Общая патопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:26, курс лекций

Описание

Нарушения ощущений
Нарушения восприятия
Нарушения памяти
Нарушения внимания
Нарушения мышления
Нарушения эмоций
Патология воли
Основные патопсихологические синдромы

Работа состоит из  1 файл

Тема 3 общая патопсихология.docx

— 69.61 Кб (Скачать документ)

Варианты бредовых идей:

  1. По структуре
  • Систематизированные
  • Несистематизированные(сочетаются с галлюцинациями) – признаки острого психоза.
  1. По содержанию
  • Ипохондрический бред
  • Бред самообвинения
  • Все сверхценные идеи, но в более тяжелом проявлении.
  • Бред с повышенной самооценкой (миссионерский бред, бред величия, реформаторский бред)
  • Бред преследования
  1. По связи с другими психическими процессами
  • Сенсорный бред
  • Конфабуляторный бред
  • Аффективный бред (депрессии, страх, тревога и т.д)

При дифференциации навязчивых и сверхценных  идей необходимо обратить внимание на отношение личности к ним. При  навязчивых идеях человек воспринимает негативно, а при сверхценныхидеях их содержание становится мировоззрением человека.

Дифференцировать сверхценные  идеи от бреда: сверхценные идеи базируются на реальных жизненных фактах, бредовые имеют ложное содержание, что приводит к грубой дисгармонии личности и её не критичности.

 

Вопрос 6

Эмоции - это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.

Свойства эмоций:

  1. Динамика
  2. Длительность
  3. Качество
  4. Выраженность
  5. Сила
  6. Направленность

Классификация эмоциональных проявлений. НОРМА:

  1. Виды
  • Эмоциональное состояние (связано с соматическим состоянием)
  • Эмоциональное отношение (связь между S-O)
  • Эмоциональные реакции (субъективный ответ на какое-либо воздействие)
  1. От формы переживаний, источника (по общим характеристикам)
  • Чувственный тон(относится к общей характеристике эмоционального тона на котором протекают все психические процессы). Обеспечивает полноту, яркость непосредственного восприятия окружающей действительности.
  • Настроение (длительное, относительно уравновешенное и устойчивое эмоциональное состояние у человека). Настроение определяет чувственный тон и соматический статус.
  • Чувства (эмоциональное отношение, характеризующееся четкой ограниченностью во времени и отражающее конкретную субъективную оценку человека окружающей действительности)
  • Аффект (кратковременная, большой силы эмоциональная реакция. Особенности: аффект может проявляться в виде некоторого контроля над своим поведением при формально сохранном сознании)
  • Эмоционально-стрессовое состояние (эмоциональная реакция, отражающая отношение человека к действительности в ситуации эмоционального напряжения), эти реакции проявляются в поведении : изменение мимики, пантомимики, изменение параметров речи, соматовегетативные симптомы (кожно-гальванические, изменение ЧСС, зрачковый рефлекс, нарушение ЖКТ)

ПАТАЛОГИЯ:

    1. Продуктивные эмоциональные расстройства
  1. Эмоциональная гиперестезия – нарушение чувственного тона при котором ощущение и восприятие обычное по силе сопровождается неадекватно обостренной эмоциональной окраской. Возникает как правило при снижении порога эмоционального реагирования – сенестопатии. Характерно для неврозов, психосоматических расстройств, нервного истощения.
  1. Эмоциональная гипостезия – нарушение чувствительного тона при котором ощущение и восприятие обычное по силе сопровождается неадекватным снижением реакции. Характерна для деперсонализационного и дереализационного нарушения.
  2. Гипотемия – нарушение динамики эмоций с уменьшением эмоциональных проявлений, которые выражаются в формах: тоски (подавленность, угнетенность психических процессов), тревоги (внутреннее волнение, беспокойство), растерянность (лабильное состояние с переживанием беспомощности), страха (переживание которое всегда связано с опасением угрозы жизни) – входят в структуру депрессивных, тревожных, бредовых синдромов и помрачениям сознания.
  3. Гипертемия – нарушение эмоционального состояния связанное с повышением чувственного тона. Проявляется в виде: эйфории (безграничная радость при интоксикации, мдп, алкогольном и наркотическом опьянении), благодушие (довольство, беспечность. входит в деменции, органические поражения головного мозга), гневливость (высшая степень раздражительности, недовольства. Входит в состав органических поражений дементивного характера).
  4. Нарушение динамического компонента эмоций: эмоциональная лабильность (преподнятое настроение), тугоподвижность (застревание на одной эмоции), слабодушие (неспособность контролировать и сдерживать свои эмоциональные реакции).
    1. Негативные эмоциональные расстройства
  1. Эмоции, оцениваемые по экстенсивности (сужение эмоциональных реакций и спектра объектов на которые человек реагировал ранее).
  2. Изменение по интенсивности. Выражается в эмоциональной тупости (безчувствии, безразличии), побледнении эмоций (снижение интенсивности эмоций, сопровождающееся уменьшением выразительности).

