Одиночество как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:26, реферат

Описание

Одиночество — тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.
Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность — это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающая помимо прочего дефицит умений и навыков общения.

Содержание

Введение 3
Современные исследования переживания одиночества 4
Общительность и проблема одиночества 5
Влияние семьи на возникновение одиночества 11
Одиночество в семье 18
Работа по преодолению социально-психологического одиночества 24
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

одиночество как социальная проблема.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Одиночество у Хеллингера рассматривается как индивидуация и исключение из системы члена  семьи. Индивидуация в семейных отношениях это естественный процесс. "Индивидуум постепенно освобождается от своих связей и отношений. Но в тоже время такое освобождение ведет его к интеграции в гораздо более широкий контекст. Это как если кто-то из маленького тесного места поднимается все выше и выше в горы и получает все более и более широкий обзор. Но чем выше он поднимается, тем сильнее становится его одиночество. Несмотря на это, он переживает свою новую реальность как более широкий контекст, чем прежде.

Иными словами, освобождение от близкого связывает нас с чем-то большим, но за это человеку приходится платить более глубоким одиночеством. Поэтому шаг от контекста тесных отношений к новому и широкому так труден для многих. Во всех тесных связях и отношениях чувствуется потребность развивать себя дальше к этому большему и более широкому. Поэтому, когда отношения достигают своей наивысшей точки, психологическая связь между партнерами изменяется и заменяется на более широкую. Связь между партнерами является процессом умирания. Каждый кризис в отношениях переживается как процесс умирания: близость лишается чего-то, но в то же время, на другом уровне, связь становится иной - более широкой, спокойной и свободной. Любовь может стать даже большей, но ее качество изменяется".

Для того, чтобы отношения  между членами семьи были хорошими, необходимо соблюдать условия: привязанность, баланс "давать-брать" и порядок. Если же эти условия нарушаются, то в семье отношения не складываются. И тогда, как одна из возможных проблем может произойти исключение из системы члена семьи. "Если кто-то, кто принадлежит системе, по каким-то причинам исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже, или что они ему ничем не обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он реанимирует чужую семью и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится».

 

Можно также отдельно рассмотреть одну из сложных проблем  во взаимоотношениях, ведущей к одиночеству  мужчин, - ревность мужчины.

У мужской ревности, как  и у любого поведения человека, множество истоков. Иногда ревность обусловлена генотипом, психическим расстройством, криминальным или агрессивным складом личности мужчины. Ревность может проистекать из сексуального возбуждения, которое возникает у мужчины после стычки с его любимой женщиной и обвинений ее в неверности.

В культуре ревнивец всегда воспринимается как агрессор, безумец, гордец, неконтролируемый в своих эмоциональных побуждениях собственник. Однако, так ли это? Не является ли ревнивец сам страдающей жертвой насилия, которое произошло с ним задолго до отношений с женщиной?

Когда ревность не обусловлена  генотипом, сексуальным стилем взаимодействия, психопатологией, то имеет место детская травма, которую получил мужчина в глубоком детстве. Сами симптомы указывают на это. Так, ревнивец не может находиться в одиночестве, мысль, что он останется один, рождает в его психике череду страхов и может привести его к насильственным действиям. Мужчина сталкивается с бессознательными «толчками» давно вытесненного опыта, сознательные проявления коего выглядят аналогично (например, истерические нападки и бредовые идеи). Открывшись женщине, сблизившись с ней, сделав из нее сверхценный объект взаимоотношений и привязанности, мужчина не может смириться с идей (а, как правило, бывает только идея), что он потеряет любимую. Это толкает его на бесконечное и бессмысленное выяснение отношений, установление «правды». В головном мозге мужчины спонтанно устанавливается и закрепляется нейронная связь между опытом одиночества, брошенности, пережитого в глубоком детстве и убеждениями (в случае психопатологии — бредовыми) относительно неверности объекта любви. Гипноанализ ряда пациентов, проведенный специалистами, показал, что многие ревнивцы пережили страх, а в некоторых случаях ужас в возрасте до 5 лет, когда были оставлены в одиночестве своими родителями, в ситуациях, когда нуждались в психологической поддержке и заботе.

