Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 17:22, реферат
Данная работа имеет целью характеристику процесса общения как взаимодействия, важного вида человеческой деятельности. Задачи работы - осветить основные функции общения, выделить виды общения, охарактеризовать средства коммуникации, благодаря которым процесс общения не только просто возможен, но и насыщен эмоциями, чувствами. Без таких характеристик повседневное общение вряд ли бы вызывало интерес.
Введение…………………………………………………………………3
Виды общения…………………………………………….......................4
Характеристика основных функций процесса общения………………9
Барьеры педагогического общения…………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….18
4)
координационная, цель которой
взаимное ориентирование и
5)
понимания, цель которой не
только адекватное восприятие
и понимание смысла сообщения,
но и понимание партнерами
друг друга (их намерений.
6)
эмотивная, цель которой
7)
установления отношений, цель
которой осознание и
8)
оказания влияния, цель
Таким образом, в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. По мнению Б.Ф. Ломова бывают: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной
сфере
человека и отвечающая потребности
в изменении своего эмоционального
состояния. Являясь важнейшей формой
жизнедеятельности людей, общение
выступает как необходимое
Барьеры педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.
От чего же зависит
В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:
Некоторые из них мы рассмотрим.
Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:
Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл информации может быть искажен а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).
Предвзятые представления
1. Ложные стереотипы, относящиеся
к восприятию человека по
2. Приписывание достоинств или
недостатков человеку исходя
только из его социального
статуса. В этом случае ученик
или студент оказываются не
в лучшем положении: их
3. Субъективизм, штампы, трафареты,
предварительная информация, которую
педагог получает об учащемся
(или другом педагоге). Следуя
им, педагог встает на ложный
путь педагогического общения
или оказывается вообще вне
его. Необходимо проверять
Общение - это совокупность связей
и взаимовлияния людей,
Заключение.
Проблема общения является основной для социальной психологии. Изучение общения показывает разнообразное проявление и фиксаций данного феномена. Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело.
Теоретические научные подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.
Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах.
Посредством
общения деятельность организуется
и обогащается. Построение плана
совместной деятельности требует от
каждого ее участника оптимального
понимания ее целей, задач, уяснения
специфики ее объекта и даже возможностей
каждого из участников. Включение
общения в этот процесс позволяет
осуществить “согласование” или
“рассогласование”
При
этом под общением следует понимать
форму социального
Список литературы
1.
Берн Э. Игры, в которые играют
люди: Психология человеческих
2.
Кан-Калик В. А. Грамматика
3. Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. - 336 с.
4.
Станкин М. И. Психология
5. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 512 с. С. 436.
Информация о работе Общение как средство передачи информации