Определение понятия конфликта и его структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:44, реферат

Описание

В настоящее время потребность в научном исследовании причин, условий возникновения и способов регулирования конфликтных ситуаций стала совершенно очевидной. Демократизация общественной жизни, глубокие преобразования в экономических и политических отношениях, тем более проводимые столь быстрыми темпами, естественно, сопровождаются многочисленными конфликтами. К тому же ослабление и частичное разрушение прежних механизмов социального контроля ведут к эскалации прежде скрытых очагов социальной напряженности. Межнациональные конфликты, беженцы, безработица, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, конкуренция стали реалиями нашей жизни.

Содержание

Введение
Определение понятия конфликта и его структуры
Этапы и фазы конфликта
Специфика взаимодействия в конфликте
Различие понятий «инцидент» и «конфликтная ситуация»
Конфликтоген
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Конфликт.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Введение

Проблема конфликтов - очень важная социально-психологическая  проблема и вместе с тем мало исследованная. Актуальность темы определяется общим  состоянием как транзитивных обществ  постсоветского пространства, так и  международных отношений. Рост социальной и международной напряженности, интенсивности конфликтов разных уровней влекут необходимость выработки стратегических и тактических основ конструктивного воздействия на конфликт с целью минимизации его деструктивных последствий. 
В своей работе я хочу рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных психологов на конфликты, их природу и социальную роль, разобраться в сущности конфликта, его структуре, а также рассмотреть основные его этапы. 
В настоящее время потребность в научном исследовании причин, условий возникновения и способов регулирования конфликтных ситуаций стала совершенно очевидной. Демократизация общественной жизни, глубокие преобразования в экономических и политических отношениях, тем более проводимые столь быстрыми темпами, естественно, сопровождаются многочисленными конфликтами. К тому же ослабление и частичное разрушение прежних механизмов социального контроля ведут к эскалации прежде скрытых очагов социальной напряженности. Межнациональные конфликты, беженцы, безработица, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, конкуренция стали реалиями нашей жизни.  
Необходимо научное обобщение проблемы конфликта, так как в современных условиях в психологической науке, в российском обществе четко сформировалась потребность, как в фундаментальных, так и в прикладных знаниях о закономерностях развития, способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов. 

 
Определение понятия конфликта  и его структуры.

 
Понятие конфликта очень широко употребляется в разнообразной  философской и психологической литературе и трактуется достаточно широко. Существует множество определений термина конфликт. Мак и Снайдер еще в 60–е годы указывали, что понятие «конфликт» в том виде, в котором оно обычно употребляется, является «резиновым» понятием, которое можно «растягивать» в зависимости от наших желаний, — «конфликт в самом широком смысле включает все, начиная с войны и кончая выбором между молочным и сливочным мороженым, — разница между «конфликтом» и «неконфликтом» является в лучшем случае неопределенной, и в худшем — ее нет вовсе».  
Само слово «conflictus» в переводе с латинского означает столкновение. Вопрос — что именно сталкивается, — решается совершенно по–разному у разных авторов и зависит, прежде всего, от общей методологической ориентации исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух и более мотивов побуждений. Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии, в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности — словом, феномены сознания. Эти три парадигмы рассмотрения конфликта сливаются у отдельных авторов в компромиссные «синтагматические» конструкции, и если конкретные воплощения таких сочетаний чаще всего оказываются эклектическими, то сама идея подобного синтеза выглядит очень перспективной. В самом деле, ведь за тремя названными парадигмами легко угадываются три фундаментальные для развития современной психологии категории — мотив, действие и образ, которые в идеале должны органически сочетаться в каждой конкретной ситуации.  
С позиций диалектического материализма конфликт представляет собой высшую стадию развития противоречий, стадию, непосредственно предшествующую их разрешению. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, выделить противоречия, приводящие к конфликтам. Очевидно, что противоречивыми могут быть цели, потребности, интересы, ценности, мотивы, установки, взгляды. Так, например, известный польский социолог Я. Щепаньский пишет: «Конфликт — это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации». Согласно А. А. Ершову, «межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей». Говорят также о противоречии интересов, точек зрения ожиданий и действий при конфликте. В качестве источника конфликта выступают самые различные виды противоречий.  
Усилиями Р. Дарендорфа, Л. Козера, Т. Боттомора и других зарубежных социологов был сформулирован так называемый конфликтный подход к социальным изменениям, утверждающий в качестве движущей силы социального изменения «социальный конфликт». Социально–психологический конфликт, как один из видов конфликта, сохраняет его родовой признак – резкое обострение противоречия. Специфика данного противоречия в том, что оно возникает, протекает и разрешается в сфере непосредственного общения людей. Именно это позволяет отличить социально–психологический конфликт от социального и психологического. Особенности же проявления самого социально–психологического конфликта в той или иной ситуации позволяют выделить его частные разновидности. Таким образом, социально– психологический конфликт — это резкое обострение противоречий, возникающих, протекающих и развивающихся в сфере непосредственного общения людей.  
Теоретический анализ работ, посвященных изучению данной проблемы, позволяет отметить, что большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта: эта ситуация столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемая противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей, стремящихся к достижению какой–либо цели. Так, В. И. Брудный и В. А. Семов, изучая конфликты в производственных коллективах, определили их как «столкновение противоположных интересов, мнений и стремлений». А. А. Ершов расширяет и углубляет это определение и отмечает, что межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей». «Сам по себе конфликт всегда осознан», — считает А. А. Ершов, — «но его мотивы для субъекта не всегда ясны и осознаны». К. А. Абульханова–Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. «С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений». С таким подходом можно согласиться, так как социально–психологический конфликт, как и любой предмет познания, можно определять с разных сторон. Отмеченные аспекты конфликта необходимы, но не достаточны. В понятии конфликт должны отражаться сущностные черты изучаемого явления, а не отдельные его грани или стороны.  
Несомненно одно: эти подходы не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, так как везде сохраняется родовой признак этого явления — резкое обострение противоречия, столкновение противоречивых тенденций. Однако если в социальном конфликте носителем этого противоречия являются макроструктуры, а в психологическом — личность, то социально–психологический конфликт представляет собой противоречие, существующее между непосредственно общающимися людьми, группами.  
Причины конфликта

