Опросник профессиональной готовности (ОПГ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:06, доклад

Описание

В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

Работа состоит из  1 файл

опросник профессиональной готовности.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

А.Я. Психология >> Опросник профессиональной готовности (ОПГ)

В основу данного  опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

ОПГ дает возможность  профконсультанту получать в достаточной  степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных  умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию (учебе, работу) в определенной профессиональной сфере.  

Основные принципы, положенные в основу ОПГ 

Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике оптанту для оценки, должны быть близки и понятны ему, т.е. должны быть обязательно представлены в его прошлом опыте. Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное положение, оптант лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои осознанные и не раз оцененные (им самим, родителями, учителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту легко определить и обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.

Все описанные в  опроснике виды деятельности, занятия  и ситуации по требованиям, которые  они пре д являют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер:

-          Ч-З (Человек – знак)

-          Ч-Т (Человек – техника)

-          Ч-П (Человек – природа)

-          Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)

-          Ч-Ч (Человек – человек)  

 Инструкция испытуемому

Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):

1.       Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:

-          делаю, как правило, хорошо - 2 балла

-          делаю средне - 1 балл

-          делаю плохо, совсем не умею - 0 баллов

2.       Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали:

-          положительные (приятно, интересно, легко) – 2 балла

-          нейтральные (все равно) – 1 балл

-          отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0 баллов

3.       Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:

-          да – 2 балла

-          все равно – 1 балл

-          нет – 0 баллов  
Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответом на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение», затем «отношение» и затем «желание». В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

Если Вы никогда  не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Читая вопрос, обязательно  обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.д. Ваш  ответ должен учитывать смысл  этих слов.

Если из перечисленных  в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его Вы и оцениваете тремя оценками.

Работайте внимательно, не спешите!  

 

Порядок работы с опросником.

Оптанту предлагается внимательно прочитать инструкцию по работе с опросником. И в случае индивидуальной консультации рассказать профконсультанту как он собирается с ним работать. При проведении групповой консультации профконсультант сам подробно рассказывает оптантам порядок заполнения опросника, обращая их внимание на следующее:

1)       отвечать «хорошо умею делать», т.е. ставить 2 балла можно только в том случае, если он это делал не один раз, а много раз, и у него, как правило, это хорошо получалось.

2)       Ставить «0» баллов в «умениях» надо и года школьник что-то делает плохо, и когда он не умеет это делать ( т.е. пробовал, но не получалось);

3)       Если школьник никогда не пробовал делать то, что написано в вопросе, то он вместо баллов в нужную клетку таблицы ответов ставит прочерк при оценке умений и своего отношения и, если сможет, то отвечает только на 3 вопрос о своем профессиональном предпочтении; если не сможет, то вместо 3-й оценки он так же ставит прочерк.  

 

Фиксация  результатов 

В процессе работы с  опросником оптант заполняет специальную  таблицу ответов, которая содержит 4 столбцов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначения вопросов.  

 

Обработка результатов 

Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо:

1. Ч-З 2. Ч-Т 3. Ч-П  4. Ч-Х.о. 5. Ч-Ч

В каждой клетке таблицы  оптант ставит 3 оценки в баллах:

1.       Оценка своих умений

2.       Оценка своего эмоционального отношения

3.       Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения.

Приступая к обработке  результатов, профконсультант сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценки умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть). Их профконсультант учитывает только при качественном анализе каждой сферы.

Профконсультант подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные предпочтения». В результате этого подсчета профконсультант имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений оптанта, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).  

 

Оценка  результатов 

Сравнение и выбор  предпочтительной для данного оптанта  профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере. Суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т.е. с 1 оценкой. Например, соотношение трех оценок типа 10-12-11 благоприятнее, чем соотношение 3-18-12. Предпочтение оптанта в первом примере более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Обязательно анализируются  во всех сферах вопросы, на которые  оптант дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых  две наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч-З может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), со знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик), с математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики (Ч-Ч и Ч-З), модельер (Ч-Х.о. и Ч-Т) и т.д.  

 

Выводы 

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют профконсультанту возможность количественно оценить  в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений оптантов как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.

Все выводы и гипотезы, сделанные профконсультантом в  результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными  с помощью других методических средств, используемых в практике индивидуальной профконсультации.  

  

 

ТЕКСТ ОПГ 

Умею , могу (часто , легко, систематически, нравится, хочу)

1 . Анализировать  содержание научных, учебных,  художественных текстов, выделять  главное, делать обобщения, выводы.

2. Ремонтировать  механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг , светильник, велосипед, мотоцикл).

3. В течение нескольких  лет самостоятельно выращивать  какие-либо растения, своевременно  выполняя все работы , обеспечивающие  их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение и пр.).

4. Писать стихи,  прозу, заметки, сочинения, оцениваемые  многими в художественном плане  достаточно высоко.

5. При общении  с людьми одерживать внешнее  проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым  и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.

6. Из крупных текстов  делать выписки, группировать  их по определенному признаку, составлять конспекты. 

7. Налаживать и  чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру  для дискотек.

8. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.

9. Мастерить нарядные  подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений  и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).

10. Объяснять содержание  учебного материала, способ решения  сложной задачи и т.п. ясным, легко понятным каждому языком.

11. На иностранном  языке отвечать на вопросы  и задавать их, пересказывать  тексты, участвовать в диалоге. 

12.По четкому образцу  (рецепту, схеме, выкройке, плану)  подавать изделие - кулинарное, швейное,  модель, деталь и пр.

13. Разбираться в  особенностях развития и во  внешних отличительных признаках  многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные  произведения изобразительного  искусства: живописи, графики, скульптуры.

15. Постоянно оказывать  реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.

16 . Работать с  текстами на иностранном языке:  переводить, анализировать, переписывать, править. 

17.Составлять и  собирать схемы различных приборов  и устройств: разбираться в  принципе их действий.

18. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-либо животным: кормить, чистить, лечить, обучать.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников  и 

взрослых.

20.Заниматься с  детьми младшего возраста: играть, читать и пр.

21.Выполнять задания  по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

22. Из типовых деталей,  предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т.п) определенных  моделей или изделий, создавать  новые, придуманные самостоятельно

23. Специально наблюдать  за жизнью животных в природе,  изучать их повадки, характерные  формы поведения. 

24. Перед многими  зрителями разыгрывать роли в  спектаклях, декламировать стихи,  прозу. 

25. Быстро и правильно  распознать сущность малознакомого человека, т.е. понимать причины его поступков, видеть "истинное лицо", часто скрытое за внешним поведением.

Информация о работе Опросник профессиональной готовности (ОПГ)