Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 17:22, реферат
Данная работа имеет целью характеристику процесса общения как взаимодействия, важного вида человеческой деятельности. Задачи работы - осветить основные функции общения, выделить виды общения, охарактеризовать средства коммуникации, благодаря которым процесс общения не только просто возможен, но и насыщен эмоциями, чувствами. Без таких характеристик повседневное общение вряд ли бы вызывало интерес.
Введение…………………………………………………………………3
Виды общения…………………………………………….......................4
Характеристика основных функций процесса общения………………9
Барьеры педагогического общения…………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….18
Содержание.
Введение……………………………………………
Виды
общения……………………………………………......
Характеристика основных функций процесса общения………………9
Барьеры
педагогического общения…………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Общение
- специфическая форма
Общение - это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.
В
общении выделяются три взаимосвязанных
стороны: коммуникативная сторона,
которая состоит в обмене информации
между людьми; интерактивная сторона
заключается в организации
Данная работа имеет целью характеристику процесса общения как взаимодействия, важного вида человеческой деятельности. Задачи работы - осветить основные функции общения, выделить виды общения, охарактеризовать средства коммуникации, благодаря которым процесс общения не только просто возможен, но и насыщен эмоциями, чувствами. Без таких характеристик повседневное общение вряд ли бы вызывало интерес.
Виды общения.
Каждый из видов общения имеет свои правила, свой «кодекс». Так кодекс делового общения базируется на следующих правилах:
На
иных принципах выстраивается
Если один собеседник ориентируется на «принцип вежливости», а другой - «кооперативности», они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила коммуникации должны быть согласованы и соблюдаться обеими сторонами общения.
Различные формы взаимодействия людей характеризуются различными специфическими позициями в ситуации общения. Трансактный анализ предполагает анализ процесса общения на основе принципов, «ролей», или позиций общающихся в процессе трансакции. Трансакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.
Социально-
Английский
ученый В. Тернер, рассматривая ритуалы
и обряды, понимает их как предписанное
формальное поведение, как систему
верований и действий, исполняемых
особой культовой ассоциацией.
Человечество
выработало на протяжении веков огромное
множество видов ритуалов, которые
можно отнести к социально-
Ритуал
- это жестко фиксированная
Соревнование
- один из подвидов социально-ориентированного
общения. Это форма социального
взаимодействия, при которой имеется
четко определенная цель, все действия
людей соотнесены друг с другом с
учетом этой цели таким образом, что
они не вступают в конфликт, сам
человек не вступает в конфликт с
самим собой, принимая установки
другого участника этого
Еще один тип фиксируемых социальных взаимодействий - времяпрепровождение - трансакция, призванная удовлетворять потребность человека в признании, осуществляется с позиций «Родитель - Родитель». Тема такого общения - осуждение и обсуждение всех отклоняющихся от норм, это темы детей, воспитания, женщин, мужчин, телевидение и проч. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров по общению и перспектив отношений с ними.
Эрик
Берн исследовал такой тип взаимодействия
между людьми, как игра. Игра-искаженный
способ взаимодействия, так как все
межличностные потребности
Предметно-
Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - это те операции, которые заполняют жизнь людей.
Личностно-
Характеристика основных функций процесса общения.
Как справедливо замечает Г.М. Андреева,в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная
функция общения, или коммуникация
в узком смысле слова, состоит
в обмене информацией между общающимися
индивидами. Интерактивная функция
заключается в организации
Сходная классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.
Общение
полифункционально. Это означает, что
по отношению к конкретному
С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения, утверждает автор:
А.
Социальная функция. Социальный смысл
общения состоит в том, что
оно выступает средством
Б. Инструментальная функция заключается в обслуживании различных видов совместной пpедметно-напpавленной деятельности.
В.
Общепсихологическая функция
В качестве основной рабочей функции А.А. Бодалев выделяет инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (эта функция особенно характерна для творческих личностей).
Е.П. Белинская считает, что по критерию «цель общения», можно определить восемь функций общения:
1)
контактная, цель которой установление
контакта как состояния
2)
информационная, цель которой обмен
сообщениями, то есть прием
и передача каких-либо
3)
побудительная, цель которой
Информация о работе Общение как средство передачи информации