Ядро кофликта - это объект, вызвавший данную конфликтную ситуацию. Главная характеристика объекта конфликта - это его неделимость. На основе объекта конфликта формируются, а затем развиваются обстоятельства или силы, которые позволяют, по меньшей мере, одной из сторон осознать, что ее интересы задевают интересы другой стороны. В этом случае речь идет о причине конфликта. Таким образом, причина конфликта - это различные обстоятельства, силы, желания и т.п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.  
Объект конфликта, а, значит, и причины конфликтной ситуации формируются:  
а) в зависимости от желания и воли субъектов — участников конфликта; такие причины называются субъективными;  
б) вне зависимости от воли сторон, из-за сложившихся внешних обстоятельств; такие причины называются объективными.  
Конфликтная ситуация может быть вызвана несколькими причинами. В открытом конфликте причины осознаются конфликтующими сторонами - это открытые причины. Однако существуют более сложные, запутанные или вовсе не подозреваемые обстоятельства, которые остаются скрытыми хотя бы для одной из сторон. Такие причины принято называть латентными.  
К конфликту могут привести несколько причин одновременно. Среди них выделяются причины, которые создают противоречие - основные причины, - а также причины, которые лишь незначительно обостряют противоречие, - второстепенные причины.  
Причины, по которым впервые сталкиваются интересы сторон, - это первичные причины. Причины, возникшие вследствие дальнейшего обострения взаимоотношений, в том числе, за счет первопричин, следует отнести к производным причинам.  
В качестве причин конфликта стороны могут ссылаться на те обстоятельства, которые и в действительности создали данную конфликтную ситуацию. Эти причины называются истинными. Тем не менее, в конфликте очень часто сторонами делается ссылка на те обстоятельства, которые на самом деле нельзя называть причинами данного конфликта. Цель применения таких приемов - отвлекающие или заблуждающие манипуляции для сокрытия истинных причин. Такие причины называются вымышленными. Благодаря им конфликт превращается в процедуру "ловли рыбы в мутной воде", известную всем нам из старой поговорки.  
Причины конфликта следует рассматривать на микро-, мезо- и макроуровнях. На каждом из этих уровней формируются свои специфические причины конфликта. Тем не менее, можно выделить ряд причин, формирующих конфликтогены на разных уровнях и при этом имеют различные масштабы охвата объекта. Например, безнравственность на микроуровне вызывает гнев, раздражение и осуждение со стороны оппонента; то же на макроуровне приводит общество к состоянию, называемому аномией (социальной дезориентации общества). Таким образом, исследование причин конфликта на различных уровнях позволяет установить сложность противоречий, их охват, а в дальнейшем -применить наиболее подходящие алгоритмы по их устранению.  
Независимо от того, на каком уровне возникает конфликт, выделяют в наиболее обобщенном виде следующие причины конфликтов:  
 
