Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:05, реферат
Одаренность - это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками.
Исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом особенностей, которые их выделяют:
Сложности преодоления познавательного
эгоцетризма определяются не столько
трудностью восприятия одаренным ребенком
иной точки зрения - они зависят в первую
очередь от оптимистичной веры одаренного
ребенка в интеллектуальные способности
окружающих. Однако все это ни в коей мере
не ставит под сомнение важность педагогической
работы по преодолению эгоцентризма у
одаренных детей. В зрелом возрасте это
свойство приводит к крайне негативным
последствиям. «Неспособность выработать
терпеливое и дружелюбное отношение к
менее одаренному человеку, - считает американский
психолог К. Тэкэкс, - часто ведет к разочарованию,
желчности и мизантропии, которые убивают
потенциальных лидеров».
Лидерство. В общении со сверстниками (неодаренными
детьми) одаренный ребенок довольно часто
берет на себя роль руководителя и организатора
групповых игр и дел. Основываясь на подобном
наблюдении, многие исследователи выделяют
в качестве одной из важных, с их точки
зрения, черт одаренных детей - склонность
командовать другими детьми. Но стоит
только рассмотреть это явление более
внимательно, как выявляется довольно
сложная картина.
Наблюдения, проведенные
в ходе экспериментальной работы,
позволяют сделать заключение о
том, что проявляемые таким образом
организаторские способности одаренного
ребенка в большинстве случаев имеют несколько
иную природу, чем у взрослого. Они, как
правило, основываются не на суггестивных
возможностях, не на умении настоять на
своем и не на способности «ладить», устанавливать
контакты с другими детьми. Сразу замечу,
что последние тоже могут иметь место,
но в этом случае мы имеем дело уже не с
творчески одаренными детьми вообще, а
с одним из специальных видов одаренности
- «лидерской одаренностью».
Основная причина склонности одаренного
ребенка к командованию сверстниками
- его интеллектуальное превосходство
над ними, гибкость и быстрота его мышления.
Он лучше других представляет себе наиболее
эффективный характер игровых действий,
прогнозирует возможные ошибки и несоответствия
игрового поведения участников и, стремясь
предупредить их, берет на себя ответственность
- роль лидера.
Это проявляется довольно отчетливо в старшем дошкольном возрасте. У младших школьников эта ситуация несколько видоизменяется. Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно результат педагогических недоработок); особенности характера (темперамента), следствием которых является не стремление утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности, выраженный в увлеченности углубленной, интеллектуальной работой; самодостаточность.
Соревновательность. Склонность одаренного ребенка
к соревновательности отмечали многие
исследователи (Н. Гольдман, К. Джонстоун,
М. Партен, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич
и др.). Соревновательность, конкуренция
- важный фактор развития личности, укрепления,
закалки характера. Опыт побед и поражений,
приобретаемый в ходе различных интеллектуальных,
художественных, спортивных состязаний
детей, чрезвычайно важен для дальнейшей
жизни, без него наивно рассчитывать на
воспитание творца, не боящегося жизненных
трудностей. Через соревнование ребенок
формирует собственное представление
о своих возможностях, самоутверждается,
приобретает уверенность в своих силах,
учится рисковать, приобретает первый
опыт «разумного авантюризма» (К. Абромс,
А. Карне, К. Тэкэкс).
Источник склонности к соревновательности
у одаренных детей следует искать в возможностях,
превышающих обычные. Особенно важную
роль играют здесь способности к высокодифференци-рованной
оценке. Построенная на этой основе самооценка,
даже будучи не завышенной, а адекватной,
способна стимулировать интерес к конкурентным
формам взаимодействия со сверстниками.
Но отмечая это явление как естественное,
многие исследователи постоянно говорят
о необходимости соревнования не столько
с «нормальными», сколько с такими же одаренными
детьми.
Причем особенно ценен, по мнению некоторых
специалистов, опыт поражений (К. Тэкэкс).
Но соревнование как метод
психосоциального развития имеет и
свои недостатки. Естественное желание
одаренного ребенка побеждать, выигрывать
при постоянном подкреплении, достигаемом
путем конкурентной борьбы с неодаренными
сверстниками, как установлено в ряде
исследований, приносит больше вреда,
чем пользы. Формируемое в результате
чувство превосходства к числу положительных
уже не относится и весьма существенно
деформирует дальнейшее личностное развитие.
Конкуренция с более сильными (одаренными
детьми или более старшими) при соблюдении
ряда педагогических условий дает хорошие
результаты.
Особенности эмоционального
развития. В качестве одной из основных
особенностей эмоциональной сферы одаренного
ребенка большинство исследователей отмечают
повышенную уязвимость. Источником ее
является сверхчувствительность, уходящая
корнями в особенности интеллектуального
развития. Уже отмеченная способность
улавливать причинно-следственные связи,
сочетающаяся с опережением в количестве
и силе восприятия окружающих явлений
и событий, рождает более глубокое и тонкое
их понимание. Одаренные дети не только
больше видят, тоньше чувствуют, они способны
следить за несколькими явлениями сразу,
тонко подмечая их сходство и различие.
Способность улавливать то,
что осталось не замеченным другими,
сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом,
приводит к тому, что они все принимают
на свой счет. Поэтому внешне нейтральные
замечания, реплики, действия могут оказывать
сильное воздействие на одаренного ребенка,
в то время как его «нормальные» сверстники
отнесутся к ним равнодушно.
Юмор. Без способности обнаружить
несуразности, видеть смешное в самых
разных ситуациях невозможно представить
творческого человека. Эта способность
проявляется и формируется с детства.
Она является свидетельством одаренности
и вместе с тем эффективным механизмом
психологической защиты.
Список используемой литературы: