Общая патопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:26, курс лекций

Описание

Нарушения ощущений
Нарушения восприятия
Нарушения памяти
Нарушения внимания
Нарушения мышления
Нарушения эмоций
Патология воли
Основные патопсихологические синдромы

Работа состоит из  1 файл

Тема 3 общая патопсихология.docx

— 69.61 Кб (Скачать документ)

Разновидностью дереализации является симптом «уже виденного» (deja vu) и «никогда не виденного» (jamais vu).Симптом «уже виденного» или «уже пережитого» заключается в том, что больной, попавший в незнакомую обстановку, внезапно ощущает уверенность в том, что окружающее он видел раньше, ему знакомы окружающие предметы, он знает последовательность событий, которые будут происходить.Обратное восприятие наблюдается при симптоме «никогда не виденного». Больной начинает воспринимать знакомую, привычную обстановку, как неизвестную ему.

Нарушения восприятия не являются специфичными  симптомами определенной патологии, могут  характеризовать расстройства как  невротического так и психотического круга.

 

Вопрос 3

Память – процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта.

Нарушения памяти подразделяются на количественные (дисмнези) и качественные (парамнезии).

К количественным нарушениям  относят:

  1. Гипермнезия – термин, определяющий непроизвольную беспорядочную актуализацию прошлого опыта. Наплыв прошлых воспоминаний, нередко с мельчайшими подробностями, отвлекает пациента, мешает в усвоении новой информации, ухудшает продуктивность мышления. Гипермнезия может сопровождать течение маниакального синдрома, возникать при приёме психотропных веществ (опий, ЛСД, фенамин). Непроизвольный наплыв воспоминаний может произойти при эпилептиформном пароксизме.
  2. Гипомнезия – ослабление памяти. Как правило, при гипомнезии страдают все составные части памяти. Больному трудно запомнить новые имена, даты. Пациенты с гипомнезией забывают детали прошлых событий, не могут воспроизвести информацию, хранящуюся глубоко в памяти, они стараются всё чаще записывать информацию, которую раньше могли запомнить без труда. При прочтении книги люди с гипомнезией часто теряют общую линию сюжета, для восстановления которой им постоянно приходится возвращаться на несколько страниц назад. При гипомнезии часто встречается такой симптом как анэкфория – ситуация, при которой больной без посторонней помощи не может извлечь из памяти слова, названия, имена. Причиной гипомнезии зачастую является сосудистая патология мозга, в частности атеросклероз. Однако нужно упомянуть и о существовании функциональной гипомнезии, например, при переутомлении.
  3. Амнезия – собирательный термин, которым называют группу разнообразных расстройств памяти, при которых происходит выпадение каких-либо её участков.
  • По критерию периода по отношению к болезни
    1. Ретроградная амнезия – выпадение и з памяти событий предшествующих острому периоду болезни. Характерно при черепно-мозговых травмах, интоксикации мозга.
    2. Конградная амнезия – выпадение событий острого периода. Характерно для острых психозов, при нарушении сознания.
    3. Антероградная амнезия – выпадение событий следующих за острым этапом болезни. В основе данного расстройства лежат остающиеся после острого периода болезни нарушения сознания в легкой степени.
    4. Тотальная амнезия – что было до, во время и после болезненного состояния.
  • По основной нарушенной функции
    1. Фиксационная амнезия – резкое ослабление или нарушение способности запомнить текущие события. Характерно для атрофического  заболевания головного мозга. Входит в структуру Корсаковского синдрома прогрессирующей амнезии.
    2. Анэкфория – неспособность к произвольному воспоминанию, но при этом факты, события, слова извлекаются из памяти с помощью подсказки. Входит в структуру астенического и психоорганического синдромов.
  • По критерию динамики
    1. Прогрессирующая амнезия – распад памяти в соответствии с законом Рибо. (сначала страдает «память времени» (когда было?), а затем «память содержания»(что было?)). Характерна для деменции и атрофических процессов головного мозга.
    2. Стационарная амнезия – память ухудшилась, но больше ни чего не происходит.
    3. Регрессирующая амнезия – было ухудшение, а потом восстановилось. Возникает ослабление памяти под воздействием стрессогенного фактора, после предотвращения его действия память восстанавливается.