1.     Нехватка ресурсов - к ресурсам относятся власть, энергия, деньги, время и другие материальные, информационные и трудовые ресурсы. 
2.     Организационные причины - несправедливая или неэффективная организация взаимодействия и распределения ресурсов, задач, а также системы контроля и оценки деятельности. 
3.     Ценностные причины — различия в профессиональных, религиозных, культурных, региональных, политических и др. ценностях, убеждениях, оценках справедливости. 
4.     Поведенческие причины - задевающие чувство собственного достоинства субъекта, угрожающие его безопасности, непредсказуемое, эгоистичное, "несправедливое" поведение. 
Особо следует выделить факторы социально-психологического уровня, исследуемые с двух позиций:  
1) эти факторы способствуют неудовлетворенности в деловом общении и тем самым формируют конфликтогены;  
2) наличие самого конфликта может привести к устранению экономических, психологических и социальных причин, что обеспечивает нормальные условия для деловой активности.  
В первом случае деловые отношения ослабевают из-за социально-психологических барьеров. Барьерами называются факторы, нарушающие эффективный деловой контакт между субъектами общения.  
Основными социально-психологическими барьерами делового контакта являются:  
·        стрессовое состояние партнеров; 
·        агрессия со стороны партнера или посторонних субъектов; 
·        неадекватное восприятие партнера; 
·        настроение; 
·        слабая мотивация; 
·        различие в статусно-ролевых позициях; 
·        сложившийся стереотип не в пользу партнера; 
·        манера убеждения и аргументации; 
·        установки на победу; 
·        излишняя конформность; 
·        диссонанс, вызванный большим количеством вариантов решения; 
·        •неприязнь относительно к ситуации (проблеме) и партнеру; 
·        •различия в интересах, ценностях и др. 
Данный перечень охватывает далеко не все факторы, а, самое главное, отсутствует теоретические и эмпирические исследования по установлению связей между барьерами общения и конфликтами.  
И, наконец, необходимо провести психологические, организационные и социотехнические мероприятия по устранению указанных барьеров с целью профилактики конфликтной ситуации и обеспечению эффективного делового взаимодействия.  
5. Социальные причины - социальные различия, баланс сил, ценность отношений, сущность отношений (зависимость), основа отношений (добровольность), история отношений, что ожидается от взаимоотношений, вклад в отношения. 
6. Неудовлетворенные потребности - признание заслуг. 
При рассмотрении конфликтов следует различать причину и повод. Поводом могут послужить случайные или умышленные обстоятельства, поведение отдельных лиц, способствовавшие формированию у субъекта чувства антагонизма в отношении к конфликтующим сторонам. То, что является для одной стороны или для всех сторон причиной, на самом деле может быть поводом конфликта. В определенных случаях конфликтующая сторона не заинтересована в разрешении подлинных причин конфликта, поэтому чаще всего осознанно конфликт держится на поводе, или производится подмена причины поводом, скрывая саму причину. Повод - определенное событие, или действие противоборствующей стороны, дающие основание конкретному лицу/группе считать себя из-за этого ущемленным, формируя в нем чувства антагонизма и активизируя его. Инцидент - это сама активность.  
В отличие от причины конфликта повод лишь поверхностно затрагивает проблему, чаще всего, какую-то отдельную ее часть. По этой причине в конфликте зачастую происходит подмена причины конфликта поводом, что позволяет субъекту скрыть причины от нежелательных обстоятельств и субъектов.  
Повод - это, скорее всего, способ или возможность демонстрации субъектом актуальности своих позиций с целью их собственного, а затем и общественного оправдания и одобрения. В этом случае повод является попыткой реализации причин конфликтной ситуации.  
Следует также учесть, что причины конфликта не всегда адекватно оцениваются сторонами конфликта. Если конкретное событие, ущемление интересов одной стороны или активный шаг одной стороны против интересов другой (инцидент) не приводит к открытому столкновению (латентный конфликт), то скорее всего это потому, что последние не были готовы к этому и теперь, активизируясь, они будут искать еще повод для конфликта. 

Этапы и фазы конфликта.

Динамика конфликта  включает в себя понятия этапов конфликта  и его фаз. Динамические характеристики — это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса. Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения. 
1) предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту); 
2) инцидент; 
3) эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие; 
4) сбалансированное противодействие; 
5) завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта; 
6) послеконфликтная стадия.

