Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:26, реферат
Одиночество — тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.
Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность — это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающая помимо прочего дефицит умений и навыков общения.
Введение 3
Современные исследования переживания одиночества 4
Общительность и проблема одиночества 5
Влияние семьи на возникновение одиночества 11
Одиночество в семье 18
Работа по преодолению социально-психологического одиночества 24
Заключение 29
Список использованной литературы 30
К деформации природной общительности человека приводят неблагоприятные условия воспитания. В нормальных условиях любой ребенок постоянно тянется к общению. И если младенец пытается наладить контакт доступными ему способами (улыбкой, плачем, всеми своими еще плохо координированными и управляемыми движениями), то ребенок, научившийся говорить, старается не упустить малейшей возможности речевого общения. Уже в четыре года, по данным московского социолога В. С. Коробейникова, он задает около тысячи вопросов в день, используя при этом приблизительно 12 тысяч слов.
Содержание и форма этих ответов
создают у ребенка
Между родителями и ребенком устанавливается определенный стиль общения, порождаемый, как правило, взрослыми. В одной семье мать или отец могут требовать от ребенка беспрекословного подчинения, как в армии, и он привыкает, не задумываясь, выполнять все требования. В другой — принято потакать всем капризам. Стоит только ребенку пожаловаться на недомогание, как его начинают опекать. Постепенно он входит в роль «слабого и беззащитного» и от окружающих ожидает решения всех своих проблем только за счет сочувствия к его несчастному виду. В семье может быть принят товарищеский стиль общения, когда родители обращаются с ребенком, как со взрослым, или сами входят в роль сверстников, когда, например, отец говорит сыну: «Ну и попадет нам от мамы».
Взаимоотношения в семье и отношение членов семьи к ребенку формируют основу его характера — отношение к людям, умение строить и регулировать свои взаимоотношения с ними. В упоминавшемся исследовании адаптационных способностей личности, проведенном Э. Сигельман и ее коллегами, изучалось влияние общей атмосферы родительской семьи и личностных особенностей матери на становление характера человека. Экспериментаторы начали наблюдения над детьми с 21-36-месячного возраста. На протяжении тридцати лет психологи и работники социальных учреждений посещали семьи участников эксперимента, проводили опросы и тестирование, фиксировали изменение бытовых и социально-экономических условий их жизни. Естественно, что часть испытуемых отсеялась в результате переезда, отказа от участия в исследовании, других причин. В ходе этого наблюдения были накоплены данные о семейных условиях жизни и особенностях воспитания 171 человека.
Их анализ позволил сделать выводы,
об особенностях семейной атмосферы, положительно
или отрицательно влияющих на развитие
общительности и
Плохая адаптируемость и тесно
связанная с ней
В очень неблагоприятных условиях оказываются дети, лишенные естественного чувства материнской любви и уважения. Авторитет в семье (то, что большинству детей дается в целом даже незначительными успехами) завоевывается ими с трудом и всеми доступными способами. В такой обстановке у детей нередко формируется стойкое чувство собственной ненужности, униженности, неудовлетворенности.
Но и атмосфера чрезмерного
внимания к ребенку является не менее
неблагоприятной. Полное отсутствие требовательности,
потакание каждому желанию
Не только крайности воспитания, вызванные неправильным отношением родителей к ребенку, приводят к развитию чувства неуверенности при общении. В семье могут быть вполне благоприятные эмоционально-психологические отношения, но недостаточно высокий культурный уровень или замкнутый образ жизни семьи могут препятствовать освоению ребенком разносторонних форм и навыков общения. Это и влечет за собой формирование низкого уровня культуры общения. Взрослея, человек начинает это осознавать, испытывать чувство неловкости, попав в новые, непривычные для него, ситуации. Потребность находиться среди людей, сотрудничать с ними, быть оцененным по достоинству, пользоваться авторитетом, любовью, уважением блокируется непонятными для него механизмами и незнакомыми общими правилами той игры, которая называется общением. Все навязчивее звучат вопросы: «Почему дома, наедине с собой, ты находишь удачные слова и правильные решения? Что же мешает тебе высказаться и быть правильно понятым другими? Да эти другие тебе и мешают. Почему они ведут себя так «неправильно» по отношению к тебе? Почему перебивают в самом начале, когда ты только-только решился высказать самое главное, самое умное? И почему так внимательно слушают другого?»
