Опосредованная память и ее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:42, курсовая работа

Описание

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из этих психических процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение – каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие – единство процесса восприятия – воспринимания – и восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление – единство мышления как деятельности и мысли, как содержания – понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объ

Работа состоит из  1 файл

Oposredovannaja_pamjatq_i_ee_razvitie.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

    Шкала памяти Векслера состоит из серии методик (батареи субтестов). Результаты, полученные по каждой из методик, суммируются, при этом учитывается специальная добавка на возраст. Психолог получает возможность оценить память не только по суммарным показателям, но и по разбросу, по отклонению результатов выполнения отдельных тестов от каких-то средних величин. Шкала памяти Векслера состоит из семи методик – субтестов, исследование по ним проводят в один прием и показатели регистрируют на специальном бланке.

    Исследование  непосредственного  и опосредствованного запоминания

    Опосредствованная и непосредственная память - виды памяти, различающиеся по критерию использования  вспомогательных средств в процессе запоминания. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы. Опосредствованное запоминание предполагает использование определенных более или менее развернутых приемов, средств. Говоря о непосредственном запоминании, следует иметь в виду, что и оно не обходится без специальных «внутренних» средств, которые трудно выделить путем наблюдения или интроспективно.

    Для исследования опосредствованного запоминания  могут применяться классические методы: метод парных ассоциаций и метод антиципации. Однако разработаны и специальные приемы, к числу которых относятся метод пиктограмм и метод двойной стимуляции.

    Метод двойной стимуляции разработан А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым. Сущность его заключается в том, что испытуемому предъявляют ряд слов для запоминания и предлагают к каждому подобрать какую-либо картинку, связывая ее по смыслу со словом. Затем, глядя на отобранные картинки, он должен воспроизводить предъявленные ранее слова. Серии картинок, используемые как вспомогательное средство для запоминания, могут быть различными по трудности ассоциирования их с экспериментальным материалом. [27]

    Метод двойной стимуляции может применяться  и в другой модификации. При назывании  слов испытуемый не сам подбирает картинки, а экспериментатор показывает их по своему усмотрению. Воспроизведение проводится следующим образом: предъявляют по одной картинке и предлагают по каждой из них вспомнить соответствующее слово, которое раньше читал экспериментатор. Количество правильно воспроизведенных слов в обеих модификациях является показателем степени развития активного установления осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом различного рода вспомогательных приемов.

    С целью сравнения результатов  непосредственного и опосредствованного запоминания определяется коэффициент увеличения эффективности запоминания (К) при переходе к употреблению специальных мнемических средств:

    где V0 - число удержанных членов при опосредствованном запоминании; VH - число удержанных членов при непосредственном запоминании.

    В исследованиях А. Н. Леонтьева [19], выполненных по методу двойной стимуляции, принимали участие умственно отсталые дети, дети дошколнного возраста, школьники и взрослые. В первой серии эксперимента определился объем непосредственного запоминания у этих групп испытуемых. С этой целью им предъявляли на слух для запоминания и воспроизведения 15 не связанных между собой по смыслу слов. Во второй серии определялся объем опосредствованного запоминания, для чего испытуемым предъявляв ли другой ряд из 15 слов одновременно с картинками - вспомогательным средством для запоминания. Полученные в исследовании данные показали, что у умственно отсталых детей и детей дошкольного возраста введение в процесс запоминания вспомогательного средства в виде картинок не привело к увеличению эффективности запоминания, поскольку эти испытуемые не умеют пользоваться мнемическими средствами для запоминания. У школьников с введением вспомогательных средств эффективность запоминания резко повысилась. Наконец, у взрослых различия в эффективности непосредственного и опосредствованного запоминания снова сглаживаются. Это объясняется тем, что у взрослых испытуемых запоминание и в первой серии было опосредствованным с помощью внутренних средств запоминания. Эти данные позволили А. Н. Леонтьеву построить «параллелограмм развития» - графическое отражение отношений непосредственного и опосредствованного запоминания в процессе их развития. [19]

    Метод двойной стимуляции позволяет учитывать роль активности человека в процессе запоминания и может использоваться как средство своеобразного градуирования опосредствования экспериментального материала по степени трудности образования систем связей.

