Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:02, курсовая работа
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное
противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как
значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и
вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
профессиональной деятельности.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к
внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из
конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас
начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно,
чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных
особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий,
конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время,
затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны.
Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности.
Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить
к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не
исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства
темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных
противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм
протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
На процесс разрешения
половозрастные особенности личности. С увеличением возраста
внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы
разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим
точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их
переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы
разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа
над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных
путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более
рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают
свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому
радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а
мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново
отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к
пережитому, но
умеют своевременно выйти из конфликта.
Механизмы и способы
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и
действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин).
Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм
психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения.
Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы
психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях,
когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания
и выражения.
Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-тенберг, И.
Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения
внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают
развитие личности, ее “собственную активность”. Но, так или иначе, в
трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в любом случае будет лучше, если мы
будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно.
Рассмотрим механизмы
“Не замечай это”
Отрицание — один из онтогенетически ранних и наиболее простых
механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных
эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание
подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в
соответствии с новыми обстоятельства ми. Их игнорированием.
“обвини это”
Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания
чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.
Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных
негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия
на этом фоне.
“Плачь об этом”
Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства
неуверенности в себе и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы.
Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к
детским стереотипам
поведения.
“Напади на что-то, заменяющее
это”
Замещение развивается для
или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения.
Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на
самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может
использоваться
индивидами независимо от их типа конфликтного
реагирования.
“Не помни об этом”
Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого
неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую
зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его
источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К
подавлению относятся
близкие к нему механизмы изоляции
и интроекции.
“Не чуствуй этого”
Изоляция — восприятие
чувства тревоги.
"Не знай, откуда это»
Интроекция — присвоение
предупреждения
угроз с их стороны.
“Преосмысли это””
Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте.
Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства
субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы:
сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—” каждой
из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из
тенденций и
их суммирование.
“Отмени это”
Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому
сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство,
чувство вины.
“Трансформируй это”
Сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства
(сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых
альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение
привлекательных,
общественно значимых поступков.
“Найди оправдание этому»
Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания
действий, вызванных подавленными, неприемлемы ми чувствами. Реализуемые
способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого);
дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании;
преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо;
переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация
(искупление
вины).
“Обрати это в противоположное”
Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в
поведении противоположной
установки.
“Приобрети это”
Компенсация —
механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно.
Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или
мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы
идентификации
и фантазии.
"Будь, как это, чтобы не потерять
его”
Идентификация —
повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным
разделением или
утратой.
“Мечтай об этом”
Фантазия — бегство в
связанных с разрешением внутриличностного конфликта.
Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и
разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать
противоположные состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности лежит
то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов
раннего онтогенеза.
Существует множество рекомендаций по выходу из состояния
внутриличностного конфликта. Несмотря на сомнительность большинства и
необходимость строго индивидуального подбора, приведем в качестве примера
одну из них.
Разрешение внутриличностного конфликта.
Стадии
Отчетливо идентифицируйте и отделите части друг от друга. Будет
казаться, что они выдвигают конфликтующие требования. Например, одна часть
может требовать свободы и досуга, а другая - гарантии устойчивого дохода.
Или одна часть может быть очень аккуратной в общении с деньгами, другая -
расточительной. Каждая часть будет высказывать негативные оценочные
Информация о работе Общая характеристика внутриличностных конфликтов