 

Вопрос 7

Воля – психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной психической деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей человека.

  1. Патология на уровне мотивационного компонента.
  1. Угнетение –(анарексия, торможение оборонительной реакции и абулия (снижение воли) т.д.)
  1. Усиление (булимия, гиперсексуальность, гипербулия (увеличение количества побуждений и мотивов деятельности) и т.д.)
  2. Извращение (извращение влечений и мотивов деятельности (клиптомания, пиромания и т.д.), компульсивные влечения (побуждения к деятельности витальными потребностями, сочетается с невозможностями борьбы с ними), навязчивые влечения (влечения возникшие по мимо воли, сопровождающиеся борьбой мотивов) и т.д.).
  1. Патология на уровне интеллектуального компонента
  1. Борьба мотивов – амбитендентность (одновременное сосуществование 2-х противоположных мотивов и целей)
  2. На уровне целенаправленной деятельности – навязчивые действия, компульсивные действия, насильственные действия.
  1. На уровне реализации действий
  1. Угнетение – гипокинезия (замедление темпа произвольных движений), гипомимия (уменьшение движения мышцами лица ответственными за эмоции), мутизм (отсутствие ответной и спонтанной речи при сохранном речедвигательном аппарате).
  2. Усиление- галлюцинаторные, бредовые, маниакальные, катотоническое.
  3. Извращение – эхопраксия (повторение чужих движений, поз), эхолалия (повторение слов и звуков), эхофразия, речевые стереотипы, восковая гибкость (длительное сохранение больным приданной позы) и т.д.

 

Вопрос 8

Экзогенно-органический синдром 

В клинике ему характерны экзогенно-органические заболевания головного мозга: инфекционные заболевания, ЧМТ, опухоли головного  мозга, атрофические процессы (альцгеймер, паркинсон, болезнь пика, хорея-гентингтона).

Органические синдромы (экзо и эндогенные) складываются из симптомов снижения интеллекта, нарушения памяти, внимания, операционного компанента мышления, неустойчивых эмоций, снижение критичных способностей.

Структура синдрома:

Восприятие – сужение объема.

Внимание – при ригидном варианте(снижение объема, перечлючаемости, концентрации, быстрое наступление истощения), при лабильном варианте (снижение объема и устойчивости внимания).

Нарушение памяти – являются типичными для органического дефекта, проявляется расстройство произвольного и непроизвольного запоминания, расстройство воспроизведения, хранения и забывания. Кратковременная память характеризуется низким объемом и конфабуляциями. Отмечается выраженное торможение следов памяти (интерференция). Механическое запоминание более сохранно чем смысловое. Долговременная память характеризуется низким объемом, мозаичностью воспроизведения, конфабуляциями.

Мышление – замедление темпа ассоциативного процесса, характерна шаблонность ассоциаций, типичным признаком является нарушение операционной стороны мышления (обобщения). Начинают опираться на ситуативные менее существенные признаки. Нарушена операция абстрагирования, анализа и синтеза. При ригидном варианте – низкий темп, инертность, склонность к персеверациям. При лабильном варианте – лабильность мышления, отсутствие оформленной стратегии для решения задач, нарушена критичность.

Воображение – снижена способность к творческой продукции.

Речь -  обладает специфическими особенностями: обедненная просодика (интонационная сторона речи), снижение грамматического строя речи, бедный словарный запас, низкая смысловая насыщенность, типичные явления персеверации.

Письменная речь – крупный подчерк, нарушена грамматика, персеверация элементов букв, при рисовании не соблюдение контуров, промахивающиеся линии, макрография.