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  ВИДОВ ЗАПОМИНАНИЯ

    В исследовании вышеназванных видов запоминания участвовало 20 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Испытуемые были разделены на две группы, по 10 человек в каждой, средний возраст испытуемых первой группы составил 19,8 второй 19,9, в каждой группе 50 % испытуемых женщины, 50 % - мужчины.

    В первой группе нами было исследовано  механическое и логическое запоминание, во второй – непосредственное и  опосредованное.

2.1. Методики исследования

    Исследование  механического и  логического запоминания

   Включает 2 серии. 1 серия направлена на изучение продуктивности механического запоминания. 2 серия позволяет выявить продуктивность логическою запоминании.

   Инструкция: «Прослушайте пары слов и постарайтесь их запомнить парами. Затем я назову первое слово из пары, а вы должны будете вспомнить и назвать второе слов из этой пары».

   Экспериментатор зачитывает пары слов, а испытуемый фиксирует в уме связи между  этими словами. Затем экспериментатор  называет первое слово пары, а испытуемый должен воспроизводить второе.

   Стимульный  материал:

1 серия: Пары слов  без логической  связи 2 серия: Пары слов  с логической связью
      книга – окно

      рука –  туча

      вилка –  дело

      чашка –  груша

      кошка –  свеча

      гора –  краска

      якорь –  кино

      сосна –  ложка

      бритва –  волна

      ящик –  палец

      танец –  река

      спина –  лампа

      перо –  язык

      число –  крыша

      ножик –  лето

      сахар - шляпа

      почта – письмо

      буква –  слово

      касса –  деньги

      стакан –  кофе

      небо звезда

      театр –  драма

      сани –  зима

      гнездо –  птица

      рыба –  вода

      булка –  мука

      весло –  лодка

      трактор –  поле

      сапог –  нога

      доктор –  болезнь

      пуля –  ружьё

      вокзал - поезд

   Обработка и оценка результатов

   В каждой серии опыта по подсчитываются следующие показатели:

  • количество пар слов, правильно воспроизведенных испытуемым (Nn);
  • общее количество запоминаемых пар слов (N = 16).
  • коэффициент продуктивности механического (1 серия) и логического 
    (2 серия) запоминания, который вычисляется по формуле:

   К = (Nn / N) * 100% , где

   Nn - количество пар слов, правильно воспроизведенных испытуемым;

   N- общее количество пар слов (N =16).

   Результаты  опыта заносятся в таблицу (таблица 2.1).

   Таблица 2.1.

   Показатели  продуктивности механической и логической памяти

Виды памяти Индивидуальные  показатели продуктивности памяти
Nn N К
Механическая  память (1 серия) - - -
Логическая  память (2 серия) - - -
 

   Изучение  непосредственного  и опосредованного запоминания

   Включает 2 серии. 1 серия направлена на выявление продуктивности непосредственного запоминания, 2 серия – опосредованного запоминания.

   1 серия. Экспериментатор читает испытуемому 12 отвлеченных понятий, которые ему необходимо запомнить и воспроизвести после 5 минут.

   Ответы  фиксируются в протоколе. Слова, воспроизведенные в каждом повторении, отмечаются знаком «+». Если за одно повторение испытуемый не запомнил весь список слов, то слова читаются еще раз и  так до тех пор, пока не будет запомнен весь список слов, но не более 6 повторений. В протоколе отмечается количество повторений, необходимых для заучивания (пример протокола - таблица 2.2.).

   Стимульный  материал: веселый праздник, справедливость, беззубый дед, дружба, время, лень, безобразный, горе, богатство, ребро, боль, тяжелая работа.

   Таблица 2.2.

   Протокол 1 серии опыта (непосредственное запоминание)

№ воспроизведения веселый праздник справедливость беззубый дед дружба время лень безобразный горе богатство ребро боль тяжелая работа Сумма
1 +   +     +       +   + 5
2   +   +     +   +   + + 6
3 +   + + + + + + + + + + 11
4 + + + +   +     + + + + 9
5 + + + + + + +   + + + + 11
6 + + + + + + + + + + + + 12

Информация о работе Опосредованная память и ее развитие