К качественным нарушениям относят:

  1. Псевдореминесценции – (иллюзии памяти) - процесс замещения утраченных воспоминаний другими событиями, которые происходили в действительности, но в другом временном промежутке. Характерно для корсаковского синдрома, прогрессирующей амнезии, органических поражениях головного мозга.
  2. Криптомнезии – расстройства памяти, когда недостающие её звенья больной восполняет событиями, о которых он где-то слышал, читал, видел во сне. Криптомнезии часто приводят к тому, что пациенты присваивают себе создание каких-либо произведений искусства, стихов, научных открытий.
  3. Эхомнезия (редуплицирующая парамнезия Пика) – ощущение, что нечто, происходящее в настоящий момент, уже было в прошлом. В отличие от феномена déjà vu, при эхомнезии нет пароксизмально возникающего страха и феномена «озарения».
  4. Конфабуляции – это процесс замещения провала в памяти вымышленными событиями
  5. Галлюцинаторные воспоминания Кальбаума – содержание галлюцинаций фиксируется памятью как реальное событие.

Парамнези входят в структуру органических параличей, Корсаковского синдрома.

 

Вопрос 4

Внимание – направленность и сосредоточенность на объектах имеющих личностную значимость в момент деятельности.

Характеристики внимания:

    1. Направленность – способность длительное время удерживать образы определенных предметов.
    2. Сосредоточение – способность не отвлекаться на другие объекты не относящиеся к данной деятельности.
    3. Интенсивность – количественное обозначение сосредоточения.
    4. Устойчивость – длительность сосредоточения.

При нарушении данных характеристик  наблюдаются следующие патологии  внимания:

    1. Рассеянность внимания – нарушение способности сохранять направленность. Внимание становится неустойчивым. Преобладает непроизвольное внимание.
    2. Истощаемость внимания – прогрессирует ослабление интенсивности при изначально высокой способности к сосредоточению. Страдает продуктивная деятельность.
    3. Сужение объема внимания -  патологическая сосредоточенность на ограниченном количестве объектов имеющих ситуационную или личностную значимость.
    4. Тугоподвижность внимания – патологическая его фиксация на каком-либо объекте уже потерявшем значимость, сочетается с нарушением переключаемости внимания.
    5. Отвлекаемость внимания – патологическая подвижность, которая проявляется немотивированным изменением направленности, сосредоточенности и интенсивности.

Патология внимания встречается при  всех психопатологических синдромах.

У больных с органическим поражением головного мозга отмечаются персеверации, трудности в переключении, повышенная отвлекаемость, истощаемость внимания.

У больных шизофренией активное внимание ухудшается в результате снижения энергетического потенциала, апато-абулического синдрома.

У соматических больных (например, туберкулезом) отмечаются трудности концентрации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема внимания.

У больных неврозами отмечается снижение активного внимания (концентрация и переключение).

При эпилепсии отмечаются трудности переключения и снижение устойчивости внимания.

 

Вопрос 5

Нарушения мышления являются одним  из наиболее часто встречающихся  симптомов при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств  мышления чрезвычайно многообразны. Некоторые из них считаются типичными  для той или другой формы болезни. При установлении диагноза заболевания  психиатр часто руководствуется  наличием того или другого вида нарушений  мышления.

Виды патологии мышления:

    1. Формальные расстройства:
  1. нарушение операциональной стороны мышления
  • ускорение – увеличение числа ассоциаций в единицу времени
  • замедление – уменьшение числа ассоциаций в единицу времени. Целенаправленность мышления сохраняется, но лишается глубины и широты. Скуднеет. Продуктивность мышления снижается. Встречается при депрессивных синдромах, нарушениях сознания, некоторых формах олигофрении и деменции.
  1. нарушение динамики мышления (подвижности)
  • детализация – постоянное внесение в мыслительный процесс несущественных подробностей. Не нарушает логичности, продуктивности и целенаправленности, но делает его не экономичным.
  • Обстоятельность – выраженная детализация с систематическим застреванием на побочных ассоциациях при последующем возвращении к основной теме мысли (лабиринтное мышление). В результате мышление становится малоэффективным.
  • Вязкость – крайняя степень обстоятельности при которой детализация до такой степени искажает мысли, что они становятся малопонятными. Мышление непродуктивно. Больные теряют способность удерживать центральную линию разговора и не могут самостоятельно вернутся к теме, соскальзывают на побочные ассоциации.