Схематично течение  конфликта можно отразить следующим  образом: 
·        начальная фаза; 
·        фаза подъема (1); 
·        пик конфликта (2); 
·        фаза спада (3). 
Фазы могут повторяться циклически: 1 — 2 — 3, 1 — 2 — 3, 1 — 2 — 3 
Начальная фаза — 1-й цикл — 2 й цикл — 3-й цикл. 
Возможность разрешения конфликта: 
·        начальная фаза — 92%; 
·        фаза подъема — 46%; 
·        пик конфликта — 5%; 
·        фаза спада — 20%. 
Конфликтная ситуация — это развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними. 
По Козыреву Г.И. конфликтная ситуация характеризуется неудовлетворенностью, при которой происходит трансформация субъективно-объективных отношений в субъективно-субъективные: персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия и социальной (или психической) напряженностью. 
Социальная напряженность по Дмитриеву А.В. — эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Социальная напряженность имеет свои предпосылки: устойчивая и длительное время неразрешимая ситуация рассогласования между потребностями, интересами и ожиданиями людей и мерой их фактического удовлетворения, которая приводит к: 
·        накоплению недовольства; 
·        росту агрессивности; 
·        нарастанию психологической усталости; 
·        раздражительности. 
 
Линейный ряд сигналов конфликта (Ф. Корнелиус, Ш. Фейр)

 
Дискомфорт 

 
Еще ничего не сказано, проблема не ясна, но появляется ощущение,

 что что-то идет  не так, как нужно 

 
Инцидент 

 
Появляется первое столкновение, но оно не воспринимается как

типическое. Поэтому на него еще не вырабатывается реакция. 

 
Непонимание 

 
Участники начинают формировать негативный имидж друг друга

 Идеологическое оформление  конфликта. 

 
Напряжение 

 
К негативному имиджу добавляются  негативные отношения,

 которые становятся постоянными. 

 
Кризис 

 
Нормальное функционирование уже  невозможно,

 поскольку обе стороны  уже находятся в ожидании радикальных  шагов. 


 

