Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:50, контрольная работа
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.
Оглавление.
1. Введение. 1.5-2 листа
2. Теоретические положения. 1.5-2.5 листа
3. Методика. 1-2 листа
4. Результаты. 2-3 листа
5.Обсуждение.1.5-3 листа
6. Список литературы
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Специальность «психология» 1 курс, полная форма
Контрольная
работа общий психологический
Группа
3209048013
2010 г.
Оглавление.
1. Введение. 1.5-2 листа
2. Теоретические положения. 1.5-2.5 листа
3. Методика. 1-2 листа
4. Результаты. 2-3 листа
5.Обсуждение.1.5-3 листа
6. Список
литературы
Введение.
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное.
Любое наблюдение в психологии предполагает наличие:
исследователя (человека, который использует метод наблюдения в своей исследовательской деятельности); наблюдателя (человека непосредственно ведущего наблюдение и фиксирующего его результаты); объекта наблюдения (того человека или той группы людей, за которыми ведется наблюдение).
Существуют следующие виды наблюдения:
1.Систематическое и несистематическое.
Несистематическое – не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Систематическое – предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
2. «Сплошное» и «выборочное».
При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
При выборочном наблюдении исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы о поведенческих актов.
3. Непосредственное и опосредованное.
При опосредованном наблюдении используют наблюдательные приборы и средства фиксации результатов (аудио-, фото-, видеоаппаратуры, особые карты наблюдения и др.).
4. Включенное и внешнее.
Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании ребенка наблюдатель находится в тесном естественном общении с ним.
1 вид
включенного наблюдения: Наблюдаемые
знают о том, что их поведение
фиксируется исследователем; 2 вид
– наблюдаемые не знают, что
их поведение фиксируется (
В настоящей
работе «методика экспертной оценки
невербального поведения
В качестве объекта исследования наблюдается взрослый мужчина. Предметом является его невербальное поведение как метод исследования. Цель исследования, наблюдение за: 1) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; 2) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и направление движений и пр.); 3) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).
Задачи исследования:
1.Раскрыть
понятия «наблюдение», «метод наблюдения»
и особенности метода
2. Рассмотреть
виды организации
3. Используя
метод наблюдения провести экспертную
оценку невербального поведения личности.
Теоретическое положение.
Известно,
что мимика, жесты как элементы
невербального поведения
Еще в сороковые годы нашего столетия выдающийся советский психолог С.Л. Рубинштейн дал ответы на многие вопросы психологии выразительного поведения:
Природное и социальное, естественное и историческое в выразительном поведении, как и повсюду у человека, образуют одно неразложимое единство. Это не просто внешнее пустое сопровождение эмоций, а внешняя форма существования и проявления.
Выразительные движения во внешнем раскрывают внутреннее, создают образ действующего лица.
Выразительные движения выражают не только уже сформированное переживание, но и сами могут его формировать.
Общественная фиксация форм и значений выразительного поведения создает возможность конвенциальных выразительных движений.
Выразительные движения в известной степени замещают речь, они — средство сообщения и воздействия.
Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Обычно мимику анализируют:
1) по
линии ее произвольных и
2) на
основе ее физиологических
3) в
социальном и социально-
4) в
феноменологическом плане («
5) в
терминах тех психических
6) можно
также осуществлять анализ
Всесторонний анализ мимических выражений дает информацию об общей «мимической одаренности» личности, которая раскрывается через следующие характеристики:
1) сильная
— слабая; неопределенная —
2) разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;
3) мимика стереотипная, индивидуальная.
Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о мимическом знаке в целом или об отдельных его элементах. Лицевая экспрессия классифицирована на основе ведущего признака (мины лба, мины рта).
Л.М. Сухаребский
отмечает, что для понимания мимического
разнообразия личности имеет смысл
рассматривать как целостную
мимическую активность, так и частичную,
связанную с деятельностью
Целостность, динамичность — главные характеристики мимики как элемента невербального поведения личности. Поэтому за единицу анализа собственно мимического выражения должна быть принята совокупность координированных движений мышц всего лица, так как во многих исследованиях показано, что опознание эмоций зависит от участия всех лицевых мышц.