Чем раньше человек задумывается над проблемой одиночества и многими другими вопросами, тем скорее он находит ответы, строит свою концепцию правил общения. Кажется, выход найден, модель поведения ясна: «С этими я буду тверд и непреклонен. С теми — холоден и высокомерен. А в этой компании — весел, непринужден, остроумен. На улице, в транспорте, магазине — выдержан и терпелив, ведь моя раздражительность и грубость оскорбляют и угнетают прежде всего меня самого». Все понятно, решение принято, но... все опять получается по-прежнему; негодяю не смог твердо сказать «нет», на лице блуждала какая-то извиняющаяся улыбка, так хорошо осознаваемая в тот момент как неуместная; в компании не получилось быть остроумным, отчего настроение испортилось еще больше, и весь вечер просидел с кислым выражением лица, до чего никому не было никакого дела; зато в магазине так «достойно» ответил на грубость продавщицы, что самому до сих пор противно. Почему ничего не получилось?
Желаемая модель поведения (общения) не реализуется по очень простой причине. Ведь научиться — это не только знать, это прежде всего уметь. Необходимы навыки, доведенные до автоматизма. Как ребенок, научившийся ходить, не задумывается над последовательностью и координацией движений; как гимнастка, не задумываясь, безукоризненно выполняет цепь невообразимых по сложности элементов. Но ведь этому предшествовала изнурительная работа над каждым элементом. В общении же повышенный контроль, с одной стороны, и отсутствие упражняемости навыков общения в различных ситуациях, с другой, приводят к повышению неуверенности и тревожности.
Необходимо разделять одиночество на здоровое и патологическое. Здоровое одиночество знакомо многим: в какой-то момент хочется побыть одному и осмыслить то, что с тобой происходит. Если у такого человека есть возможность вернуться к семье, друзьям коллегам в любой момент, то такое одиночество здоровое, нормальное и должно иметь место в каждой системе. Если же человеку «наевшемуся» своим одиночеством, система не дает возможности вернуться в нее, то это означает наличие паталогических или дисфункциональных отношений, позволяющих иметь в семье аутсайдера.
Робин Скиннер в своей книге «Семья и как в ней уцелеть» пишет о том, что аутсайдер это человек, который не смог в своем детстве преодолеть до конца одну из ступеней развития. А именно, он смог оторваться от матери, но не смог присоединиться к команде «мать-отец», так и оставшись один. Поэтому аутсайдеру так тяжело находиться в какой-либо команде: семья, рабочий коллектив, друзья. Его внутреннее «Я» родители не смогли «ужать» и оно осталось младенчески большим. Взрослому человеку с таким «Я» невозможно больно изменить себя, поэтому он стремится изменить свое окружение: лестью, пресмыкательством, нажимом, упрямством он будет всегда достигать своей цели - заставить людей плясать под свою «дудку», чтобы защитить свое «Я». Скиннер выделяет два вида аутсайдера: «человек-крикун» и «человек-тихоня». «Человек-крикун» с первого взгляда несносен: он кричит, обвиняет, вечно недоволен своим окружением и своей жизнью. Таким поведением он привлекает к себе внимание и одновременно сохраняет дистанцию между собой и членами семьи.
«Человек-тихоня» ведет себя очень тихо: он не кричит и не обвиняет, но и не делает ничего, чтобы что-то менялось. Такой ребенок «пялится на доску, морщит лоб, глубокомысленно сосет карандаш, но в него ничего не проникает» из того, что говорит учитель. Своей необучаемостью ему с избытком удается привлечь внимание взрослых в виде замечаний. При этом сохраняет дистанцию от родителей «уходя в себя». Вроде бы он здесь, но его мысли отсутствуют, они там, где могут обрести относительную свободу от взрослых.