Специфика взаимодействия в конфликте. 
 Взаимодействие в конфликтной ситуации может структурироваться как переговоры и как борьба, и выбор того или иного направления взаимодействия обусловлен разными факторами. Эти «стратегии» имеют определенные различия. Так, при переговорах зона согласия о допустимых действиях каждой из сторон более четко очерчена, поскольку, по определению, переговоры подразумевают хотя бы минимальную кооперацию при решении проблемы, составляющей ядро конфликтной ситуации. При борьбе сторон некоторая зона согласия также имеется хотя бы потому, что обмен действиями происходит в рамках данной системы, между данными партнерами, и это требует определенного общего языка, необходимого для понимания смысла проявляемого поведения. Однако в этом случае границы зоны согласия чрезвычайно размыты, крайне изменчивы, и сама эта зона, по-видимому, при каждой ситуации прямого обмена действиями требует нового определения. Кроме того, конфликтное взаимодействие — это взаимодействие, в котором исключается возможность минимальной кооперации. 
Тем не менее не следует забывать, что оба направления взаимодействия относятся к объективно существующей конфликтной ситуации, и потому имеют ряд важных общих качественных характеристик. Прежде всего конфликтная ситуация предполагает ориентированность ее участников на реализацию, достижение индивидуальной, а не общей цели. И этот фактор остается неизменным вне зависимости от выбранного общего направления взаимодействия. Иными словами, при конфликтной ситуации в рамках единой системы происходит индивидуальное решение проблемы каждым из участников этой системы. Специфика такого взаимодействия заключается еще и в том, что каждый из участников, а также и некоторые характеристики системы в целом, выступают для другого главным образом как средство достижения индивидуальной цели. Само конфликтное состояние системы становится постоянным источником проблем для каждого из ее участников. 
Ориентированность каждого из участников взаимодействия на достижение собственной цели подразумевает необходимость блокировать путь к достижению цели для другого участника. Это означает, что каждому из них в ходе взаимодействия приходится так или иначе преодолевать эти препятствия, т. е. постоянно решать проблемы, связанные с поиском новых путей и маневров, ведущих к достижению цели. Такая постоянная проблемность конфликтной ситуации также является важной объективной детерминантой индивидуального поведения. 
И ориентация на достижение индивидуальной цели, и постоянная проблемность, свойственные конфликтной ситуации, будут постоянно присутствовать как ее объективные характеристики вне зависимости от того, какое общее направление взаимодействия будет выбрано. Осознание ситуации как конфликтной вызывает ощущения опасности, тревоги, страха, а это означает, что общая мобилизация личностных ресурсов увеличивается, и в состояние готовности к действию приводится весь набор необходимых для взаимодействия в конфликтной ситуации средств, которыми располагает каждый из его участников. Можно предполагать, что при протекании взаимодействия в соответствии с любым из направлений механизмы выбора отдельных действий и структурирования поведения будут примерно одинаковыми, хотя могут проявляться в различных комбинациях и действовать с различной интенсивностью. 
В задачу данной статьи не входит исследование возможных сочетаний механизмов, определяющих взаимодействие в конфликтной ситуации и описание возможных последствий при, действии определенных сочетаний. Постараемся выделить некоторые реализующие взаимодействие в конфликтной ситуации механизмы поведения. 
1. Механизм влияния. 
Влияние в конфликтной ситуации описано главным образом в экономических терминах, и ему уделяется достаточно серьезное внимание. 
Механизм влияния имеет в конфликтной ситуации множество проявлений, принимающих форму следующих тактик. 
а) Демонстрация усиления собственных ресурсов. Эта тактика заключается в том, что одна из сторон информирует другую о том, что у нее есть реальная возможность увеличить собственные ресурсы в такой мере, что они будут в значительной степени превышать ресурсы другой стороны. Этот тип тактики способен вызвать целый ряд реакций, располагающихся между двумя крайними полюсами. С одной стороны, это может побудить противную сторону предпринять действия, направленные на дополнительную мобилизацию собственных ресурсов. С другой стороны, если эта сторона оценит собственное положение как значительно более слабое по сравнению с положением первой стороны, она может пойти на требуемые от нее уступки2
б) Выжидание, удержание предыдущего состояния (включая некоторые уступки). Эта тактика часто применяется с целью получить дополнительную информацию о другой стороне. Выжидание, отсутствие действий со стороны одного из участников взаимодействия (в условиях более или менее равного распределения сил) создает своего рода ситуацию неопределенности. В этом случае выжидающая сторона рассчитывает на то, что другая при имеющемся напряжении, связанном с самой конфликтной ситуацией, и при дополнительном напряжении, вызванном неопределенностью, совершит какое-то действие. Последнее станет для выжидающей стороны источником хотя бы минимальной информации о реальном состоянии противника. Если выжидание становится слишком затяжным, выжидающая сторона может быть сама инициатором действий. Она может пойти на некоторые незначительные уступки, чтобы своим действием вызвать действие противника, которое обеспечит ей нужную информацию. 
в) Риск. Эта тактика может быть применена при условии как равенства, так и неравенства сил участников взаимодействия. В обоих случаях тактика риска рассчитана на неожиданный эффект действия рискующей стороны. Она предпринимает серию быстро следующих друг за другом максимально эффективных действий именно в тот промежуток времени, который необходим другой стороне для переопределения ситуации и выработки решения для ответных действий. 
г) Принуждение. Чаще всего тактика принуждения может использоваться более сильной из сторон. Она может поставить более слабую сторону в условия дефицита времени, диктуя ей такой промежуток времени для решения, который будет явно недостаточным для того, чтобы у нее была возможность взвесить альтернативы и выбрать оптимальную для себя. Далее, пользуясь позиционным преимуществом, более сильная сторона может навязать менее сильной такие условия, в которых уменьшатся и возможности ее сопротивления, и сузится круг ее потенциальных и реальных действий. 
