Общение как средство передачи информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 17:22, реферат

Описание

Данная работа имеет целью характеристику процесса общения как взаимодействия, важного вида человеческой деятельности. Задачи работы - осветить основные функции общения, выделить виды общения, охарактеризовать средства коммуникации, благодаря которым процесс общения не только просто возможен, но и насыщен эмоциями, чувствами. Без таких характеристик повседневное общение вряд ли бы вызывало интерес.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Виды общения…………………………………………….......................4
Характеристика основных функций процесса общения………………9
Барьеры педагогического общения…………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Общение как средсво передачи информации.docx

— 31.07 Кб (Скачать документ)

     4) координационная, цель которой  взаимное ориентирование и согласование  действий при организации совместной  деятельности;

     5) понимания, цель которой не  только адекватное восприятие  и понимание смысла сообщения,  но и понимание партнерами  друг друга (их намерений. установок,  переживании, состояний и т.  д.);

     6) эмотивная, цель которой возбуждение  в партнере нужных эмоциональных  переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение с его  помощью собственных переживаний  и состояний;

     7) установления отношений, цель  которой осознание и фиксирование  своего места в системе ролевых,  статусных, деловых, межличностных  и прочих связей сообщества, в  котором предстоит действовать  индивиду;

     8) оказания влияния, цель которой  изменение состояния, поведения,  личностно-смысловых образований  партнера, в том числе его намерений,  установок, мнений, решений, представлений,  потребностей, действий, активности  и т.д.

     Таким образом, в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или  функции) общения: коммуникативная, интерактивная  и перцептивная. По мнению Б.Ф. Ломова бывают: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной

     сфере человека и отвечающая потребности  в изменении своего эмоционального состояния. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение  выступает как необходимое условие  и средство воспроизводства сознательно  действующих личностей. Авторы определяют следующие функции общения: социальная функция, инструментальная функция, общепсихологическая  функция. Более детально определены: инструментальная функция общения, необходимая для обмена информацией  в процессе управления и совместного  труда; синдикативная функция, которая  находит свое выражение в сплочении  малых и больших групп; трансляционная, необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функция самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания. 

 

     

     Барьеры педагогического общения

     В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного  понимания последним. То есть в межличностной  коммуникации как особая проблема выступает  интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения  существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и  ученика, их представлений друг о  друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под  влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его  к учителю, самому тексту, ситуации общения.

               От чего же зависит адекватность  восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей  из которых является наличие  или отсутствие в процессе  коммуникативных барьеров. В самом  общем смысле коммуникативный  барьер - это психологическое препятствие  на пути адекватной передачи  учебной информации между участниками  педагогического процесса. В случае  возникновения барьера учебная  информация искажается или теряет  изначальный смысл.

     В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:

  • личностные;
  • социально-психологические;
  • физические.

     Некоторые из них мы рассмотрим.

     Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:

  • стереотипы мышления;
  • предвзятость;
  • неправильное отношение друг к другу;
  • отсутствие внимания и интереса к другому;
  • пренебрежение фактами

     Стереотипы  представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в  педагогическом процессе двояким образом: смысл информации может быть искажен  а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).

               Предвзятые представления между  учителем и учеником возникают  в результате снижения уровня  самокритичности и подъема самооценки (как правило, не всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом  общении проявляется в следующем:

               1. Ложные стереотипы, относящиеся  к восприятию человека по внешним  данным. (Этот - в очках, значит, умный,  этот - спортивный на вид, значит, неумный и т.д.) Установка на  внешность экономит педагогические  усилия, связанные с познанием  учеников, но часто приводит к  заблуждениям, которые в конечном  счете выливаются в педагогические  просчеты.

               2. Приписывание достоинств или  недостатков человеку исходя  только из его социального  статуса. В этом случае ученик  или студент оказываются не  в лучшем положении: их социальный  статус ниже статуса педагога.

               3. Субъективизм, штампы, трафареты,  предварительная информация, которую  педагог получает об учащемся (или другом педагоге). Следуя  им, педагог встает на ложный  путь педагогического общения  или оказывается вообще вне  его. Необходимо проверять всякую  информацию и проводить переоценку  предварительных установок, чтобы  познать истинного человека, его  плюсы и минусы и строить  общение с ним с опорой на  плюсы, осознавая, что каждый  человек в чем-то лучше другого.

               Общение - это совокупность связей  и взаимовлияния людей, складывающаяся  в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат  - изменение поведения и деятельности  других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда приводит к межличностным конфликтам.

 

     Заключение.

     Проблема  общения является основной для социальной психологии. Изучение общения показывает разнообразное проявление и фиксаций данного феномена. Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело.

     Теоретические научные подходы не исчерпывают  актуальность исследования проблемы общения  в социальной психологии. Вместе с  тем они показывают, что общение  должно изучаться как многомерное  явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов  системного анализа.

     Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение  их усилий с целью налаживания  отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих  партнерах.

     Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана  совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение  общения в этот процесс позволяет  осуществить “согласование” или  “рассогласование” деятельностей  индивидуальных участников.

     При этом под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

 

     Список  литературы

     1. Берн Э. Игры, в которые играют  люди: Психология человеческих взаимоотношений.  М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 480 с. 

     2. Кан-Калик В. А. Грамматика общения.  М.: Роспедагентство, 1995. - 108 с.

     3. Практическая психология: Учебник.  Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. - 336 с. 

     4. Станкин М. И. Психология общения:  курс лекций. М.: Московский психолого-социальный  институт, 2005. - 304 с. 

     5. Столяренко Л. Д. Психология  и педагогика для технических  вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 512 с. С. 436.

Информация о работе Общение как средство передачи информации