Общий психологический практикум. Наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:50, контрольная работа

Описание

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.

Содержание

Оглавление.
1. Введение. 1.5-2 листа
2. Теоретические положения. 1.5-2.5 листа
3. Методика. 1-2 листа
4. Результаты. 2-3 листа
5.Обсуждение.1.5-3 листа
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная наблюдение а а.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)
 

6. Способ оценки  знак плюс – подтверждение положительной оценки в данной графе.

7. С данным человеком велось  включенное скрытое наблюдение . Включенное наблюдение, с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой стороны, непосредственная включенность в события может на объективность отчета наблюдателя.

 Повышенная, но скрываемая психическая напряженность: Отчетливо просматривалась в крепко сжатых руках, сцепленных пальцах (причем, чем выше напряженность, тем сильнее сжаты руки, иногда пальцы даже белеют), защитные движения- это поглаживание шеи, расстегивание (или оттягивание) воротничка рубашки. В процессе разговора, находясь в состоянии сильной психической напряженности, может неожиданно встать и пройтись по комнате. В этот момент не стоит к нему обращаться, он все равно ничего не воспримет. Успокоится, сядет – тогда можно продолжить разговор.

Попытка скрыть что-либо: потирание пальцами висков и подбородка, отведение взгляда в сторону, наклон корпуса от собеседника. Такие же движения может производить, если не желает высказываться.

Оценка  собеседника: это наклон головы набок. Другое движение - почесывание подбородка; впрочем, это не только жест оценки, а еще и свидетельство размышления. Критическая оценка проявляется так: подбородок опирается на ладонь, голова слегка наклонена в сторону, указательный (или указательный и средний), палец вытянут вдоль щек, а остальные вместе располагаются под подбородком. А если корпус к тому же слегка наклонен назад, то это еще и проявление иронической оценки. в недоверие и подозрительность. Характерным жестом в таких случаях является закрывание рта рукой (возможно, с касанием носа указательным пальцем); глаза при этом могут быть либо широко раскрыты, либо слегка прищурены.

  Готовность  к диалогу и взаимодействию: жестикуляция у лица, внимательный взгляд, доброжелательные интонации. Если при этом демонстрируется  открытость, то руки протянуты немного  вперед и в стороны, ладони открыты, руками часто делаются круговые движения.

 Результаты

  Опросник, приведённый выше, на мой взгляд, составлен очень хорошо, но у  теста есть в целом есть  большой недостаток: непонятно как  использовать результаты, т.к нет  конкретного ключа подсчета баллов (например). Пояснения в конце теста, так же дают очень мало информации, т.к они лишь относят определенный массив вопросов к конкретной характеристике человека, но не выявляют, к примеру, их отношение к друг другу.

Наблюдение  проводилось в условиях, естественных для жизни налюдаемого "субъекта", и его требованием является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяло исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения при минимальных искажениях, но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто является выжидательным, несистематическим. Главная задача на стадии организации наблюдения -- определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения и их кодификаторы составляют так называемую "схему наблюдения"

  Особенность наблюдательности в этой сфере заключалась в необходимости дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне. Необходимо развитие как абсолютной, так и относительной чувствительности именно к этим признакам, так как они раскрывают динамические характеристики человека, сформировавшиеся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его настоящей жизни — с другой. Динамика онтогенетического изменения может  выражаться через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие в настоящем времени, выражаться через мимику, жесты, позы.

В процессе наблюдения, у субъекта наблюдались разные жесты: раздумья, критической оценки, сосредоточенного внимания, сокрытия истинных намерений, удивления, защитной реакции, самодовольства, затруднения при ответе и др. В чем отличие этого жеста от близких ему, какие детали (или одна деталь) являются существенными для изменения смысла жеста?

Ставилась задача не только «прочитать» значение позы, но и осознать, через какие, составляющие ее элементы поза приобретает то или иное значение. При этом элементы, создающие позу, и есть те конкретные признаки, за которыми человек наблюдает: расположение туловища, тонус его мышц, соотношение в расположении туловища и головы, положение рук, положение ног и т. п.