Ревнивцы не нуждаются  в поводе: они ревнуют совсем не по поводу, а потому, что их личность претерпела патологическое формирование. Начало этому формированию было положено в детстве.

Работа по преодолению социально-психологического одиночества

Природа одиночества  имеет множество аспектов, но если рассуждать о практической стороне  вопроса, то эта проблема решается обществом  и через систему организованной социальной работы. Социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой заключается в оптимизации субъективной роли людей во всех сферах жизни общества, в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Основными функциями социальной работы являются:

1. социальная помощь;

2. социальная коррекция; 

3. социальная терапия; 

4. социальная реабилитация.

 Как предмет социальной  работы, одиночество должно рассматриваться  в двух аспектах, и решение  проблемы одиночества для данного института общественных отношений должно исходить из самой природы одиночества. Решение проблемы фактического одиночества в основном предполагает применение такой функции социальной работы, как социальная помощь. Здесь важно обеспечить физическое присутствие социального работника возле фактически одинокого человека. Важное место в решении проблемы фактического одиночества занимает система государственных мер, к которым можно отнести:

1. Адресная социальная  помощь;

2. Создание специальных заведений с пребыванием нуждающихся в постоянном уходе, таких как детские дома, хосписы, лепрозории, дома престарелых и т.п.;

3. Обеспечение пенсионного  обеспечения или выплаты пособий; 

4. Организация системы  социальных гарантий и т.д. 

Решение проблемы психологического одиночества должно осуществляться с применением таких функций социальной работы, как:

    1. социальная коррекция;
    2. социальная терапия;
    3. социальная реабилитация.

Следует отметить, что  важное место в решении проблемы психологического одиночества должна занимать система общего образования. Если задачами социальной работы являются коррекция, терапия и реабилитация, то главной задачей системы общего образования является воспитание полноценной личности.

В последнее время  у нас в стране созданы и успешно действуют тренинговые группы, в которых люди осваивают различные формы общения. Эти занятия называются социально-психологическим, или ролевым, тренингом. За относительно короткий срок человек имеет возможность неоднократно проиграть, отрепетировать, довести до автоматизма ряд повседневных ролей, вызывающих затруднения в реальной жизни, где не находится места для безболезненных репетиций. Это могут быть социальные роли (покупатель, продавец, прохожий, пассажир, руководитель, подчиненный, родитель и мн. др.); межличностные психологические роли (доброго, строгого, веселого, беззаботного, нахального, осторожного человека и др.).

Но что же делать тем, кто не имеет возможности посещать группы социально-психологического тренинга, но испытывает одиночество, определенные трудности самовыражения при общении с другими людьми?

Тем, у кого есть дети или внуки, можно порекомендовать  методику «полезной игры». Значительно  эффективнее совмещать ежедневное воспитание детей, которое так или  иначе осуществляют все родители, с «полезными играми». Например, перед тем, как уложить ребенка спать, можно совместно с ним укладывать спать куклу, дать ему возможность побыть в роли воспитателя или родителя, найти способы убедить куклу лечь спать, подсказать ему нужные слова и интонацию. После этой небольшой игры, которая поможет побыть в роли спокойного, ласкового родителя, часто не приходится тратить лишнее время и нервы на окрики типа: «Почему ты до сих пор не в постели?!» Проверяя выполнение домашнего задания у младших школьников, можно настроиться на роль доброго и мудрого учителя или старательного, но бестолкового ученика, организовать игру в школу, мобилизовав в качестве учеников весь «действующий состав» игрушек. Ребенок с удовольствием будет вызывать их к доске или отвечать за них все, что сумел выучить. Перед походом к врачу можно поиграть с ребенком «в поликлинику», где он выступает в роли врача, призывающего мишку или зайца не бояться, а вы можете продемонстрировать ему, как надо держаться в качестве пациента.

Выбор конкретных игровых ситуаций зависит от интересов и фантазии. Несомненно одно — «полезные игры» много могут дать для развития общительности не только у детей, но и у взрослых. В общении с детьми взрослые могут легче и эффективнее осваивать те формы общения, которые представляют для них трудность. Этому способствует особая эмоциональная атмосфера, складывающаяся в игровых контактах взрослых с ребенком, непосредственность и искренность которого не может не вызвать ответную реакцию доверия и раскрепощенности. Но и эти трудности преодолимы, если желание быть понятым человек дополняет умением разумно управлять своими эмоциями, когда встречает препятствие на пути к взаимопониманию, если он не пренебрегает психологическими правилами общения.