Таким образом, создается «порочный круг»: аутсайдер привлекает
к себе внимание криком или «необучаемостью»,
семья реагирует на это поведение замечаниями,
криком или игнорированием в результате
чего увеличивается дистанция между аутсайдером
и семьей, затем аутсайдер снова неадекватно
требует к себе внимание,
уменьшая таким образом дистанцию, а семья
снова неадекватно реагирует, увеличивая
таким образом дистанцию и т.д.
Такой «порочный круг» разрушить самой семье очень трудно, так как родители аутсайдера сами являются аутсайдерами. Значит в этой семье всем будет не по силам групповая задача «отдавать - брать», все будут в какой-то степени манипулировать друг другом. В такой семье идет постоянная скрытая борьба за власть. Помощь такой семье заключается в прорисовке границ между детской и родительской подсистемами, а так же показать родителям их собственную нужду во внимании, любви и ласке и научить их согласовывать свои руководящие указания ребенку. Кроме того, важно работать с правилами и мифами в данной семье. Например, миф о том, что родители должны быть всегда безупречны и без недостатков.
Карл Витакер в своей книге «Танцы с семьей» говорит, что аутсайдер в семье это отец и считает, что разговор надо начинать именно с отца, как эмоционального аутсайдера. «Это начало оказывается в действительности сложнее, чем простая фокусировка на отце, и представляет собой ничто иное, как включение в реальный семейный круг и задействование для терапевтического процесса эмоционального аутсайдера, что резко изменяет уже устоявшуюся семейную конфигурацию. Открываются новые возможности. Маму и любого идентифицированного пациента я оставляю на потом, так как хочу поговорить с другими членами семьи прежде, чем обратиться к ним и к их проблемам».
Далее Витакер предполагает, что одиноко чувствует себя не только отец, но и его жена, так как она остается без поддержки мужа. «Для описания традиционной семейной модели я использую аналогию с колесом велосипеда. Мать - это ось колеса. Она ответственна за психическую атмосферу в семье, за то, достаточно ли заботы и внимания получает каждый член семьи. Отец похож на шину. Его функция заключается в более непосредственном взаимодействии с внешним миром. Он должен защитить остальных членов семьи от опасностей реального мира, а также подготовить детей к реальной жизни. Дети в моей аналогии напоминают спицы колеса. Они то, что соединяет мать и отца, и если продолжить аналогию, так же и то, что родителей разделяет. В любом случае такая модель отнюдь не благоприятствует близости между мамой и папой как мужем и женой».
И в этом смысле в семье не может быть только
одного аутсайдера: если отец держится
в стороне, то и жена оказывается в одиночестве
без мужа. И тогда, жена начинает компенсировать
свое одиночество
перееданием, излишней заботой о детях,
хроническими заболеваниями и т.д.
К. Витакер, так же как и Скиннер, считает, что "одиночество" супругов передается их детям, а дети в свою очередь передают его своим детям и т.д. "Эмоциональные взаимоотношения между родителями оказывают глубокое влияние на детей. Воспитание в таком семейном окружении, которое отмечено безучастностью и дистанцией между мужем и женой, обычно приводит к проблемам с близостью у детей. Дети прилагают усилия к тому, чтобы избежать такой судьбы, однако результат оказывается тем же".
Чтобы изменить устоявшуюся "семейную конфигурацию", Витакер выводит на поверхность семейную динамику, говорит вслух о скрытых процессах. "Наша способность преодолевать такие препятствия открытым и прямым способом создает условия, при которых рост оказывается возможным. Это может разрушить подобное гипнозу заклятье, которое казалось бы, удерживает детей в рамках паттернов своей семьи. Наблюдая дистанцию между родителями и сопутствующие ей боль и изоляцию, дети скорее всего, зададут себе следующий вопрос: "Пойду ли я по той же дорожке?" Это дает возможность поиска взаимоотношений качественно иного рода".