Эмоциональная сфера -  малая нюансировка эмоций (нету полутонов), инертность эмоциональных реакций.

Эндогенно-органический синдром

Эндогенно-органическому синдрому в клинике соответствуют истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы головного мозга.

Характерными признаками эпилептического  патопсихологического синдрома являются низкая переключаемость, инертность психических  процессов, склонность к детализации  в восприятии и мышлении, специфические изменения эмоций и мотивации.

Более легкий вариант нарушений  соответствует на уровне клиники  так называемым «эпилептическим  изменениям личности». В патопсихологическом  исследовании наблюдаются сохранность  общей продуктивности, достаточный  темп психических процессов, минимальные  нарушения операционального компонента мышления. Структура патопсихологического симптомокомплекса включает в себя ряд специфических изменений когнитивной, эмоциональной, мотивационной сфер.

Когнитивная сфера характеризуется типичными особенностями восприятия, памяти, внимания и мышления. Уже в начальной стадии эпилепсии отмечаются изменения подвижности психических процессов.

Восприятие - детализирующий тип восприятия, отражающий черты эпилептической психики в перцепции.

Внимание - сужение объема и низкая переключаемость процесса, отсутствие истощаемости внимания. Наряду с этим отмечается повышенная сосредоточенность на эмоционально- значимых объектах.

Память - характеризуется нарушениями операционного, динамического и, в меньшей степени, мотивационного компонентов процесса запоминания. В легких случаях обнаруживаются нарушения произвольной репродукции (концентрация внимания на удержании в памяти какого-либо слова приводит к ухудшению способности произвольной репродукции). Смысловая память страдает в меньшей степени, чем механическое запоминание. Долговременная память на- рушается мало.Течение эпилепсии сопровождается неуклонным ослаблением памяти.

Мышление - снижение темпа ассоциативного процесса, шаблонность ассоциаций; снижение уровня обобщения; склонность актуализировать в качестве опорных при обобщении конкретные ситуационные и личностно-значимые признаки. Типичный стиль выполнения мыслительной задачи — функционально- эгоцентрический.

В структуре эмоциональной сферы происходит увеличение амплитуды и снижение подвижности эмоциональных реакций. Наблюдается диссоциация между демонстрируемой доброжелательностью, угодливостью и внутренней фиксацией на негативных эмоциональных аспектах. Типичны переживание чувства обиды и злопамятность по отношению к конкретным фрустрирующим лицам и обстоятельствам, а также переживание чувства ревности.

Мотивационно-потребностная сфера. Спонтанный уровень мотивационной активности пациентов, как правило, высокий. У больных усилены агрессивные и сексуальные побуждения. В поведении преимущественно появляется склонность к порядку и аккуратности.

Личностно-аномальный синдром

В клинике личностно-аномальному симптомоком-плексу соответствуют акцентуированные и психопатические личности.

Психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс складывается из эмоционально-волевых расстройств, изменения структуры иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт.

Возбудимый вариант  личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса имеет своеобразную структуру, отличающуюся относительной сохранностью когнитивной сферы: восприятие, внимание и память обычно не страдают или их нарушения не связаны со структурой синдрома

Торпидный вариант  личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса также имеет структуру, характеризующуюся относительной сохранностью интеллектуально-мнестической деятельности.

Восприятие, внимание и память обычно не страдают, их сохранность коррелирует  с уровнем интеллектуального  развития.

Аффективно-эндогенный синдром -классически представлен при эндогенной аффективной патологии, в первую очередь при эндогенных психозах, психогенных и соматогенных психических заболеваниях.

Нарушения познавательной деятельности, выражаются в основном в динамике (в первую очередь в снижении скорости протекания и интенсивности) психических

Восприятие характеризуется выраженным в большей или меньшей степени сужением его объема.

Внимание отличается преимущественно снижением активности. Характерно затруднение произвольной концентрации на объектах. Возможна истощаемость внимания. Отмечается также снижение переключаемости и объема.

Память - снижение объема оперативной памяти. Кратковременная память характеризуется низким объемом запоминания, про- или постактивным торможением следов. Смысловое запоминание и долгосрочная память при депрессии страдают мало.

Информация о работе Общая патопсихология