Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:05, реферат
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Введение
Кризис идентичности. Общая психологическая характеристика подросткового возраста
Основные особенности ведущей деятельности детей подросткового
возраста по Д.И.Фельдштейну
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Рекомендации родителям
Заключение
Список используемой литературы
Кризис, связанный с отделением
от семьи и приобретением
Отечественные психологи выделяют еще
одну важную особенность подросткового
возраста – чувство взрослости. Внешне
это выглядит как стремление к самостоятельности
и независимости. Он стремиться расширить
свои права, делать так, как он сам хочет,
знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует
запреты. Но это необходимо, т.к. именно
подобном противостоянии со взрослыми
подросток исследует свои границы, пределы
своих физических и социальных возможностей,
рамки дозволенного. Через такую борьбу
за независимость он удовлетворяет потребности
в самопознании и самоутверждении, узнает
свои возможности и учиться действовать
самостоятельно.
Важно, чтобы эта борьба происходила в
безопасных условиях и не принимала крайних
форм. Ведь для подростка важна не столько
сама возможность самостоятельно распоряжаться
собой, сколько признание окружающими
взрослыми этой возможности. В этом возрасте
они считают, что между ними и взрослым
нет принципиальной разницы. Однако не
нужно путать безопасные условия с попустительством
и вседозволенностью. Как уже говорилось
выше, подросткам необходимы ограничения
для того, чтобы познать свои границы.
Кроме того, еще одной характерной чертой
подросткового возраста является несоответствие
представлений о своих желаемых и реальных
возможностях. Вседозволенность в этой
ситуации может привести к непоправимым
последствиям, вплоть до криминальных
действий.
Очень часто родители, уже прошедшие период
становления и самоутверждения в жизни,
но, имея в своем жизненном опыте ошибки
и трудности, стараются оградить от них
своих детей. Забывая при этом, что человек
не может учиться только на положительном
опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо
и что такое плохо» подросток должен все
это пропустить через себя. Роль родителей
в этом процессе заключается в том, чтобы
ребенок не допускал фатальных и неисправимых
ошибок, смягчая и не допуская до крайности
процесс жизненного познания.
Итак, для подросткового возраста характерны
следующие особенности:
Это далеко не все изменения, происходящие
в этот период. Но именно они, в первую
очередь и наиболее ярко, сказываются
на взаимоотношениях «родитель-ребенок».
Рекомендации родителям
- Разработайте систему последовательных
требований, правил и санкций за их нарушение,
а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок
принимал участие в обсуждении, был в курсе
этих правил и согласился с мерами наказаний.
Требования и правила должны быть хорошо
аргументированы и понятны ребенку. Наказания
должны применяться последовательно,
а не быть угрозой только на словах.
- При установлении каких-либо запретов
желательно соблюдать следующую последовательность
в процессе диалога:
- Проявляйте свою заботу о
ребенке не только в форме
требований и ограничений, но
и в форме эмоциональной
- Правил (ограничений, требований, запретов)
не должно быть слишком много, и они должны
быть гибкими.
- Предмет разговора с ребенком
должен быть конкретным, затрагивающим
суть дела. При этом нельзя касаться
личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает
«круговая оборона», защита своей чести,
своего «Я», особенно это касается ситуаций
конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные
ситуации, оценивайте только действия,
демонстрируя, что не нравятся именно
они, а не сам ребенок как личность.
- Общение должно быть в виде диалога, где
существует равенство позиций взрослого
и подростка.
- Когда вы говорите о своих чувствах ребенку,
говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ
переживании, а не о нем, не о его поведении.
И не стесняйтесь предлагать помощь. Например,
вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил
в «двойку» («тройку») по русскому языку!
Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте
свое послание следующим образом: «Я очень
переживаю за твои оценки, мне кажется,
что ты можешь учиться гораздо лучше. Может
быть, я могу тебе чем-то помочь?».
- Помните, что подросток - личность, претендующая
на равные со взрослыми отношения и права.
Уважайте его право выбора, в том числе
право на совершение ошибки.
- Принимая самостоятельность ребенка,
не сводите ее к вседозволенности. Пусть
он определит время возвращения домой,
объем задания. Тогда вам легче будет контролировать
принятое самим ребенком решение.
- Будьте более внимательным к проблемам
ребенка, ведь в его восприятии они имеют
не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.
- Старайтесь осознавать, что мир
взрослого и мир ребенка - два
разных мира, что система их
ценностей может отличаться. Нужно,
чтобы он чувствовал, что взрослые
уважают его как личность.
- Постепенно учите ребенка самого справляться
со своими трудностями. Пусть самостоятельно
ставит цели и определяет пути их достижения.
- Помогайте ребенку выстраивать
собственный путь, а не ведите
его за собой.
- Позволяйте вашему ребенку встречаться
с отрицательными последствиями своих
действий (или своего бездействия). Только
тогда он будет взрослеть и становиться
«сознательным», ответственным за свои
решения и поступки.
- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов,
соразмеряйте собственные ожидания с
возможностями ребенка.
- Показывайте ребенку, что его любят таким,
каков он есть, а не его достижения.
- Старайтесь никогда не сравнивать ребенка
с окружающими (даже в сердцах), особенно
если это сравнение не в его пользу.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы
им гордитесь.
В случае конфликтной ситуации предлагаем
родителям применить следующий алгоритм
действия:
1. Прояснение конфликтной ситуации.
Сначала родитель выслушивает ребенка.
Уточняет, в чем состоит его проблема,
а именно: что он хочет или не хочет, что
ему нужно или важно, что его затрудняет
и т.д. Делает он это в стиле активного
слушания, то есть обязательно озвучивает
желание, потребность или затруднение
ребенка.
После этого родитель говорит о своем
желании или проблеме, используя форму
«Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень
ждала этой передачи» (вместо: «Ты что,
не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).
2. Сбор предложений.
Этот этап начинается с вопроса: «Как же
нам быть?», «Что же нам придумать?» или
«Как нам поступить?». После этого надо
обязательно подождать, дать возможность
ребенку первому предложить решение (или
решения), и только затем предлагать свои
варианты. При этом ни одно, даже самое
неподходящее, с точки зрения взрослого,
предложение, не отвергается. Сначала
предложения просто набираются «в корзинку».
Если предложений много, их можно записать
на листе бумаги.
3. Оценка предложений и выбор наиболее
приемлемого.
На этом этапе проходит совместное обсуждение
предложений. «Стороны» к этому времени
уже знают интересы друг друга, и предыдущие
шаги помогают создать атмосферу взаимного
уважения. Когда в обсуждении участвует
несколько сторон, наиболее приемлемым
считается предложение, которое устраивает
всех участников.
4. Детализация решения.
После того, как был выбран путь разрешения
конфликтной ситуации, необходимо продумать
его реализацию вплоть до малейших деталей.
Заключение.
Итак, подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает полезная обществу не оплачиваемая деятельность, потому что в ней подросток получает возможности не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «Я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условиям.
Список используемой литературы:
Информация о работе Общая характеристика подросткового возраста