Таким образом, двойная регуляция, динамичность, целостность мимики, а также производные характеристики от перечисленных выше: изменчивость структуры выражения и в то же время наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики — являются ее основными характеристиками как элемента невербального поведения и определяют успешность ее опознания в межличностном общении.
Методика.
1.Наблюдение проводилось за мужчиной. Возраст 41 год. Социальный статус- рабочий, водитель.
2. Приборы и материалы: ручка, бумага, компьютер.
3. Место и время проведения наблюдения не определено т.к. велось постоянное наблюдение и в разных местах.
4. Наблюдение за невербальными признаками или индикаторами некоторых распространенных психических состояний и характерных особенностей поведения как: неуверенность, нервозность, раздражительность; повышенная, но скрываемая психическая напряженность; агрессия; закрытость; попытка скрыть что-либо; оценка собеседника; уверенность; готовность к диалогу и взаимодействию; самоконтроль; другие характерные движения.
5.Метод
наблюдения- приведенная ниже таблица:
Вопросы | всегда | часто | редко | никогда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Бывают
ли, по вашему мнению, у него (у
нее) «жесты-паразиты», |
+ |
|||
2. Может ли он (она) по вашему поведению понять, как вы относитесь к другим людям, событиям? | + |
|||
3. Может ли он (она) в конфликтной ситуации сдержать мимику, жесты, которые могут усилить вашу неприязнь, гнев, углубить конфликт? | + |
|||
4. Может ли он (она) по выражению ваших глаз понять, что вы хотите о чем-то спросить или что вы нуждаетесь в поддержке, сочувствии? | |
+ |
||
5. Гармонично ли сочетаются между собой его (ее) жесты, мимика, интонации в разных ситуациях делового и личного общения? | + |
|||
6. Умеет ли он (она) без слов, только взглядом привлечь внимание, выразить поддержку, укор? | + |
|||
7. Понимает ли он (она) по выражению вашего лица, когда вы чем-то озадачены, удивлены? | + |
|||
8. Соответствуют ли его (ее) жесты, мимика, интонации словам. Дополняют ли они содержание его (ее) речи? | + |
|||
9. Верно ли, что он (она) мимикой, позой может продемонстрировать, желает или нет общаться, поддерживать контакт? | + |
|||
10. Может ли он (она) сдерживать внешнее проявление гнева, недовольства, обиды, если это необходимо? | + |
|||
11. Понимает
ли он (она), когда в вашем голосе
звучит неодобрение, |
+ |
|||
12. Бывают ли у него (нее) некрасивые, непривлекательные, с вашей точки зрения, позы и движения? | + | |||
13. Использует
ли он (она) мягкие, доверительные
интонации, когда хочет |
+ |
|||
14. Умеет ли он (она) по изменениям вашего поведения определить изменения в настроении, состоянии? | + |
|||
15. Может
ли он (она) передать оттенки,
нюансы своих чувств, эмоций при
помощи различных неречевых |
+ |
|||
16. Умеет ли он (она) достаточно тонко и понятно показать свое доброжелательное отношение к другим: приветливость, симпатию, заинтересованность? | + |
|||
17. Есть
ли у него (у нее) индивидуальные,
неповторимые жесты и позы, понятные
другим и отражающие его (ее)
индивидуальные особенности, |
+ |
|||
18. Может
ли он (она) понять ваше отношение
к нему (к ней), даже если вы
стараетесь его не |
+ |
|||
19. Бывает
ли он (она) скован в движениях,
в жестах, когда попадает в
непривычную, незнакомую |
+ |
|||
20. Понимает ли он (она), когда вы расстроены, не расположены к общению? | + |
Информация о работе Общий психологический практикум. Наблюдение