Общение как взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:53, контрольная работа

Описание

В психологии общение определяется как: 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Работа состоит из  1 файл

соц психология.docx

— 45.49 Кб (Скачать документ)

Введение

В психологии общение определяется как: 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в  совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и выделить все возможные функциональные ситуации, то оказывается, что таких ситуаций может быть четыре:

- цель общения  - вне самого взаимодействия субъектов;

- цель общения  - в нем самом;

- цель общения  - приобщение партнера к опыту  и ценностям инициатора общения;

- цель общения  - приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера.

В отечественной  психологии множество исследователей занимались изучением проблемы межличностного общения. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Раскрывая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения, Б.Г.Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения в этой действительности. Поместив общение в триаду главных деятельностей, определяющих развитие психического мира человека, Б.Г.Ананьев рассмотрел основные его характеристики с точки зрения соотношения в них общественного и индивидуального. Он указывал, что межличностное взаимодействие, каковым является общение, определяется всегда системой общественных отношений, в которую оно включено, но, поскольку оно также постоянно выступает как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними. По его определению, общение - как социальное, так и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения - языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь. Б.Г.Ананьев, помимо речевых и неречевых средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторону - познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека.

 

 

 

 

 

 

 

1. Межличностное взаимодействие.

Взаимодействие  межличностное — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную, в  связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель или в логике фатического общения, эмоционально насыщенную или в этом плане нейтральную и т. д.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п. Помимо этого, в социальной психологии термином "взаимодействие" описывают систему взаимовстречных действий, поступков, деяний, которые характеризуются причинно-следственным характером подобной активности двух сторон, участвующих в межличностном контакте: по сути дела, любое проявление активности одного из участников взаимодействия оказывается одновременно и стимулом очередного поведенческого акта другого и своего рода реакцией на предшествующие действия партнера или оппонента. Именно так подобное "широкое" и "узкое" видение взаимодействия традиционно описывается специалистами в социально-психологической литературе: "Широкая трактовка используется, как правило, для указания на непосредственную взаимосвязь каким-либо образом воздействующих друг на друга индивидов (в результате межличностного взаимодействия они по меньшей мере отдают себе отчет во взаимном существовании); узкая — для обозначения способа реализации совместной деятельности, цель которой требует разделения и кооперации функций, а следовательно, взаимного согласования и координации индивидуальных действий"62. Важнейшими характеристиками межличностного взаимодействия как интерактивной стороны общения являются предметность, эксплицированность, рефлексивная неоднозначность и ситуативность. Предметность взаимодействия в данном случае предполагает наличие какого-либо объекта или задачи, по поводу которых и реализуется межличностный контакт. Правда, здесь необходимо оговорить артефактный случай, который в социальной психологии описывается с помощью такого термина, как "фатическое общение". Это, по сути дела, беспредметное общение, когда целью межличностного контакта выступает сам контакт. Другими словами, это ситуация, когда общение из формы субъект — объект — субъектных отношений превращается в субъект — субъектный акт, который в повседневной жизни на уровне обыденного сознания определяется как "беспредметный разговор". Что касается эксплицированности, то есть возможности стороннего наблюдения, то и в этом плане могут быть приведены артефактные случаи, когда внешняя регистрация процесса и результатов взаимодействия практически невозможна или возможна лишь в "отсроченном режиме" (например, опосредствованное взаимодействие, интимное взаимодействие и т. д.). Рефлексивная неоднозначность как один из содержательных признаков межличностного взаимодействия выражается в том, что этот тип контактов в реальности может проявляться и как осознанный, и как неосознанный результат крайне сложно организованной совместной деятельности, ее распределения между участниками. Ситуативность как неизменный признак межличностного взаимодействия отражает содержательную временно-пространственную конкретность осуществляемого контакта субъектов активности, позволяющую четко оценить продолжительность взаимодействия, его интенсивность, степень и характер его нормативности, ценностной насыщенности и т. д. Как правило, различают два основных вида взаимодействия — кооперацию, протекающую в форме подлинного партнерства, или сотрудничества, когда активность всех участников взаимодействия является необходимым условием достижения целей личностно значимых для каждого, и конкуренцию, когда в ходе скрытого или прямого соперничества каждый из участников взаимодействия пытается достичь свою цель, сам факт достижения которой как необходимое условие успеха предполагает неудачу других участников взаимодействия. Из сказанного ясно, что взаимодействие является одним из наиболее широких понятий в социальной психологии, а сам процесс взаимодействия зависит от множества переменных как собственно психологического, так и иного порядка. Поэтому непосредственное экспериментальное исследование взаимодействия как такового в полном объеме представляется не только чрезмерно сложным, но и вообще малореальным. Еще более проблематичными выглядят анализ и оценка всех значимых в контексте взаимодействия переменных в ходе практической социально-психологической работы, особенно в ситуациях, требующих принятия достаточно быстрых решений, направленных на изменение установок и модификацию поведения субъектов взаимодействия. Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Очевидно, что человек становится человеком только в общении, ибо естественным способом существования человека является его неразрывная связь с другими людьми. Главными средствами общения являются язык (система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом самовыражения личности) и знаки (любой материальный объект, который выступает в качестве единицы в приобретении и передаче информации (стол, стул, диван и т.д.); они делятся на два вида: 1) интенциональные - специально используемые для передачи информации; 2) неинтенциональные -- непреднамеренно выдающие эту информацию (дрожащие руки, оговорки, акцент и т.д.). В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:· «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

· Формально-ролевое  общение - регламентированы и содержание, и средства общения социальными  ролями партнеров по общению: врач и  пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и  пассажиры автобуса и т.д.

