важнейших моментов в различии личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к своим личностным качествам, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. «На основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у него часто возникает стремление развить у себя положительные качества личности, преодолеть отрицательные черты. Однако сравнительно небольшой опыт и жизненный кругозор подростка нередко приводят к возникновению у него своеобразного противоречия между потребностью в самовоспитании и неумением реализовать ее» .
Важным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости «как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля» .
Одной из причин
частых конфликтов в подростковом возрасте
становится переоценка своих возросших
возможностей, выраженная в стремлении
к независимости и
В процессе изучения основ наук и расширения кругозора формируются интересы подростков. Зачастую жажда познать «все и сразу», чрезмерная активность подростка приводят либо к разбросанности интересов, либо к одностороннему развитию одного интереса, при безразличии ко всему остальному.
Важным
аспектом подросткового возраста является
развитие чувства товарищества, наличие
потребности в дружеском
Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста
В настоящее время, по словам Д.И.Фельдштейна, «установлено, что наблюдаемый, например, сейчас в нашей стране всплеск индивидуализма подростков, вернее, ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как общественно ориентированных субъектов»
В этом плане
интересны данные, полученные исследователями
при сравнении мотивов деятельности
подростков конца 60-х и конца 90-х годов.
Оказалось, что современные подростки,
с одной стороны, отдают предпочтение
индивидуальному выполнению социально
важных дел, далеко не всегда идентифицируя
себя при этом с группой, коллективом,
а пытаясь
самоутвердиться в таких делах, выполняемых
самостоятельно и по собственному решению.
С другой стороны, подростки конца 90-х
годов отличаются от своих сверстников
60-х годов возросшей самокритичностью.
Перспективу своей полезности обществу
они видят «в обогащении собственной индивидуальности,
стремясь выработать черты характера,
необходимые для самостоятельной жизни,
утверждения своего «Я», завоевания определенной
социальной позиции и реализации себя
в ней»
Также Д.И.Фельдштейн отмечает, что «обращает на себя внимание и такое явление - для многих подростков сегодня оказывается не столь важным признание значимости их действий группой, сколь собственное осознание социальной нужности, социальной полезности выполняемой деятельности, объективно признаваемой в мире взрослых. Именно участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет подростку осознать и самооценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости и при этом адекватно отнестись к оценкам других, развивая общественно направленную мотивацию
Таким образом,
следует отметить, что, с одной
стороны, в подростковом
возрасте существует устойчивая тенденция
подростка к самостоятельности, самоутверждению,
самореализации. Все это ведет к стремлению
подростка участвовать в общественно
полезных делах, обеспечивающих занятие
социально значимой позиции.
Именно эта
тенденция имеет «определяющее
значение в
развитии социальной активности подростка,
актуализируя психологическую роль полезной
обществу не оплачиваемой деятельности
как условия развития его социальной сущности»
.
В процессе специально формируемой развернутой социально полезной деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей. Самоутверждение себя как личности, самоопределение происходит у подростка в значимой для всех, постоянно усложняющейся деятельности, где он получает удовлетворение от сознания своей социальной ценности. В такой деятельности происходит развитие адекватного ей мотива - от желания подростка показать, проявить себя, до мотива принести пользу другим людям. Поэтому именно развернутая социально признаваемая и социально одобряемая деятельность, где разные ее виды (учебная работа, физический труд, художественное творчество, спортивные, организационные дела и др.) объединены в едином мотиве - мотиве пользы для людей и общества, приобретает ведущее значение в психическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом.
Включение
в полезную обществу неоплачиваемую
деятельность обеспечивает развитие у
детей к старшему подростковому
возрасту положительного отношения к
любому социально необходимому труду,
потребность в этом труде, способность
и готовность к нему.
А на основе такой готовности «к функционированию
в обществе формируется осознанное стремление
подростка применить свои возможности,
проявить себя, внести свой вклад в общее дело, обостряя потребность
в личностном, в том числе и профессиональном
самоопределении»
Психологически
дело обстоит таким образом, что
развивающаяся и
Информация о работе Общая характеристика подросткового возраста