Ставилось задание наблюдать за его мимикой и определять ее значение. Сам он действует так: вначале спокойное лицо, затем меняется только мимика рта, а все остальные элементы лица остаются без изменения, т. е. находятся в состоянии покоя. Наконец меняется только расположение бровей и лобных складок, а все другие элементы мимики снова находятся в состоянии покоя

В ходе этой работы мы рассмотрели виды наблюдения в психологии. В результате пришли к выводу, что перечисленные классификации не противостоят одна другой, а отражают независимые критерии классификаций, дополняющих друг друга. Поэтому методика реального конкретного исследования может сочетать разные виды, например, полевое наблюдение, может осуществляться как систематическое в рамках поискового  исследования.Познакомились с программой (схемой) наблюдения в психологии. На основе которой в практической части было проведено экспериментальное исследование с использованием метода наблюдения «Взаимоотношения «взрослый-ребенок» в конфликтной ситуации».

В результате мы пришли к выводу, что использование  метода наблюдения в психологии, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности. 

Обсуждение.

Наблюдение  является одним из основных методов  психологического исследования.Под наблюдением мы понимаем активную форму чувственного познания, дающую возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Метод наблюдения в психологии имеет как преимущества, так и недостатки, что очень важно учитывать в своей работе психологам.

Подведем  некоторые итоги. Невербальное поведение  личности — это социально и  биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом  невербальных средств общения, преобразованных  в индивидуальную, конкретно - чувственную форму действий и поступков. Поэтому понятие невербального поведения личности уже, чем понятие невербальных коммуникаций, невербальных средств общения. Круг невербальных средств общения гораздо шире, чем круг элементов, входящих в собственно структуру невербального поведения личности.

Невербальное  поведение личности, рассматриваемое  в контексте социальной перцепции, предполагает членение его структуры  в соответствии с системами отражения. Взаимосвязь между структурами  невербального поведения, как целостного образования личности, осуществляется на основе взаимодействия систем отражения.

В невербальное поведение личности входят кинесические, просодические, экстралингвистические, такесические, ольфакторные структуры, которые в свою очередь могут  быть расчленены на подструктуры и элементы.

Все структуры  невербального поведения личности полифункциональны.

Основное  свойство невербального поведения  личности — движение — возникает  на основе кинесического компонента. Оно (движение) присуще элементам  кинесической подструктуры: мимике, позе, интонации, жестам.

Особая  роль среди элементов невербального  поведения отводится мимике. Анализ выражений лица дает представление  об «экспрессивной одаренности» личности. Каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для одних и неспецифическими для других состояний.

Поза  как элемент невербального поведения  выполняет наряду с индикативной функцию регуляции процесса межличностного отношения. Она в большей степени, чем другие элементы невербального поведения, наделена культурноспецифическими характеристиками.

Жесты, позы, интонации, мимика — это целостная  подструктура невербального поведения, наделенная динамичностью, изменчивостью  и в то же время константностью, многозначностью и одновременно «емкой однозначностью».

Между невербальным поведением и пространственновременной организацией общения существует прямая связь. Они взаимодействуют на основе принципа равновесия: изменение интенсивностей функционирования подструктур невербального поведения приводит к возникновению оптимального общения с точки зрения пространства и времени, а изменение пространственных компонентов общения вызывает переструктурирование невербального поведения.

И в  заключении хотелось бы сказать что, невербальное поведение дает поистине огромную информацию о человеке, его личностных и характерологических особенностях, переживаемых эмоциях. Достоверность этой информации велика. Контролировать невербальное поведение очень сложно, а чаще всего невозможно. Верная фиксация его признаков, правильная интерпретация помогают развивать проницательность.

Однако  кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами  и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать  контекст, в котором живут эти  жесты. Если вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенной вниз головой, то это, скорее всего, будет означать, что он замерз, а вовсе не его критическое отношение к чему-либо. Однако, если человек в точно таком же положении будет сидеть напротив вас за столом переговоров о заключении сделки, то его жесты совершенно определенно следует трактовать как имеющие негативное или оборонительное отношение в сложившейся ситуации. 

Список  литературы.

1. С.Л.  Рубинштейн. Основы общей психологии. Изд. С-Петербург 2007г.   

2. Лабунская  В.А. Невербальное поведение : Издво Ростов, унта, 1986. .

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М., 2004.

4. Общий   практикум по психологии: Метод  наблюдения. Часть 1. / Под ред.  М.Б. Михалевской. –    М., 1985.

5. Психодиагностика. Составитель: Качалова Н.Г., к.ф.н., доцент кафедры социологии и  социальной психологии 

6. . http://psihoanalis.ru/biblioteka/alan-piz

Информация о работе Общий психологический практикум. Наблюдение