Симптомы этой группы нарушений  отражают нарастание одного и того же явления – тугоподвижности (ригидности, инертности, торпидности). Характерно это явление при эпилепсии, психоорганической патологии.

  1. нарушение целенаправленности мышления.(мотивационного компанента)
  • витиеватость – пространное рассуждение с употреблением метафор, сравнений, литературных цитат, формул, терминов, что не нужно для доказательства данной мысли и затрудняет её понимание. Речь сохраняет свой строй и внешнюю логичность, но приобретает черты псевдо научности. Продуктивность снижается.
  • Соскальзывание – внешне объективно немотивированные, неожиданные, эпизодические переходы с логически и грамматически правильными мыслями одного содержания к другой неадекватной по ассоциации пи по несущественному признаку. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).
  • Резонерство – пространное разглагольствование по несущественному поводу. Речь грамматически правильна, но многословна, изобилует причастными и деепричастными оборотами, вводными словами и т.д. Такое мышление не является конкретным (не опирается на опыт) и не является абстрактным (нету обобщения).
  • Разноплановость – постоянная необоснованная и немотивированная смена оснований для построения ассоциаций. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.
  • Аморфность – нечеткое использование понятий, при котором речь приобретает непонятный для окружающих вид. При резонерстве не понятно «зачем говорит», а при аморфности «о чем говорит».
  • Разорванность – отсутствие связи между умозаключениями, суждениями и отдельными понятиями.
  1. Нарушения грамматического строя речи
  • Бессвязность – нарушение логики изложения на фоне помрачнения сознания. Отличается от разорванности тем, что разорванность происходит на фоне ясного сознания.
  • Речевые стереотипы – бессмысленное повторение одних и тех же слов, фраз и речевых оборотов.
    • Речевая персеверация – первое высказывание адекватное ситуации, стереотипно повторяется больным в ответе на другие вопросы.
    • Вербигерация – бессмысленное повторение отдельных слов или речевых оборотов.

Нарушения грамматического строя  речи отмечается при шизофрении, органических и эпилептических нарушениях.

    1. Содержательные расстройства мышления (расстройства характеризуются неадекватным отражением объективной реальности)
  1. Навязчивые идеи – это непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации, что правильно понимается пациентом и критически оценивается. Возникновение этих мыслей не зависит от желания больного и происходит против его воли. Навязчивость, как правило, сопровождается негативным эмоциональным эффектом, и человек не может от них освободится.(Например: навязчивые сомнения, навязчивые воспоминания, нозофобии (страх заболеть), страх пространства, процессов и явлений, социофоби, навязчивые влечения и действия).
  1. Сверхценные идеи – это суждения , идеи, представления, занимающие в сознании человека несоответствующее их значению преобладающее положение. Связаны с особенностями личности больного, базируются на реальной ситуации и обладают большим эмоциональным зарядом, в силу чего преобретают доминирующее положение в жизни человека, что определяет его деятельность и дезадаптацию в социуме.

Варианты сверхценных идей. 3 группы:

1-я группа – переоценка биологических свойств своей личности : дисморфофобические идеи, ипохондрические идеи,.

2-я группа – переоценка психологических свойств своей личности: изобретательство (преувеличение значимости своих изобретений), идеи реформаторства, идеи талантливости.

3-я группа – переоценка социальных факторов : идеи виновности, эротические сверхценные идеи, сверхценные идеи ревности.

  1. Бредовые идеи – продуктивное расстройство. Идеи психотического уровня нарушений, представлены возникающими непоколебимыми  суждениями и умозаключениями несоответствующими объективной реальности, неподдающиеся коррекции и полностью нарушающие адаптацию.

Информация о работе Общая патопсихология