Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:39, контрольная работа
Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста.
Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей оба эти момента слиты.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.
Задание 3. Решите задачу. Если наблюдать за рисующими детьми, перед которыми поставили предмет, то можно установить общуюдля дошкольников особенность в поведении: едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бумаге.
Объясните причину этого явления. Каково воздействие взрослого на изобразительную деятельность детей?
Ответ. Изобразительная деятельность дошкольника имеет свои характерные признаки. Главное для ребенка – процесс рисования, а не результат. Во время рисования ребенок много говорит, жестикулирует.
Рисунки отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный опыт ребенка и его представление о предмете. Характер изображения определяется тем, что выделяет для себя ребенок. У него нет потребности в наблюдении натуры. Чаще он рисует по представлению.
Содержание рисунков обусловлено:
♦ половой сензитивностью ребенка;
♦ ценностной ориентацией национальной культуры и семьи;
♦ событиями жизни взрослых, общавшихся с ребенком;
♦ степенью ориентированности ребенка на реальную или воображаемую действительность.
Может иметь место и индивидуальная привязанность ребенка к какому–либо предмету.
На разнообразие тематики влияет:
♦ общее развитие;
♦ влияние взрослых;
♦ стереотипные шаблоны.
Детским рисункам присуща тенденция к использованию шаблонов–образцов. Задача взрослого – разрушить застывшие шаблоны и стимулировать детское творчество.
В приведенном примере дети рисуют по представлению, стремясь передать общее впечатление. У них отсутствует потребность в систематическом наблюдении натуры. [6]
Методы развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста.
Методы обучения – это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки. Детям необходимо разъяснить, что следует делать, в какой последовательности выполнять действия, и, что особенно важно, показать и пояснить, как следует действовать, то есть сами способы действия.
Научить правильному держанию карандаша, кисти, ножниц, способам действия с красками, клеем и т.д. невозможно, не показывая, как следует это делать. По одному объяснению на словах трудно научиться правильно действовать руками даже взрослому. Ребенку 2 – 3 лет трудно понять это даже и тогда, когда ему показывают. На первых порах нужно вставить карандаш в руку ребенка, сжать его между пальчиками. Лишь ощутив палочку карандаша в пальцах, ребенок может самостоятельно повторить эти действия.
Примерно к трем с половиной годам дети научаются воспринимать показ способа действия. В дальнейшем всякий новый прием им показывается, и показ сопровождается объяснением.
Обогащая детей новыми представлениями, воспитатель будет способствовать формированию в рисунке первоначальных образов.
На занятиях рисованием воспитатель обучает детей приемам работы карандашами, красками. Чтобы воспитать сознательное отношение к навыкам пользования материалами, необходимо чаще предлагать детям самим показывать, как надо держать кисть, карандаш. В течение занятия воспитатель следит за выполнением этого требования. [5]
Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания. Как только интерес детей переключается на образную трактовку рисунка, они перестают думать о технике исполнения и в тех случаях, когда навыки недостаточно хорошо отработаны, действуют неправильно, это влечет за собой ухудшение качества рисунка. Чем старше становятся дети, тем больше значение имеет для них исполнительная сторона: плохо выполненные рисунки не удовлетворяют детей, вызывают недовольство собой, снижают уверенность в своих силах, интерес к деятельности вообще.
Изучение развития предметных движений, проведенное Я.З. Неверович, показало, что, наблюдая действия взрослых, ребенок, прежде всего, обращает внимание на их результат. Подражая этим действиям, он так же ориентируется на результат, пытаясь его добиться с помощью любых уже известных ему приемов, но, заботясь об их усовершенствовании даже тогда, когда педагог показывает наиболее правильные. Достижение эффекта в овладении навыком требует переключения цели деятельности ребенка с результата на способы ее осуществления.
Методы обучения – это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки. Для усвоения способов действия, овладения навыком нужно, чтобы ребенок не только зрительно воспринимал действия педагога, но и повторял их. [4,7]
Список литературы:
1. Немов Р.С. я Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 2001. - 496 с.
2. Лонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М. 1983г.
3. Эльконин Д.Б. Игра и психологическое развитие ребёнка. М. – 1978г.
4. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. 1998г.
5. Поддьяков И.И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников 1990г.
6. Б.С. Волков, Н.В.Волкова - Пособие для студентов педагогических учебных заведений очного и заочного обучения, воспитателей дошкольных учреждений.
7. http://adalin.mospsy.ru/l_03_
12