· Светское общение - определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в  том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или  иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

· Манипулятивное общение - направлено на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

· Духовное межличностное общение между  людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности; оно  характеризуется полным взаимопониманием, в его основе лежит доверие  к личности собеседника.

· Деловое  общение, направленное на обмен деятельностью, информацией, опытом с целью налаживания  отношений и достижения общего или  отдельных взаимовыгодных результатов.

Все многообразие видов общения можно разделить  на две большие группы: 1) формальное общение (ролевое) - определяется служебными и

социальными статусами людей; 2) неформальное общение (личностное) - определяется их личными  статусами и личными целями. Ролевое и личностное общение переплетаются и могут переходить одно в другое. Следовательно, общение -- сложный многогранный процесс, включающий ряд функций:

· формирование определенных образцов и моделей  поведения;

· взаимодействие людей, их взаимовлияние друг на друга;

· обмен информацией, ее передача и усвоение;

· формирование доверительных отношений между  людьми;

· взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

· формирование и развитие образа внутреннего «Я»  человека.

Выступая  мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его  жизнедеятельности и духовных устремлений. Цель человека при общении входит в один из четырех типов: 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов; 2) цель общения заключена в самом взаимодействии субъектов; 3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; 4) цель общения - приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.

2. Виды общения

       Виды общения по средствам: 

      1) вербальное общение – осуществляется  посредством речи и является  прерогативой человека. Оно предоставляет  человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

      2) невербальное общение происходит  с помощью мимики, жестов и  пантомимики, через прямые сенсорные  или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные  и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные  формы и средства общения присущи  не только человеку, но и некоторым  животным (собакам, обезьянам и  дельфинам). В большинстве случаев  невербальные формы и средства  общения человека являются врожденными.  Они позволяют людям взаимодействовать  друг с другом, добиваясь взаимопонимания  на эмоциональном и поведенческом  уровнях. Важнейшей невербальной  составляющей процесса общения  является умение слушать.

       Виды общения по целям:

      1) биологическое общение связано  с удовлетворением основных органических  потребностей и необходимо для  поддержания, сохранения и развития  организма;

      2) социальное общение направлено  на расширение и укрепление  межличностных контактов, установление  и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

       Виды общения по содержанию:

      1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

      2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

      3) кондиционное – обмен психическими  или физиологическими состояниями,  оказание влияния друг на друга,  рассчитанное на то, чтобы привести  человека в определенное физическое  или психическое состояние;

      4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

      5) мотивационное общение состоит  в передаче друг другу определенных  побуждений, установок или готовности  к действиям в определенном  направлении.

       По опосредованности:

      1) непосредственное общение –  происходит с помощью естественных  органов, данных живому существу  природой: руки, голова, туловище, голосовые  связки и т. п.;

      2) опосредствованное общение –  связано с использованием специальных  средств и орудий для организации  общения и обмена информацией  (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или  культурных предметов (знаковые  системы, записи символов на  различных носителях, печать, радио,  телевидение и т. п.);

      3) прямое общение строиться на  основе личных контактов и  непосредственного восприятия друг  другом общающихся людей в  самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей  друг с другом и т. д.);

      4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

       Другие виды общения: 

      1) деловое общение – общение,  целью которого является достижение  какого-либо четкого соглашения  или договоренности;

      2) воспитательное общение – предполагает  целенаправленное воздействие одного  участника на другого с достаточно  четким представлением желаемого  результата;

      3) диагностическое общение –  общение, целью которого является  формулировка определенного представления  о собеседнике или получение  от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом  и т. п.);

      4) интимно-личностное  общение возможно при заинтересованности  партнеров в установлении и  поддержании доверительного и  глубокого контакта, возникает между  близкими людьми и в значительной  степени является результатом  предшествующих взаимоотношений

 

 

3. Трансактный анализ Э. Берна

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция – это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Наиболее  известной и широко употребляемой  схемой подобного типа является так  называемая РВД — модель, разработанная  американским психологом Э. Берном и  положенная им в основу трансактного анализа. С точки зрения Э. Берна, "...каждый человек располагает определенным, чаще всего, ограниченным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории: 1) состояния Я, сходные с образом родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый, Ребенок (для удобства русскоязычной аббревиатуры, в отечественной психологии последнее из перечисленных состояний часто обозначается как Дитя — В. М., М. Ю.)... Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребенка"63. На основе анализа работ Э. Берна, функциональное содержание этих состояний может быть описано следующим образом:

Информация о работе Общение как взаимодействие