Теперь рассмотрим принципы семейной и индивидуальной психотерапии для коррекции ревности у мужчин. Главный принцип психотерапии это системное решение проблемы. Учитывая то, что и мужчина, и женщина являются носителями невроза, то и психотерапии должны подвергаться оба участника взаимоотношений. Следует сочетать семейную и индивидуальную психотерапию, что зависит от степени и глубины семейного кризиса.

В ситуации, когда мужчина  не переносит одиночество необходимо создавать контексты для оного. Есть такое выражение, сильный человек  — одинокий человек. В одиночестве человек встречается с собой, постигает и принимает себя. Умение переносить одиночество, в этом смысле — навык взрослого человека. Тогда как, тип ревнивца это брошенный ребенок. Поэтому, одиночество для целей коррекции поведения ревнивца крайне полезно.

Для коррекции ревности у мужчины желательно обучение его  психотехнологиям. Бывают ситуации и  минуты, когда нужно остаться с  самим собой. Может быть, решить важные проблемы, получить ответ, на который  в состоянии ответить только ты сам. И часто попросив кого-то разобраться в сложной ситуации, мы совершаем ошибку, вручая ответственность за нашу жизнь другим людям. Например, восточная медитация - это лоно одиночества, предполагающее отсутствием мыслей. Медитация, помогает в различных кризисных ситуациях, издревле используется в восточной медицине для лечения и оздоровления организма. Для обретения психологической гармонии нужно взять для себя несколько минут тишины, покоя, и одиночества. Это позволяет восстановить гармонию с собственной природой, со своей сущностью.

Травма, полученная в  детстве, требует психотерапевтической коррекции, важно, чтобы ревнивец уяснил, что его проблема имеет скрытые  от сознания глубинные причины. Семейная психотерапия, рассматривающая и  корректирующая неадекватные взаимоотношения и манипуляции, призвана усилить семью с точки зрения создания новых протоколов взаимодействия. Важно, чтобы после того, как мужчина обретет свое одиночество, освободившись от детского ужаса, семья станет для него местом, где он перестанет быть тираном, скинет с себя ролевые одежды человека, ворующего свободу у другого. Освобождая человека от оков ревности, необходимо чтобы он понимал, что это длительный путь и был готов к психологической работе. Ревнивец мучает, страдая сам. Если не остановить это страдание, он все равно рано или поздно окажется в одиночестве.

 

 

 

 

Заключение

 

Единого ответа на вопрос, в чём проблема одиночества –  нет. Очевидно, что само слово «одиночество»  подразумевает «остаться наедине  с самим собой». Наедине не всегда означает отсутствие окружающих. Чувство одиночества нередко приходит и к тем, кто постоянно находится в обществе в окружении других.

Точек зрения на проблему одиночества множество. Одни считают, что одиночество – это неотъемлемая часть человека. Другие считают, что одиночество – это зло и с ним надо бороться. Несмотря на многообразие взглядов в данном направлении, можно сделать вывод о том, что одиночество понимается в двух основных смыслах: 1. Фактическое одиночество, то есть, отсутствие вокруг людей; 2. Психологическое одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание индивида.

Возможно, что природа  одиночества неразрывно связана  со страхом «быть отверженным». Человек, существуя в группе, получает определённые блага, и проблема одиночества связана именно со страхом потери этих благ.

Другая причина существования  проблемы одиночества (психологического) связана с неправильным воспитанием. Необходимо развивать полноценную личность, в которой будут нуждаться социальные группы. Полно и ценноразвитый человек при нормальном поведении не будет испытывать страх отвержения социальной группой. В данном случае одиночество приобретает форму индивидуальности, а отношения внутри группы будут строиться на основе сотрудничества.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Витакер Карл, Бамберри Вильям Танцы с семьей. Семейная психотерапия: символический подход, основанный на личностном опыте. – М.: «Класс», 2001.
  2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.
  3. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  4. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. 2007. №3. – C. 27 – 35.

 

 




Информация о работе Одиночество как социальная проблема