д) Ложные маневры, дезинформация. Эта тактика является достаточно распространенной при взаимодействии в конфликтной ситуации, и это обусловлено самой природой ситуации. Достижение индивидуальной цели одним из участников взаимодействия происходит за счет другого, возможности кооперации здесь минимальные, и потому каждый из участников вынужден для себя решать проблему получения информации. В такой ситуации каждый из участников будет стремиться скрыть свои слабые стороны, ибо, проявив их, он оказывается в худшей позиции по сравнению с тем, кто их скрывает. 
Тактика ложных маневров и дезинформации становится важным приемом в информационном обмене сторон. Создавая у противника о себе ложные представления, скрывая свои слабые стороны, демонстрируя преимущества, которых в реальности не существует, «выдавая» тактику, которая на самом деле применяться не будет, соответствующая сторона питает надежду на то, что противник станет строить свое поведение на основании полученной дезинформации. Если это произойдет, сторона, применившая тактику дезинформации, получает либо некоторые временные преимущества для пересмотра и усиления ресурсов, либо возможность действовать неожиданным для противника образом. 
Можно сделать следующее заключение. Механизм влияния через различные тактики способен обеспечить взаимодействующим сторонам определенные преимущества. Одни типы влияющего поведения связаны с изменением меры вознаграждений и наказаний, существующих в данной системе взаимодействия (как правило, при переговорах), другие определяют характер поведения и конечный результат взаимодействия. Так или иначе механизм влияния — это одна из важнейших составляющих, определяющих структурирование процесса взаимодействия в конфликтной ситуации. 2. Механизм научения. 
Конфликтная ситуация как ситуация, несущая в себе угрозу, опасность, делает адекватное поведение особенно важным для каждого из ее участников. Конфликтная ситуация реализуется как процесс взаимодействия сторон-участниц и потому представляет собой цепь сменяющих друг друга различных событий. В ходе взаимодействия в условиях конфликтной ситуации, как уже говорилось, участникам приходится постоянно иметь дело с решением проблем. Именно поэтому максимально мобилизуется способность человека к научению в проблемной (в данном случае конфликтной) ситуации, и правомерно говорить о действии специфического механизма научения — ускоренно и направленно избирательного. 
В деятельности этого механизма, очевидно, можно выделить по крайней мере два существенных аспекта. 
1. Распознавание участниками личностных характеристик и набора тактик друг друга. 
В ходе последовательных столкновений в процессе взаимодействия стороны неизбежно проявляют какие-то свои личностные характеристики и наиболее «заученные», предположительные реакции или схемы поведения. По ходу взаимодействия участники научаются понимать смысл действий другого. Важность этого аспекта научения в ходе взаимодействия в конфликтной ситуации экспериментально подтверждена, в частности, в работах С. Зигеля и Л. Фурейкера1, а также группы исследователей под руководством А. Рапопорта. 
2. Другим аспектом механизма научения, влияющего на ход взаимодействия, является то, что он позволяет каждому из участников ситуации расширять сферу возможных типов поведения. С одной стороны, такая возможность появляется у каждого из участников при наблюдении за поведением другого. Один из участников, например, может заметить, что при ряде столкновений противник применяет определенную тактику, которая достаточно обеспечивает ему определенные преимущества. Перед данным участником взаимодействия открывается возможность «научиться» такому поведению и попытаться применить его в соответствующих условиях. Собственное поведение может вырабатываться как результат конструирования новых схем поведения и комбинаций имеющихся наборов и способов действий по решению выбора действий, направленных против другой стороны. Здесь научение выступает как тренировка, как расширение инновационных и комбинаторных возможностей, столь необходимых в условиях напряжения, связанных с конфликтной ситуацией. 
Таким образом, механизм научения в известной мере определяет структурирование процесса развития конфликтного взаимодействия. С одной стороны, этот механизм обеспечивает такую структуру взаимодействия между людьми, где действия каждого из участников становятся взаимообусловленными. С другой стороны, он структурирует процесс взаимодействия как «открытый» и развивающийся, ибо обеспечивает включение и использование в поведении каждой из сторон новых элементов. При этом важно отметить, что эффективность действия этого механизма связана с такими личностными характеристиками, как ригидность, инерционность, неспособность к восприятию новой информации. Более «открытая» личностная система будет иметь при взаимодействии определенные преимущества и при наличии достаточных ресурсов может с большей вероятностью рассчитывать на выигрыш.

 

Различие понятий  «инцидент» и «конфликтная ситуация». 
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент 
Инцидент конфликтный — это эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, при которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт. 
Инцидент информационный — событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия. 
Инцидент деятельностный — повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций. По С.М. Емельянову — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. 
Инцидент может быть спровоцированным, но чаще он бывает спонтанным, т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности, как пишет М.С. Мириманова. 
Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий). 
Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай — острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.

 

Конфликтоген. 
Многие отечественные и зарубежные авторы выделяют объективные и субъективные факторы, являющиеся источниками конфликтов или конфликтогенами. Конфликтогены — это факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта, к их числу относятся слова, интонации, невербальные проявления, действия (или бездействия), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта. 
Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах: 
·        поведенческие конфликтогены — проявление превосходства, эгоизма и агрессии; 
·        ролевые конфликтогены — пересечение трансакций (в типологии Э. Берна); 
·        личностные конфликтогены — общение с трудными людьми.

Информация о работе Определение понятия конфликта и его структуры